Можно ли использовать сплит систему зимой. При какой температуре на улице можно включать кондиционер на обогрев. Кондиционер для зимы. Сплит система для зимы

Кроме обеспечения комфортной температуры в салоне летом кондиционер также подсушивает воздух. Это помогает эффективно бороться с запотеванием стекол круглый год, поэтому он востребован даже зимой. Однако в зависимости от температуры за бортом система управления может запретить включение компрессора кондиционера. В этом вопросе бал правят законы физики и защитные функции электроники.

Физика процесса

Работа любого кондиционера (в том числе и обычного холодильника) основана на переходе хладагента (фреона), циркулирующего по системе, из газообразного состояния в жидкое, и наоборот. Именно эти изменения агрегатного состояния и обеспечивают поглощение и выделение большого количества тепла (тепловой энергии).

Фреон поступает в салонный радиатор (испаритель) в жидком состоянии и при низкой температуре. Через соты теплообменника он активно поглощает тепло из воздуха, попутно подсушивая его, и закипает, полностью превращаясь в газ. Во внешнем радиаторе системы (конденсоре) он отдает эту энергию в окружающую среду, снова превращаясь в жидкость.

Полное испарение фреона критически важно для здоровья компрессора, который обеспечивает его циркуляцию по системе. Попадание в него даже малого объема жидкого хладагента будет фатальным. Поэтому в систему управления включены различные контролирующие датчики, чтобы исключить такой риск. На основании их показаний электроника может принудительно отключить компрессор при работе или вообще запретить его активацию.

Переменные

Сейчас в подавляющем большинстве автомобильных кондиционеров используют фреон R134a. При атмосферном давлении он начинает кипеть уже при -26°C. Но в системе кондиционирования он находится под избыточным давлением. Соответственно, температура его кипения будет уже выше. Переход в газообразное состояние в испарителе возможно примерно при 0°C. В зимний период часто бывает так, что фреону попросту недостаточно тепла от воздуха в салоне, чтобы превратиться в газ. За этим пристально следит датчик температуры окружающей среды и дополнительный сенсор климат-контроля в салоне. Поэтому при определенных условиях за бортом система управления запретит включение компрессора кондиционера.

За давлением в системе кондиционирования следит комбинированный датчик. При слишком низком или высоком давлении включение компрессора будет запрещено, дабы исключить риск повреждений. Это сделано для того, чтобы система не активировалась, к примеру, когда в ней будет недостаточно фреона. Важный момент: когда кондиционер работает, давление фреона перед компрессором обычно составляет около 3 бар, а после компрессора - примерно 14 бар. Спустя небольшое время после его остановки показатели сравниваются. При 20°C это давление составляет около 5–6 бар, а вот при 0°C оно падает до 2 бар. И на некоторых моделях машин этого достаточно, чтобы система управления заблокировала включение компрессора.

В зависимости от конкретной модели автомобиля датчики давления и температуры обладают разным приоритетом. К примеру, на многих машинах блок управления ориентируется на показания наружного температурного сенсора. Если машина заехала в отапливаемый гараж с мороза, то даже когда давление в системе физически поднимется до рабочего диапазона, электронным «мозгам» потребуется еще немного времени на то, чтобы осознать реальное, а не сиюминутное изменение условий окружающей среды и дать добро на включение компрессора.

Главный вывод: зимой можно смело пользоваться кондиционером. Это никоим образом не сказывается на ресурсе его элементов. Вопрос лишь в том, одобрит ли это система управления конкретного автомобиля, которую обучили перестраховываться. На каких-то автомобилях компрессор кондиционера включится и при отрицательной температуре за бортом (немногим ниже нуля). А, к примеру, на некоторых Фордах он откажется работать, когда на приборном щитке загорится «снежинка» (падение температуры ниже 3°C). Тут уж все зависит от программного обеспечения и конструкции системы кондиционирования конкретного автомобиля, то есть ее рабочих характеристик. К слову, сервисмены рекомендуют регулярно включать кондиционер в зимний период, чтобы снизить риск закисания прижимной металлической пластины муфты включения компрессора.

Как устроен кондиционер и чем грозит его включение зимой?

Любой кондиционер предназначен для того, чтобы охлаждать воздух в помещении. Но в холодное время года у многих пользователей этот прибор работает на обогрев. Однако перед тем, как начать эксплуатацию техники в таком русле, надо понять, как правильно запустить отопление кондиционером. Эта информация поможет не допустить ошибок в эксплуатации недешевой техники.

Принцип работы сплит-системы на обогрев – это понижение (!) температуры воздуха, забранного с улицы. Будет сделан забор воздуха, к примеру, с температурным значением -16, а отдан обратно в еще более холодном состоянии, доходящий до -25. Разница используется для теплоотдачи : полученный теплый воздух попадает внутрь помещения.

Однако хватит ли у прибора сил на полноценное осуществление такой задачи? Важно знать: если температура на улице окажется значительно ниже нулевой, то у компрессора просто не хватит сил подогревать воздух – начнется работа на износ. А если техника работает на максимуме, это уже чревато риском поломки.

Итак, первое условие – это температура за окном . Использование кондиционера в качестве обогревателя уместно для регионов с мягким климатом. А для большей части нашей страны такую технику стоит использовать только в межсезонье, в осенний или весенний период.

Работа кондиционера на обогрев зимой может быть опасной и перемерзанием шланга дренажа . В этом случае конденсат начнет стекать в здание. Сегодня производственники пытаются решить проблему установкой в технике обогревателя на 20 Ватт. Хорошо действует и блокировочная система: техника отключается при резком снижении температуры.

Эффективность подобного процесса

Насколько экономически целесообразно включать кондиционер на обогрев? Это оказывается довольно экономично, ведь работа идет на основе теплового насоса. На это указывают и цифры: с каждого киловатта электричества в выходе будет идти 2,5-4,2 кВт тепла. Это что касается температурного режима в пределах от 0-5˚С. Эффективность системы рассчитана до -15˚С (а для некоторых моделей такая возможность предоставляется и до -30 градусов).

Если сравнивать использование кондиционера с масляным обогревателем, то последний кажется и вовсе не экономичным: он идет в 1 кВт электроэнергии, выдавая при этом всего 0,95 кВт тепла.

Так насколько эффективен обогрев кондиционером? На это влияет стоимость электроэнергии . Там, где дешевле обогревать газом, ставить кондиционер зимой на обогрев экономически нецелесообразно. А вот в регионах (странах) с дорогой электроэнергией, будет рационально оставлять климатическую технику в режиме обогрева (но опять же, с оговоркой на погодные условия).

Преимущества и недостатки работы сплит-системы для обогрева

Отапливать или нет с помощью кондиционера — каждый пользователь решает сам в частном порядке. Но если решение оказалось положительным, то можно быть уверенным – воздух не пересушится, как при использовании отопительных приборов. Есть и другие плюсы:

  • экологичность применения (нет выброса СО2);
  • тепла будет выдаваться в три раза больше, чем расходоваться электричества.

Но кроме улучшения микроклимата есть и свои «подводные камни». О них обязательно следует знать при постоянном использовании.

  1. Износ устройства произойдет в 3-5 раз быстрее. Это произойдет из-за загустевшего масла, которое потеряет свои свойства.
  2. Идет тенденция на замену хладагента – в применении будет ходить более безопасный для озонового слоя R410. Это требует установку более совершенных компрессоров.
  3. Производительность прибора станет в два раза меньше номинальной.
  4. Кондиционер для отопления зимой чаще выходит из строя.

Оптимальный вариант

Хорошим решением станет приобретение устройства с инвертором . Такая техника способна отапливать помещение даже при -25˚С за окном. Подкупает и то, что к конструкции инверторного устройства для отопления реально будет дополнительно присоединить блок гидромодуля. Этот элемент может находиться как снаружи, так и внутри здания.

  1. Если гидроблок наружный , то техника будет работать по знакомому нам типу теплового насоса. В этом случае есть смысл использовать кондиционер только как дополнительный источник тепла (или если предполагается непостоянное проживание в доме). Если посещение дома нерегулярное, то в зимний период необходимо полностью консервировать (отключать и утеплять) всю систему прибора.
  2. Если гидроблок находится внутри , технику получится подключать к традиционным радиаторам или «теплому полу». Подобный принцип работы кондиционера на обогрев потребует начальных затрат на этапе монтажа, однако наградой станет полноценный подогрев. Еще один плюс подобных моделей – хорошая ремонтопригодность.

Как выбрать правильную модель

От правильного подбора модели будет зависеть то, как работает кондиционер с подогревом. Здесь важно обратить внимание на характеристики СОР (отношение мощности нагрева к потребляемой) и EER (отношение охлаждение/потребление):

  • COP в моделях для дома должна равняться 2,8-4;
  • у EER этот показатель может составлять 2,5-3,5 единиц.

Также имеет значение класс энергоэффективности прибора: в случае с наиболее приоритетным и экономичным А оптимальные показатели должны составлять от 3,2 до3,6 у COP и 2,2-2,4 EER.

Вне зависимости от рекомендаций, монтировать подобный вид техники нужно будет индивидуально, с учетом особенностей помещения. При этом актуально будет просчитать возможные теплопотери, которые идут от окон и дверей. Именно в этих местах и резонно будет создать тепловую завесу. Немного об управлении: техника будет переключаться или с пульта, или вручную. Обогрев можно установить автоматически.

Важно знать и такие нюансы: первые несколько минут прибор должен работать в качестве кондиционера, а не обогревателя . Это нужно для того, чтобы согрелся наружный блок и оттаял возможно образовавшийся в дренаже лед. Следующие разы этот момент будут регулировать вентиляционные обороты. Также во многих моделях предусмотрена специальная функция DeIce , которая позволит не перепутать режим правильного включения.

А вот еще несколько советов, которые помогут улучшить работу техники.

  1. Подогрев дренажа позволит воде не замерзнуть и уберет конденсат.
  2. При остановленном компрессоре можно включить подогреватель, который подогреет масло и предотвратит его загустение. В этом случае хладагент не сможет вытечь в картер.
  3. Если в устройстве наружного блока есть контролер вентилятора , то он нагонит актуальную температуру и предотвратит обмерзание внутреннего блока.

Итак, тепло от кондиционера оказывается намного экономически эффективнее, чем от других приборов (при затратах в 1 кВт потребитель получает 4 кВт). Вся энергия идет именно на перемещение теплых воздушных масс. Многие современные приборы гарантируют хорошую работу и при тридцатиградусных морозах. Однако любая сплит-система остается лишь дополнением к основному отоплению и пока не готова взять полную нагрузку по комфортному обеспечению теплой атмосферы в жилье.

Бытовые кондиционеры оказывают несомненную пользу летом, даря комфорт и прохладу в квартире. Закачанный в них хладагент забирает тепло из помещений, которое отправляется наружу и выбрасывается в атмосферу через наружный блок. Отдельные модели умеют работать не только на охлаждение, но и в качестве обогревателей. Можно ли включать в квартире кондиционер зимой на обогрев – этот вопрос задают многие люди, впервые сталкивающиеся с климатической техникой. Попытаемся дать на него развёрнутый ответ.

Некоторые мифы о кондиционерах

Первые кондиционеры, например, советские БК и многие другие оконные модели, умели работать исключительно на охлаждение. Они гудели как трансформаторные будки, но подавали в квартиры спасительную прохладу. Со временем традиционные кондиционеры были вытеснены сплит-системами, состоящими из двух блоков. Они более удобны в монтаже и отличаются пониженным уровнем шума. Кроме того, они научились работать в двух направлениях.

Именно с этим связан миф, что кондиционер летом охлаждает, а зимой греет. Это неправда – без должного дооборудования (если оно вообще предусмотрено производителем) он не сможет работать в зимнее время года. Обогрев возможен только в весенний и осенний периоды, когда температура наружного воздуха ещё не опускается ниже нуля. Как только она пересечёт нулевую отметку, включать его нельзя (или не рекомендуется – всё зависит от модели).

Ещё один миф заключается в том, что сплит-система забирает наружный воздух, охлаждает его и подаёт в помещение. Это неправда – подавляющее большинство кондиционеров гоняет по кругу воздух, находящийся в комнатах. Опция подсоса наружного воздуха присутствует лишь в дорогих моделях. Причём не очень понятно, почему столь простой функционал оказывает такое влияние на стоимость оборудования – оно просто взлетает в цене.

Доступные режимы работы

Специалисты по климатическому оборудованию и вовсе советуют не включать бытовые кондиционеры на обогрев зимой при температуре окружающей среды ниже +5 градусов.

Кондиционер с функцией обогрева (мы не берём в пример самые продвинутые модели с расширенным диапазоном рабочих температур), установленный в квартире, можно включать только в двух случаях:

  • Летом, при любой жаре, даже самой сильной.
  • Осенью или весной – при температурах не ниже нуля (иногда до -5).

То есть в большинстве случаев отопление кондиционером зимой невозможно – он просто сломается. Включить его на обогрев в зимнее время года можно разве что в самых южных регионах, где температуры редко опускается ниже нулевой отметки (зимы на юге обычно тёплые).

Включить кондиционер на обогрев легко – возьмите в руки пульт и кнопкой Mode выберите режим Heat, задайте требуемый температурный показатель. Прибор немного «подумает», после чего включится и начнёт нагнетать в квартиру тепло. Звук его работы немного меняется, но ничего страшного в этом нет – всё в пределах нормы. Первое время от аппарата может исходить неприятный запах, который исчезнет через 10-15 минут после включения.

Чем чревато включение кондиционера на обогрев зимой

Если включить кондиционер на обогрев зимой, при отрицательной температуре, то ничего хорошего не произойдёт – это точно. Вот перечень возможных поломок:

Включать кондиционер зимой на охлаждение при минусовой температуре нельзя. Причина банальна – замёрзнет масло в компрессоре.

  • Сломается компрессор – вследствие банального замерзания масла, которое становится густым и мешает работать сердцу агрегата.
  • Нарушение работы наружного блока вследствие замерзания конденсата – ему просто некуда деваться.
  • Повреждение трубопроводов с хладагентом.

Вот три основные причины, по которым нельзя включать кондиционер зимой при температуре ниже нуля. А личный опыт многих пользователей говорит о том, что уже вблизи нулевой отметки эффективность обогрева быстро теряется. Минусовая температура и вовсе угробит агрегат – это уже не гарантийный случай.

Оптимальные условия эксплуатации

Кондиционер на обогрев можно включать при температуре выше 0 градусов, а лучше выше +5 градусов (зимой, весной и осенью) – таков вердикт специалистов. А лучше всего заглянуть в инструкцию к конкретному прибору, где будет указан рабочий диапазон. Существуют модели, умеющие работать в расширенном диапазоне – например, до -5 градусов. В мороз ниже этой отметки их использовать запрещается.

Некоторые модели можно использовать и при довольно низких температурах, но в продаже они встречаются редко, да и стоят дороже. Они работают в морозы -25 градусов, что актуально для регионов с холодными зимами.

Использование зимних комплектов для кондиционеров

Для начала запомним одно правило – включать сплит-систему на обогрев в зимнее время нельзя. Это касается подавляющего большинства бытовых моделей. Их максимум – это -5 на градуснике. А в лучшем случае это ноль или +5. Во всём виноват принцип работы кондиционера – при работе на обогрев его наружный блок охлаждается, а зимой он и вовсе замерзает. Поэтому использовать его для отопления в сильные зимние морозы невозможно.

Некоторые могут возразить – мол, в продаже присутствуют так называемые зимние комплекты, позволяющие включить кондиционер даже зимой. Не будем отрицать, они действительно есть. Только рассчитаны они на кондиционирование воздуха, а не на обогрев. То есть зимний комплект – это оборудование, предназначенной для запуска кондиционера зимой на охлаждение.

Зимние комплекты включают в себя электронные блоки управления, контролирующие давление фреона и температуру окружающей среды, создавая условия для успешного запуска сплит-систем в режиме охлаждения зимой.

Зимние комплекты решают следующие задачи:

  • Подогревают картер с маслом.
  • Ограничивают скорость вращения вентилятора.
  • Обеспечивают работу дренажа.

Особенности запуска на обогрев зимой

Предположим, что в вашем распоряжении находится кондиционер, который можно включить зимой, когда температура забортного воздуха находится в рабочем диапазоне прибора. Вы нажимаете на кнопку старта, выбираете рабочий и температурный режимы, но ничего не происходит – кондиционер не работает на обогрев.

Торопиться в этом случае некуда – система должна прогреться. Она может находиться в «раздумьях» до 15-20 минут. Компрессор в это время не работает, вентилятор не работает. После прогрева раздастся щелчок, система запустится в режиме реверса, радиатор во внутреннем блоке начнёт постепенно нагреваться. Обогрев работает чуть медленнее охлаждения, в квартире станет теплее через 15-20 минут.

Прежде чем включить кондиционер на обогрев, не забудьте пропылесосить радиаторы и удалить пыль с пылевых фильтров – это поможет избавиться от неприятного запаха. Кстати, мобильный кондиционер с обогревом работает так же, как и обычная сплит-система.

Модели зимних кондиционеров

Если вы хотите использовать кондиционер для обогрева своей квартиры, пройдёмся по моделям, которые можно включить даже зимой. Мы будем ориентироваться на образцы с диапазоном рабочих температур до -25 градусов.

Ориентировочная стоимость этого кондиционера составляет 110 тыс. рублей. Он представляет собой настенную сплит-систему инверторного типа с мощностью воздушного потока до 13,2 куб. м/мин. Его можно включить на обогрев при температуре до -25 градусов, на охлаждение – при температуре до -10 градусов. Особенности модели:

  • Встроенная фильтрация воздуха.
  • Точное поддержание температурного режима.
  • Низкий уровень шума.
  • Система самодиагностики.
  • Расстояние между блоками – до 20 метров.

Мощность обогрева составляет 4 кВт при потребляемой мощности в 800 Вт (никаких нарушений законов физики – это не КПД, а всего лишь результат работы термодинамической машины).

Если хочется получить кондиционер, способный работать на обогрев в морозы до -25 градусов, но вы не готовы выложить за него более 100 тыс. рублей, то у нас есть решение. Это компактная сплит-система от GENERAL с тепловой мощностью 2990 Вт. Воздушный поток – до 10 куб. м/час, с возможностью регулировки скорости вращения вентилятора. Его можно включить в цепь управления «умным домом» или управлять им с пульта ДУ. Температура окружающей среды при работе на обогрев – до -25 градусов. Среди всех подобных кондиционеров данная модель является наиболее доступной.

Еще каких-то 20 лет назад кондиционер устанавливался только на автомобили бизнес-класса. Сейчас же данная аппаратура присутствует даже в бюджетных авто чуть ли не в минимальных комплектациях. И многие автовладельцы не знают, как правильно пользоваться кондиционером. Новички опасаются, можно ли включать кондиционер зимой в машине. Это действительно неоднозначный вопрос. Стоит ли включать данную систему для обогрева или просто для профилактики? Либо ее вовсе нельзя включать до наступления тепла? Давайте разберемся в этом нелегком вопросе.

Об устройстве

Для начала ознакомимся с тем, как устроена данная система. Далее нам будет проще понять ее принцип работы. Итак, классический кондиционер автомобиля состоит из:

  • Компрессора (это основная составляющая в списке).
  • Расширительного клапана.
  • Уплотнительных элементов.
  • Осушителя.
  • Дренажа.
  • Конденсора.
  • Испарителя.

Также в конструкции присутствуют трубки, по которым двигается хладагент. Работает система по принципу бытового холодильника. Суть работы основана на переходе хладагента из жидкого в газообразное состояние. Благодаря этому поглощается огромное количество тепла. Но кондиционер может и отдавать его. В таком случае система будет работать как печка, и из сопел будет дуть теплый воздух. Хладагент при этом находится только в газообразном состоянии.

Обратите внимание

В зимний период количество хладагента может сокращаться. Цифра разная, и обычно составляет 5-10 процентов. В связи с этим специалисты рекомендуют периодически делать ТО системе кондиционирования. Так, раз в три года машину нужно загонять на дозаправку фреоном.

Но предварительно мастера проверяют ее на предмет утечек (иначе все работы пойдут насмарку). Если система не имеет пробоин, специалисты подключаются к ней и закачивают недостающий хладагент в нужном количестве. Стоимость такой процедуры невелика - около тысячи рублей. Однако она обязательна - в противном случае кондиционер не будет работать.

Включать в качестве профилактики?

Можно ли включать кондиционер зимой в машине с целью профилактики? Специалисты дают положительный ответ. Хотя многие автовладельцы забывают включать сплит-систему зимой. Таким образом, работает она только в летний период. Остальные месяцы кондиционер простаивает.

Это негативно сказывается на его состоянии. Некоторые детали кондиционера покрыты смазкой, которая стекает вниз. В результате при первом пуске трущиеся пары будут работать «на сухую». Это значительно сокращает их ресурс. В итоге автомобилист не может запустить даже заправленный фреоном кондиционер.

Следующий фактор - это пыль и конденсат, что скапливается в системе за период простоя. После запуска вся грязь начинает циркулировать по системе. Вся соль в том, что часть отложений скапливается на стенках труб и компрессоре, и ее вымыть достаточно проблематично.

Можно ли включать автокондиционер зимой? Как вы уже поняли, периодический запуск не помешает данной системе. К тому же, это полезно для резиновых уплотнителей и трубок. Они не будут пересыхать и трескаться.

О неприятном запахе

Часто на форумах можно увидеть сообщения на тему неприятного запаха в салоне. Причем появляется он сразу после того, как включается кондиционер. В чем причина? Корень проблемы кроется в конденсате, который образует плесень в период простоя.

Как следствие, в июне из сопел дует холодный, но неприятный на запах воздух. Проблему исправить можно, но придется обращаться к специалистам, чтобы они разбирали панель и чистили испаритель. Это существенная трата времени и денег. Есть ли альтернативные варианты? Только профилактика. Использование кондиционера в авто в зимнее время позволит исключить данную неприятность.

Можно ли включать кондиционер зимой в машине часто?

Никакого вреда это машине не принесет. Но нужно знать некоторые правила (о них мы расскажем позже). Специалисты утверждают, что для профилактики достаточно включать систему один раз в две недели на 10-15 минут. С такой периодичностью детали не будут работать на сухую, а на испарителе не образуется конденсат.

Делаем правильный запуск

Как правильно пользоваться кондиционером зимой? Основной момент - это температура окружающей среды. Она должна составлять не ниже, чем -7 градусов. В противном случае влага на испарителе не успеет растаять. Частицы льда проникнут в узлы системы, что тоже не является нормой. Запускать кондиционер следует только после того, как двигатель полностью прогрелся.

Забор воздуха должен осуществляться только из салона (то есть обязательно включать режим рециркуляции). Так система быстрее прогреется, а испаритель будет менее уязвим к холоду. Дабы не потели окна, рециркуляцию следует производить при отсутствии пассажиров.

Кондиционер и расход

Нужно ли зимой включать кондиционер в автомобиле, мы уже знаем. Но некоторые автомобилисты не производят данную операцию намеренно. Ведь зачем запускать сплит-систему, если на улице и так холодно, а вдобавок работающий компрессор увеличивает расход топлива?

Здесь будет актуальной пословица «скупой платит дважды». Сэкономив раз на топливе, вы рискуете «попасть» на ремонт сплит-системы. Можно ли включать кондиционер зимой в машине? Ответ очевиден - система нуждается в регулярной профилактике. Пускай она будет короткой, но производится раз в две недели. Это сохранит детали системы в исправном состоянии.

Что делать, если в салоне уже был неприятный запах?

С такой проблемой часто сталкиваются автомобилисты, недавно купившие машину «с рук». Как быть в такой ситуации? Естественно, профилактика в виде периодического включения системы здесь уже не поможет. Нужно действовать радикально.

В таком случае испаритель снимается наружу и обрабатывается антисептиками. Такую операцию рекомендуется делать всем, у кого автомобиль оснащен кондиционером (хотя бы раз в пять лет). Именно на испарителе скапливаются всевозможные бактерии и плесень. Это может вызвать не только отвращение в виде неприятного запаха, но и аллергию и всевозможные заболевания.

Подводим итоги

Итак, мы выяснили, нужно ли зимой включать кондиционер в машине. Для такой системы эта операция будет не лишней. Но чтобы она действительно принесла пользу, а не вред, нужно знать, как правильно запускать кондиционер. Не стоит включать его при сильном морозе. При температуре в -10 пуск может быть чреват последствиями. Также в холодное время нельзя допускать, чтобы забор воздуха осуществлялся не из салона.

Зная, как правильно делать профилактику и запускать кондиционер, вы не столкнетесь с рядом неисправностей и неприятным запахом в летний период. Ну а чтобы отдача системы была максимальной, периодически проверяйте уровень фреона в ней и производите дозаправку при необходимости.

Все более востребованной комплектацией бытовой климатической техники становится функция обогрева. Актуальность связана с периодами межсезонья, когда центральное отопление еще или уже не отключено. Но также часто звучит вопрос: можно ли включать кондиционер зимой на обогрев? Производители климат-оборудования выпускают специальные «зимние комплекты» для кондиционеров, некоторые модели оснащают встроенными системами подогрева при низкой температуре воздуха. Рассмотрим подробнее, возможно ли использовать сплит-систему как дополнительное обогревательное устройство зимой.

Основная функция

Главная изначальная функция бытового климатического оборудования – охлаждение внутреннего пространства квартиры, комнаты. Именно поэтому приобретение кондиционеров стало массовым явлением перед началом летнего сезона. Как происходит процесс охлаждения воздуха?

Сплит-система оборудована охлаждающим контуром из медных труб. Внутри циркулирует фреон. Особенности таковы, что при испарении он способен охлаждать воздух. Внутренний блок климат-устройства располагает теплообменником, через который фреон, испаряясь, отдает холод. Рядом расположенный вентилятор подает комнатный воздух к испарителю, прогоняет сквозь него, выдавая охлажденный поток.

Далее нагретый фреон перемещается к внешнему блоку, внутри которого преобразуется, избавляется от накопленного тепла и, готовый охлаждаться, снова возвращается к испарителю. Таким образом реализуется основная охлаждающая функция кондиционера.

Режим работы на охлаждение

Инструкция охлаждающего бытового оборудования указывает температурный диапазон, где техника работает с максимальными производительной мощностью и КПД. Для режима охлаждения нижний предел составляет -5⁰ С, у некоторых агрегатов – до -25⁰ С. При изменении температурных показателей ниже приведенного уровня включать оборудование нельзя.

Внутри охлаждающего контура кроме фреона циркулирует масло, которое смазывает детали компрессора внешнего блока. Его наличие обязательно для эффективной работы климат-устройства. Снижение температурных показателей способствует загустеванию масла. Компрессор начинает усиленно работать, изнашиваться, может быстро сломаться.

Другой момент – минусовая температура замораживает жидкость, отводимую дренажной системой. Это постепенно станет причиной перелива конденсата из внутреннего блока.

Следует помнить, что при отдаче тепла наружный блок зимой неизбежно покроется льдом, что снизит его эффективность, увеличит энергозатраты.

Указанные производителем -5⁰ С (или -25⁰ С) говорят о том, что устройство может работать до этого предела именно на охлаждение, но никак не обогрева. Активно продаваемые «зимние комплекты», подогревающие элементы оборудования, разработаны именно для обеспечения эффективной работы кондиционера на охлаждение при снижении наружной температуре. Работе устройства на обогрев не способствуют.

Зимний комплект

Представляет собой совокупность нескольких приборов:

  • Нагреватель дренажной системы. Подогревает коммуникации, чтобы отводимая жидкость могла беспрепятственно проходить по патрубкам.
  • Прибор, нагревающий компрессорный картер внешнего блока. Способствует прогреву неактивного компрессора, поэтому последний запускается уже теплым, масло жидкое, фреон охлаждается.
  • Прибор, снижающий скорость вращения вентилятора для нормализации КПД устройства (касается функции охлаждения, обогревая, вентилятор должен вращаться быстрее обычного).

Установка комплекта на устройство с опцией обогрева не поможет правильно функционировать кондиционеру зимой. Такое оснащение будет верным только в случае охлаждающей работы.

Модификации оборудования, оснащаемые производителями зимним комплектом, программой интиобледенения также малоэффективны зимой, несмотря на указанные диапазоны температур. В морозы работать будет незначительная часть. Обогревать способны модели полупромышленного типа.

Режим обогрева

Данная функция стала оборудоваться недавно. Удобно, когда внутри квартиры становится холодно перед или после работы центрального отопления. Периоды межсезонья ассоциируются с отсутствием тепла. Обогревательное электрооборудование – энергозатратная бытовая техника, а потому экономически не выгодная. На ее фоне кондиционер с функцией прогрева выглядит более привлекательно. Как происходит нагревание воздуха?

Следует понимать, любое сплит-устройство – необогревательное оборудование, так как не оснащено элементом нагрева. При допустимых производителем параметрах окружающей среды нагревательная функция реализуется реверсивным движением фреона.

Установленный внутри внешнего модуля четырехходовой клапан позволяет циркулировать хладагенту обратно. Испаритель и конденсатор меняются функциями. Теперь теплообменник внутреннего блока принимает тепло фреона, охлаждая его. Вентилятор нагнетает воздух через новообразовавшийся конденсатор, прогревая поток.

К наружному модулю фреон поступает охлажденным. Там он вбирает тепло окружающего воздуха, возвращается обратно внутрь помещения.

То есть нагревания воздуха не происходит, только передача тепла от одного места другому. Такая схема эффективна, когда температура окружающей среды плюсовая. Если за окном минус – перестает работать, потому теплообменника наружного блока не хватает, чтобы фреон сбросил холод, модуль оказывается для этого мал.

Существуют кондиционеры, способные эффективно обогревать помещение зимой. Но они ближе к полупромышленным, оснащаются увеличенным внешним теплообменником, способствующим прогреву фреона.

Кондиционеры для зимы

Климатическое оборудование, способное работать зимой:

  • Daikin CTXG-J/MXS-E
  • Toshiba DAISEKAI SKVR
  • Hitachi PREMIUM, ECO
  • Panasonic HE-MKD
  • Mitsubishi Electric DELUXE, PKA-PR

Устройства оборудованы системой обогрева воздуха зимой в квартире. Их стоимость выше по сравнению со стандартными сплит-системами. Условия использования необходимо внимательно изучить, прочитав инструкцию, технический паспорт.

Климатическое оборудование, даже укомплектованное опцией обогрева, перед морозами настоятельно рекомендуется выключать. Это предотвратит износ компрессора, выходд из строя. До определенных низких температур устройство способно эффективно охлаждать. Современные сплит-установки запрограммированы автоматически выключаться, когда производится запуск на обогрев при минусовой температуре окружающей среды.

Исключение составляют единичные модели, сконструированные заводом-изготовителем для работы зимой. Они комплектуются увеличенным теплообменником, программами эффективного обогревания помещения, антиобледенения.

В иных случаях следует подготовить сплит-систему к зимовке, осушив внутренний блок двухчасовым вентилированием, внешний – защитить навесом или чехлом от снега, наледи.

Друзья! Еще интересные материалы:

Ой! Пока нет материалов(((. Полистайте сайт еще!