21 октября балтийский дом. XXVII Международный театральный фестиваль «Балтийский дом

Опера с Сергеем Шнуровым на сцене Мариинки, спектакль Кирилла Серебренникова в «Балтийском доме» и БДТ, а также Диана Вишнева в образе Петрушки и Авроры - Виталий Котов составил хронологический гид по лучшим фестивалям, гастрольным постановкам и премьерам театров до конца года. И не говорите, что мы вас не предупреждали!

Фестиваль «Александринский»

Где: Основная и Новая сцены Александринского театра

Чтобы учесть все нюансы полифонической книги Булгакова, художественный руководитель театра «Мастерская» Григорий Козлов режиссер разложил ее на 155 персонажей, которых играют 28 актеров (нынешнее поколение его «студийцев»). Чтобы не мучить зрителей многочасовым действием, спектакль разделен на два вечера.Первый посвящен Ивану Бездомному и Мастеру. Второй – нечистой силе и Маргарите. На сцене также появится и сам Михаил Афанасьевич Булгаков и три его жены, в том числе и последняя Елена – прототип Маргариты.


Фестиваль «Балтийский дом»

Где: Театр-фестиваль «Балтийский дом»

Билеты: В кассе театра

XXVII старейший в Петербурге международный театральный проходит в этом году под слоганом «Имитация жизни» и приготовил сплошь европейские премьеры. Так, литовский гений Эймунтас Някрошюс обратился уже в третий раз к «Иванову» Чехова, поставив его в Хорватском национальном театре (3 октября ). Люк Персеваль, самый известный современный фламандский режиссер, 14 октября покажет сагу о жизни одной семьи Ругон-Маккаров, описанную в двадцати романах Эмиля Золя. Настоящий сериал на театральной сцене «Трилогия моей семьи» , поставленный им в Гамбургском театре «Талия», берет в основу только пять из них, состоит из трех серий («Любовь», «Деньги», «Голод» ) и будет идти с полудня до позднего вечера. Кроме того, в программе спектакль «Ближний город» . Он поставил комедию абсурда в Национальном театре Латвии (21 октября ).

Опера «Бенвенуто Челлини»

Где: Концертный зал Мариинского театра

В рамках осенних гастролей премии «Золотая маска» в Петербурге покажут завершение брехтовской трилогии Юрия Бутусова , которую он поставил для Театра им. А.С. Пушкина (две предыдущие части это – «Добрый человек из Сезуана» в том же столичном театре и «Кабаре.Брехт» в родном Ленсовета). Все три постановки роднит безудержная энергия распада и музыка, вгоняющая в транс зрителей и актеров.


Балет «Петрушка»

Когда: Ноябрь

Где: Мариинский театр

Пьесу про литовцев-эмигрантов литовский драматург Марюс Ивашкявичюс написал специально для литовского же режиссера Миндаугаса Карбаускиса, худрука театра Маяковского. Благодаря гастролям «Золотой маски» – постановку привезут в Петербург. После биографического «Канта» и «Русского романа» о семье Льва Толстого, в своей третьей общей постановке соавторы рассказывают о соотечественниках, покинувших свою родину и не нашедших счастья в Великобритании.


Фестиваль Context. Diana Vishneva

Где: Музей Эрарта, Мариинский театр, БДТ

Фестиваль современной хореографии, созданный пять лет назад в Москве, в год своего первого юбилея привозит мощную программу и в Петербург. На сцене музея Эрарта 16 ноября пройдет вечер молодых хореографов. Штутгартская компания Gauthier Dance представит в БДТ 18 ноября новый спектакль «Нижинский» , созданный Марко Гёке, приглашенным хореографом NDT. На гала-закрытии фестиваля в Мариинке 19 ноября главный балетмейстер Балета Нюрнберга Гойо Монтеро покажет работу Asunder на музыку Вагнера и Шопена в исполнении танцовщиков Пермского театра оперы и балета. Итальянская балерина Алессандра Ферри , четыре года назад триумфально вернувшаяся на сцену в возрасте 50 лет, на этот раз появится в дуэте с другой мировой звездой, Германом Корнехо, чтобы исполнить номер Witness хореографа Уэйна Макгрегора на музыку Нильса Фрама. Танцевальная компания Bodytraffic из Лос-Анджелеса дебютирует в России с постановкой Green Bride в хореографии Барака Маршалла. Дуэт I Will Fall for You на музыку Woodkid, созданный прославленным хореографом Сиди Ларби Шеркауи, привезут к нам танцующие в Королевском балете Фландрии Дрю Джейкоби и Мэт Фулей. Также на закрытии покажут российскую премьеру двух постановок NDT: фрагмента из балета «Трилогия: Шостакович» хореографа Алексея Ратманского на музыку «Концерт № 1», а также работы Sarcasmen хореографа Ханса ван Манена. А исполнит с приглашенным солистом Балета Нюрнберга Оскаром Алонсо финальное па-де-де из балета Гойо Монтеро «Спящая красавица» .


Фестиваль «Дягилев. P.S.»

Где: Большой зал Филармонии, Молодежный театр на Фонтанке, Театр музыкальной комедии, Александринский театр, БДТ

На открытии главного петербургского фестиваля 23 ноября Теодор Курентзис в Большом зале Филармонии представит программу из Симфонии № 1 Густава Малера и Скрипичный концерт Альбана Берга (солистка - Патриция Копачинская). В программе также спектакль «Коко Шанель» (24 ноября) , поставленный норвежским хореографом-абсурдистом Йо Стрёмгреном. Абсолютный эксклюзив фестиваля – новая постановка Уэйна Макгрегора (26 ноября ). «Дягилев. P.S.» выступает сопродюсером балета «АвтоБИОграфия» . Для него британский хореограф, интеллектуал и создатель собственного пластического языка дал генетикам расшифровать свой геном. После спектакля Татьяна Черниговская побеседует с Макгрегором о когнитивных способностях человека. 27 ноября скрипач Вадим Репин в БЗФ вместе с симфоническим оркестром под управлением Александра Титова исполнит знаменитый концерт Сибелиуса, а также симфоническую сюиту Римского-Корсакова «Шехеразада». 28 ноября в Александринском театре прима-балерина Большого театра Светлана Захарова покажет свою сольную программу Amore , на которую в Москве невозможно достать билеты. А 1 декабря труппа Национального хореографического центра Ballet de Lorraine (Балет Лотарингии) покажет в БДТ реконструкцию знаменитого спектакля 1924 года Relache на музыку соратника Дягилева композитора Эрика Сати, поставленного учеником Михаила Фокина шведом Жаном Бёрлином в декорациях художника-авангардиста Франсиса Пикабиа.


«Ахматова. Поэма без героя»

Где: БДТ

Спектакль худрука Гоголь-центраКирилла Серебренникова по поэме Анны Ахматовой входит в цикл его театра о главных русских поэтах ХХ века наравне с «Пастернак. Сестра моя жизнь» Максима Диденко и «Мандельштам. Век-волкодав» Антона Адасинского. Постановка новая, но исполнительница главной роли и сорежиссер Алла Демидова находится в диалоге с великой поэтессой уже очень давно: много лет читает на поэтических вечерах ее стихи, выпустила книгу-анализ «Ахматовские зеркала». И на бумаге и на сцене получается больше, чем просто интерпретация текста. Спектакль приедет в Петербург в рамках гастролей «Золотой маски».


Фестиваль «Мастерские»

Где: БДТ, Театр на Литейном, Юсуповский дворец

Худрук театра «Мастерская» Григорий Козлов отметит его 20-летний юбилей новым фестивалем, список участников которого способен вызвать восторженный обморок театралов. Его идея - собрать вместе актерские курсы, которые стали театрами, и театры, в которых сохраняется принцип студийности. Так, столичная Мастерская Фоменко покажет в Петербурге спектакль «Проклятый Север », созданный молодыми стажерами театра в рамках творческой программы «Пробы и ошибки». Студия театрального искусства – камерную «Киру Георгиевну» Сергея Женовача с Марией Шашловой в заглавной роли. В постановке «Фолкнер. Молчание» будет участвовать практически весь актерский состав «Июль ансамбля» , девятой мхатовской студии под руководством Виктора Рыжакова . Из Воронежа приедет Камерный театр Михаила Бычкова с «Грозой» . Авторский театр Алексея Песегова из Минусинска вообще приедет в Петербург впервые за всю свою историю и покажет нашумевшую «Колыбельную для Софьи» по Михаилу Замятину.

Спектакль «Гамлет»

Где: Театр имени Ленсовета

Главный режиссер Театра имени Ленсовета как никто умеет превращать глубокомысленные тексты в задорные, зрелищные спектакли, не лишенные при этом тонких и содержательных деталей. Первый «Гамлет» Юрия Бутусова 2005 года в МХТ с Хабенским, Трухиным и Пореченковым стал своего рода манифестом петербуржцев, перебравшихся в Москву. Новая интерпретация шекспировского блокбастера обещает удивить распределением ролей - вполне возможно, что мы увидим датского принца в исполнении одной из ведущих актрис театра. Но все еще может перемениться.

Текст: Виталий Котов, Анастасия Ким, Дмитрий Ренанский

Осень — прекрасное время для визита в Северную столицу, особенно, если вы неравнодушны к культурной жизни. В октябре запланировано множество интересных событий. Например, стоит сходить в театр Балтийский дом. Афиша сообщает о проведении особенных спектаклей. С 3 по 21 октября здесь будет проходить театр фестиваль Балтийский дом. Название главного спектакля программы и темы всего мероприятия в этом году — «Имитация жизни». Режиссеры, актеры, критики и зрители попытаются понять, каким может быть театр и его будущее в современной жизни. Чем он является сегодня? Лишь отражением жизни или напротив, куда более интересной формой, нежели сама жизнь?

Фестиваль Балтийский дом 2017: программа

Первый спектакль назначен на 3 октября. Это работа литовского режиссера Э. Някрошюса по пьесе Чехова «Иванов». Главному герою постоянно навязывают различные роли и рассказывают, каким хотят его видеть, не давая возможности показать настоящего себя.
О других спектаклях в театре Балтийский дом (Санкт-Петербург), официальный сайт рассказывает весьма подробно. Среди них та самая «Имитация жизни» 7 и 8 октября о судьбе маленького человека в жестоком современном мире, склонном к глобализации. 9 октября — премьера «Тарас» по мотивам гоголевского «Тараса Бульбы», где столкнутся Любовь и Война под музыку прославленного литовского композитора Ф. Латенаса.
Работу Кирилла Серебрянникова «Ближний город» покажут 21 октября. Зрители увидят историю семейной пары, в которой муж частенько отлучается в другой город, а супруга выслеживает его и узнает истинные мотивы.
Фестиваль Балтийский дом 2017 привлекает и дополнительной программой. В нее включены творческие встречи с драматургами и режиссерами, мастер-классы и лекции, научно-творческая конференция «Европейский театр и Россия», фотовыставка Владимира Мягкова «Далекий Магадан».

21 октября мощным финальным аккордом фестиваля «Балтийский дом» стал спектакль «Ближний город». В основу постановки была положена пьеса Марюса Ивашкявичюса, обозначенная как «комедия абсурда». Режиссер, сценограф и художник по костюмам – Кирилл Серебренников. Желающих оценить провокационный спектакль оказалось немало – зрительный зал был полностью заполнен.

Сценическое пространство в белых тонах, от которых так и веет незримым холодом. Макет окна, спутниковая тарелка в углу. Ключевой объект – огромный матрас, сразу обращающий на себя внимание. Разговоры о квартире у моря, настойчивые вопросы ребенка о сросшихся ножках, полиции и скорой помощи кажутся странными и непонятными, но это только до поры. Рассказы мужа о том, как он в очередной раз пил пиво с друзьями детства в Ближнем Городе, вялотекущий семейный скандал между мужем и женой, застывший на одной ноте. С первых же минут спектакля зритель всей кожей ощущает жутковатую атмосферу, природа которой пока также неясна. Но нечеловеческие ужасы начинаются затем на сцене: перед нами маньяк, мучающий самыми изощренными способами девушку в свадебном платье. Так, он перематывает тело несчастной скотчем (вот вам и сросшиеся ножки!), душит ее, запечатлевая весь процесс на видеокамеру. Насилие выплескивается на зрителя, и смотреть на все это, будем честны, физически неприятно и тяжело. Откровенные монологи мучителя о природе секса, о женском наслаждении, о похоти и грехе воспринимать непросто – не каждый зритель готов к подобному. Но происходящее на сцене не есть эпатаж ради эпатажа, во взбудораженных и пылких речах извращенца сокрыт весьма глубокий смысл.

Тем временем тихая и скромная мать семейства Анника решается попробовать познать, каково это – платить за секс. Но ничего не получается, продажный мужчина Ларсс сворачивается клубочком на ее коленях, а она рассказывает ему про жизнь с мужем и про Ближний Город, разумеется. Анника устала от рутины, от отлучек супруга, от самого брака. «Семья для него – это не отношения, семья для него – это дом», — признается героиня. А затем происходит вот что: сама она оказывается в мутном омуте проституции. Клиентов море, у всех свои истории, для каждого – индивидуальный подход. Где та скромно одетая многодетная мать, краснеющая, кажется, от одного упоминания секса? Теперь она в совершенстве знает свое дело, даже не подозревая, как опасна эта игра. Близится развязка истории: муж стреляет из ружья, но совершает ли он убийство Анники, большой вопрос для зрителя. Каждый поймет эту метафоричную сцену по-своему.

А какова же судьба жесткого маньяка и его несчастной жертвы? Там еще интересней: ведь они не те, кем казались изначально. Вместо садиста – извращенца перед нами теперь застенчивый очкарик, вместо пленницы – модно одетая молодая женщина. Все происходившее ранее было то ли странно-страшным сном, то ли наркотическим угаром, то ли психологическим экспериментом. А так-то они обычные люди. У нее – семья и дети, простые человеческие радости. Он называет себя профессиональным мечтателем и говорит, что «не убивает людей, а возвращает их к жизни». Эта история заканчивается так же внезапно, как и начинается. Тишина и темнота ставят в ней точку.

В спектакле Кирилла Серебренникова много секса, им буквально пропитано сценическое пространство, но ни грамма пошлости — метафоры, намеки, образы, полутона. Постмодерн как он есть, настоящая работа для мозга во время просмотра. Нетривиальный взгляд на жизнь, на семейные ценности, все перевернуто с ног на голову. Табуированные темы не просто

затрагиваются — о них говорят в полный голос, о них кричат и стонут. Не всякий зритель готов это понять и принять, но сделано это исключительно точно, мощно и талантливо. Воистину, Серебренников настоящий патологоанатом человеческих душ: безжалостно вскрывает их, выворачивая наизнанку, извлекает самые темные и потаенные чувства, не боится бросить вызов социуму, спровоцировать скандал. В этом методе он близок к другому гениальному провокатору – Ларсу фон Триеру, который также безжалостно снимает стружку с людских сердец. И ведь даже не задумываются охающие от происходящего на сцене, что главная героиня и переживает свое страшное падение на дно как раз с уютных мещанских высот, с зажатости и закомплексованности. И маньяк вовсе не маньяк, и жертва вовсе не жертва, как мы прекрасно понимаем в конце. Отпустите себя, освободите ваши тайные фантазии, выпустите на волю вашу темную низменную сторону. Это может вас спасти. А через «правильность» вы себя погубите. Так говорит нам Кирилл Семенович, и ему стопроцентно веришь. А что воплощает собой тот самый пресловутый Ближний Город – пусть каждый решит это для себя сам.

Марина Константинова, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии Натальи Кореновской

(0)

«Ближний город» - театральное событие сразу двух российских столиц. Спектакль режиссера Серебренникова участвует в программе московской «Территории» и закрывает афишу «Балтийского дома». Событие, действительно, достойное стать финальным аккордом крупного фестиваля: в спектакле, поставленном весной нынешнего года, Серебренников впервые работает с одним из самых популярных драматургов Европы - Марюсом Ивашкявичюсом.

В основе сюжета - бытовая история, выстроенная как абсурдистская драма. Действие происходит в двух провинциальных городах. Первый - родина благополучной семейной пары с тремя детьми. Второй - тайное прибежище отца семейства, который раз в неделю сбегает, чтобы встретиться с друзьями. Однажды супруга решает наведаться в «ближний город» и открывает шокирующие секреты мужа.

Перед премьерой в Латвийском национальном театре Серебренников отметил: «В целом же это спектакль про силу женщины и невозможность ее убить. И про то, что все мужчины являются жертвами, обслуживающими мощную женскую природу».

В стильном, холодном пространстве, совмещая язык театра с языком кино (используется несколько экранов для проекции) режиссер и художник спектакля Серебренников рассказывает историю об оборотной жизни «обычного» человека.

Петербуржцы смогут увидеть спектакль 21 октября в 19:00 на сцене театра «Балтийский дом». Продолжительность - 2 часа 50 минут с одним антрактом. Возрастное ограничение спектакля - 18+.

С 3 по 21 октября в Северной столице пройдёт XXVII Международный театральный фестиваль «Балтийский дом». В течение трёх недель петербуржцев ожидают выступления коллективов из Белоруссии, Венгрии, Германии, Грузии, Дании, Казахстана, Латвии, Польши, России и Хорватии.

Открывать большой фестиваль будет постановка литовского режиссёра Эймунтаса Някрошюса «Иванов» Хорватского национального театра в Загребе. Спектакль по драме Антона Павловича Чехова показывает борьбу главного героя с навязанными ему обществом ролями. Сможет ли герой избавиться от постоянного влияния и давления общества и быть собой, зрители узнают, посмотрев постановку.

7 и 8 октября зрители увидят спектакль Корнеля Мундруцо «Имитация жизни», название которого стало девизом, объединившим спектакли программы. Режиссёр нового поколения европейской режиссуры, основатель театра «Протон» Корнель Мундруцо показывает драму человека в большом мире, в котором так сложно одному. Главную героиню - пожилую цыганку - пытаются выселить за долги, что вызывает невероятную реакцию и пробуждение самой квартиры и целого дома, которые восстают против разрушения привычного уклада.

Спектакль-трилогия Люка Персеваля «Любовь. Деньги. Голод. Трилогия моей семьи», основанная на произведениях Э. Золя, повествует о жизни семьи Ругон-Маккаров. Герои саги в поисках счастья, любви и лучшей доли находят ответ на важнейший вопрос, можно ли изменить судьбу или остаться лишь пешками природы. Это будет премьерный показ спектакля не только в Санкт-Петербурге, но и в России.

Имя режиссёра Кирилла Серебренников знакомо многим театралам. В последний день фестиваля, 21 октября, зрители смогут увидеть его постановку, комедию абсурда по пьесе литовского драматурга Марюса Ивашкявичуса «Ближний город» Национального театра Латвии. В центре событий - жизнь семьи с тремя детьми, в которой, как оказывается, есть место тайнам и интригам и которые так внезапно становятся явными.

Программа фестиваля:

3 октября - драма «Иванов» (А. П. Чехов), Хорватский национальный театр в Загребе, режиссёр Эймунтас Някрошюс

5 октября - спектакль «Песочница» (по пьесе польского драматурга Михаля Валчака), театр имени Александра Фредо (Польша), режиссёр Евгения Богинская

7 и 8 октября - спектакль «Имитация жизни» (К. Вебер), театр «Протон» (Будапешт, Венгрия), режиссёр Корнель Мундруцо

8–9 октября - поэтическая притча «Железное кольцо», датский кукольный коллектив «BAAD-театр» (Копенгаген, Дания), режиссёр Р. Хайм

9 октября - «Тарас» (по мотивам произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»), театр-фестиваль «Балтийский дом», режиссёр Сергей Потапов

10–11 октября - документальная пьеса «А.Л.Ж.И.Р.», Тбилисский государственный академический русский драматический театр имени А. С. Грибоедова (Грузия), режиссёр Автандил Варсимашвили

11 октября - «Дон Кихот» (по мотивам произведения Мигеля де Сервантеса), московский театр «Эрмитаж», в постановке бессменного руководителя коллектива режиссёра и литератора Михаила Левитина

12 октября - «Чеховъ. Чайка» (интерпретация драмы А. П. Чехова), Гродненский областной театр кукол (Республика Беларусь), режиссёр О. Жюгжда

13 октября - «Последний экзамен» (по мотивам пьесы Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна»), Алматинский театр Байтена Омарова «Жас Сахна» (Республика Казахстан), режиссёр Барзу Абдуразаков

14 октября - «Любовь. Деньги. Голод. Трилогия моей семьи», театр «Талия» (Германия), режиссёр Люк Персеваль

15 октября - спектакль «Магадан/кабаре», московский театр «Около дома Станиславского», режиссёр Юрий Погребничко

21 октября - «Ближний город» (по пьесе литовского драматурга Марюса Ивашкявичуса), Латвийский национальный театр (Рига), режиссёр Кирилл Серебренников