Чем полезно ползание для ребенка. Во сколько ребенок начинает ползать, и как его этому научить. Когда дети начинают ползать

Вопрос, со скольки месяцев ребёнок должен поползти, некорректен. На самом деле младенец никому и ничего не должен. Да, имеются усреднённые показатели, однако малыши с ними не знакомы, поэтому и развиваются в своём собственном темпе.

Представим лишь общие данные. В среднем малыши начинают ползать в 7-месячном возрасте, однако рамки появления этого навыка достаточно широкие – от 5 до . Также педиатры отмечают, что девочки нередко опережают мальчишек на месяц-другой.

Обычно ребёнок учится ползать уже после того, как научится сидеть самостоятельно, поскольку позвоночный столб уже достаточно крепок, что перейти на этап полноценных движений. Любопытно, что некоторые малыши вообще пропускают ползание и сразу же встают на ножки.

Кроме того, ответ на вопрос, во сколько месяцев ребёнок начинает ползать, должен учитывать множество сопутствующих факторов — как внешних, так и внутренних. Так, время начала ползания будет зависеть от таких условий, как:

  • пол крохи (мальчик, скорее всего, начнёт ползать позже девочки);
  • масса тела ребёнка (крупные малыши поползут позже);
  • доношенность (рождённый раньше срока младенец поползёт позже);
  • темперамент (активные холерики и сангвиники активнее овладевают практически всеми навыками);
  • состояние здоровья;
  • заинтересованность родителей в развитии детей.

Таким образом, вопрос, во сколько месяцев детки начинают ползать, зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребёнка. Ясно одно, ползание – очень полезная разновидность физической активности у грудничков. Поэтому родителям необходимо создать малышу все условия для формирования и совершенствования этого навыка.

Мнение о том, что ползание маленького ребёнка – процесс чрезвычайно полезный, слышала каждая мама. А вот в чём конкретно заключается польза, знают не все родители.

Между тем, этот моторный навык является своеобразным «локомотивом» для всего физического развития. Но обо всём по порядку:

  • ползание способствует укреплению мышц и связок. Во-первых, это хороший задел для сидения и ходьбы. Во-вторых, это позволяет естественным образом корригировать некоторые отклонения (кривошея, низкий или высокий тонус) за счёт укрепления мышечного корсета;
  • идёт формирование физиологических изгибов позвоночного столба. Эти естественные «выпуклости» и «втянутости» работают, как амортизаторы, в результате чего позвоночник способен выдержать приличную нагрузку при вертикальном положении ребёнка и ходьбе;
  • развивается скоординированность движений. Подобный навык даёт возможность ребёнку передвигаться в пространстве, удерживать равновесие, ощущать ритм движения, действовать согласованно обеими руками и ногами;
  • повышается самостоятельность. Когда малыш начинает ползать, то перед ним открывается масса возможностей для изучения окружающего мира и постановки целей. К примеру, ребёнок уже сам стремится подползти к игрушке, а не требует её у мамы;
  • развивается интеллектуальная сфера. В первые 12 месяцев развитие психики и моторики невозможно разделить. То есть двигательная активность улучшает работу коры больших полушарий, развивает речь, обеспечивая взаимосвязь между левой и правой долей головного мозга.

Не следует поощрять попытки малыша привставать чрезмерно рано, в ущерб ползанию. Конечно, запрещать вставание ни в коем случае нельзя, однако специально придавать ребёнку вертикальное положение также крайне неразумно.

Способы и этапы ползания

Каждый ребёнок может начать ползать по-своему, ориентируясь только на собственные возможности и «представления» о передвижении. Стоит ли его переучивать, если вам кажется, что он ползает как-то неправильно? Нет, он всё равно предпочтёт наиболее удобный способ:

  • скачкообразное ползание. Нередки случаи, когда младенец встает на четвереньки и начинает раскачиваться вперёд-назад, после чего происходит прыжок. Метод любопытный, однако не всегда безопасный, поэтому родителям нужно следить за маленьким «скакуном»;
  • по-пластунски. Ребёнок не встаёт на четыре точки опоры, а ползёт прямо на животе. При этом он упирается на локотки, сгибает одну ножку, а втору выпрямляет. Такой способ часто бывает промежуточным этапом между выкладыванием на животе и ползанием на четвереньках;
  • движение задним ходом. Иногда дети ползают не вперёд, а назад, чем немало удивляют и даже пугают родителей. Некоторые неврологи даже назначают лечение таким малышам, однако учёные не считают случаи, когда ребенок ползает назад, отклонениями от нормы;
  • перекатывание. Строго говоря, подобные движения сложно отнести к ползанию. Возможно, маленький хитрец ленится, поэтому старается перекатиться по поверхности, чтобы схватить игрушку или посмотреть на что-то любопытное. Не самый удачный способ, поэтому желательна гимнастика и массаж;
  • ползание на четвереньках. Вставать на четвереньки ребёнок начинает обычно в 8 — 9 месяцев, причём это может быть как первые его попытки перемещения, так и последний этап ползания. Спинка у малыша выпрямлена, ручки «задают тон». Переставляются верхние и нижние конечности синхронно.

Когда ребёнок начинает ползать на четвереньках, можно уже ожидать появления следующего моторного навыка – вставания и ходьбы. Но не стоит отчаиваться, что малыш передвигается по-пластунски или боком. Самое главное – он ползает, следовательно, укрепляет мышечно-связочный аппарат.

Как научить ребёнка ползать?

Популярный теледоктор Е. О. Комаровский на вопрос, как научить малыша ползать, отвечает, что овладеть этим навыком дети смогут и самостоятельно. Задача мамы с папой – закаливать, развивать мышцы, предупреждать рахит и всячески содействовать ползанию.

Таким образом, педиатр убеждён, что не следует вмешиваться в естественный ход развития, однако укреплять мышечно-связочный аппарат полезно и даже нужно.

Обычно перед тем, как ребёнок должен научиться переворачиваться со спины на живот (примерно в 3 — 5 месяцев), садиться (5 — 7 месяцев), ползать (7 — 9 месяцев), вставать на ноги (9 — 12 месяцев) и ходить (10 — 16 месяцев), медики советуют проходить профилактический массаж.

Пройти его можно как в поликлиническом кабинете, так и в частном медицинском учреждении. Некоторые родители зовут профессиональных массажистов себе на дом. Если же родители уверены в своих возможностях, то с 6-месячного возраста можно и самим делать массаж ребёнку.

Помочь научиться ползать малышу можно, если:

  • скрещивать ручки на уровне груди;
  • сгибать и разгибать ножки;
  • поворачивать со спинки на животик по несколько раз в каждую сторону;
  • поглаживать, растирать, разминать, поколачивать или пощипывать спинку и ягодицы;
  • поглаживать животик, пощипывать кожу вокруг пупка;
  • присаживать ненадолго;
  • поднимать выпрямленные ножки;
  • приподнимать туловище из позиции лёжа на животике.

Помимо пользы для ползания и в целом для мышечно-связочного аппарата, массаж положительно влияет на состояние кожи, нервную и сосудистую системы детского организма. Главное, правильно выполнять все упражнения, согласно рекомендациям доктора.

Совместное ползание

Часто так случается, что ребёнок уже умеет ползать по кровати на животе или на четвереньках, однако на полу никак не хочет двигаться. Как помочь малышу перемещаться в оптимальном режиме?

Уже в 5-месячном возрасте родители могут подготавливать ребёнка к ползанию. Идеальное место для упражнений – не мягкая кровать, а пол, который покрывают ковром или одеяльцем.

Младенца кладут на покрывало и подкладывают под грудную клетку валик. Затем подопечному показывают яркую игрушку и убирают её на небольшое расстояние, чтобы крохе захотелось её достать. Под детские пяточки ставится опора (мамины ладони), что должно помогать ребёнку отталкиваться и двигаться вперёд.

Как только у маленького человечка получится немного проползти, необходимо его похвалить, подбодрить. Хотя ребёнок ещё не понимает все слова, зато ласковую и одобряемую интонацию он уже способен хорошо различать и узнавать.

Наглядный пример

Если мама и другие дети ползают рядом с крохой, то это служит хорошим примером для подражания. Ребёнок, глядя на родителей, заразится их подвижностью и начнёт более активно передвигаться по-пластунски или на четвереньках.

Как только начнутся успехи, задания необходимо усложнять, выставляя на детском пути небольшие преграды. Ползающие малыши обычно положительно относятся к разнообразным препятствиям: невысоким валикам, «лабиринтам» из стульев и пр.

Чтобы превратить ползание в активную игру, приобретите в магазине особую дорожку для маленьких ребятишек с невысокими преградами или сделайте её самостоятельно, используя в качестве барьеров предметы, всегда находящиеся под рукой – полотенца, одеяла, пледы.

Ползание с пелёнок

На вопрос, в каком возрасте ребёнок должен начать ползать, автор методики раннего развития Глен Доман отвечал просто: с самого рождения. Правда, для этого необходимо использовать специальное устройство, которое известно под названием «трек Домана».

Как выглядит этот тренажёр для ползания?

  • жёлоб из фанеры, который обит слоем поролона и покрыт не скользким кожзаменителем;
  • приспособление состоит из нескольких секций. Ширина их не превышает 40 сантиметров, а длина каждой составляет 1 метр;
  • новорождённый должен проползать небольшое расстояние. Затем, по мере взросления, длина дистанции постепенно увеличивается с целью совершенствования полезного навыка.

Принцип обучения ползанию в этом приспособлении очень прост: ребёнка нужно выложить в жёлоб на животик, чтобы стимулировать условный «ползающий» рефлекс, который имеется с момента появления на свет.

Поначалу грудничок станет перемещаться по-пластунски, подтягивания за собой ножки, затем появится и ползание на четвереньках. С целью облегчить тренировку трек стоит устанавливать под небольшим углом, чтобы ребёнку было проще двигаться вниз. Только важно следить, чтобы малыш полз, а не скатывался.

Прежде чем приступать к нижеследующим упражнениям, родителям стоит проконсультироваться с медиками.

Это позволит понять, почему замедлено усвоение навыка ползания: по причине гипер- или гипотонуса, слабости верхних конечностей или нарушения костно-мышечного аппарата.

Непродуманная физическая нагрузка в таких случаях только ослабит здоровье. Если же невролог или педиатр скажет, что ребёнок здоров, можно заняться целенаправленными упражнениями.

«Достань погремушку»

Чтобы малыш смог эффективно передвигаться «на карачках», нужны сильные верхние конечности, способность держаться на выпрямленных руках и опираться лишь на три точки (две ручки и одна ножка). Обычно шестимесячный карапуз, находясь на животе, уже приподнимается на выпрямленных ручках и пробует достать погремушку.

Если подобный навык отсутствует, попробуйте выполнять упражнение для тренировки умения держаться на вытянутых руках. Лучше всего его проводить после купания в ванной, а затем выполнять лёгкие массажные поглаживания.

Младенца кладут на живот и подвешивают погремушку таким образом, чтобы она находилась над его головкой. Чтобы схватить игрушку, от него потребуется напрячь грудную клетку, вытянуть верхние конечности и одной рукой дотянуться до желаемого предмета.

«Лежание на валике»

Для ползания важно, чтобы ребёнок мог совершать движения ручками из положения «лёжа на животе». Для обучения этому навыку нужно скатать из одеяльца невысокий валик, подложить его под грудную клетку малыша таким образом, чтобы головка и руки свисали с подкладки, а ножки и животик находились на прямой поверхности.

Это положение позволяет брать погремушку обеими ручками, крутить головкой по сторонам, что эффективно тренирует орган равновесия и способствует координации движений.

«Стояние на четвереньках»

Под детский животик подкладывается скатанное одеяльце или невысокая подушка. Причём подложить валик нужно таким образом, чтобы верхние и нижние конечности свисали по его сторонам, а средняя часть туловища находились на подушке.

В таком положении ребёнок будет вынужден встать на четыре точки опоры. Это упражнение помогает малышу стоять на четвереньках и привыкать к подобной позиции.

Не каждый малыш любит перемещаться на коленях. Иногда можно видеть, как ребёнок поднимается на прямых руках, выпрямляет ноги и таким образом передвигается вперёд.

Однако сразу встать на четвереньки у таких деток не получится, сначала нужно научить их стоять на коленях.

С этой целью советуют:

  • прижать ребёнка спинкой к своему животу;
  • одной рукой обхватить его подмышками;
  • второй рукой поставить на диван коленями, а не ступнями так, чтобы к маминому животу прижималась абсолютно ровная детская спинка.

Затем кроху отпускают вперёд, чтобы руками он смог опереться о мягкую диванную поверхность, но стоят при этом на четвереньках. Пусть он поползает в таком положении.

«Переставляй ножки»

Задача родителя – научить ребёнка переставлять ноги в позиции «на четвереньках». На пол стелют матрац и кладут на него младенца таким образом, чтобы его грудная клетка оказалась на возвышении, локти опирались на мат, а колени находились на полу.

Помогающий родитель встаёт с другого конца и начинает тянуть матрац к себе. Малышу остаётся только передвигать коленями, чтобы достать «убегающее» возвышение.

«Переставляй ручки»

Цель этого упражнения – обучения ребёнку умению переставлять руки. Малыша кладут животом на пол, при этом поддерживают одной рукой грудную клетку, а другой поднимают ножки. Единственная точка опоры – выпрямленные руки.

Ребёнок начнёт ладонями опираться на поверхность. Чтобы он стал ползти, можно положить впереди яркую погремушку. Любимая игрушка великолепно исполнит роль стимула.

«Ползание на четвереньках»

Последнее задание закрепляет полученные ранее навыки и умения. Реализовывать это упражнение лучше обоим родителям. Малыша опускают на ровную поверхность всеми конечностями, чтобы он встал на четвереньки. Мама перемещает ноги, а папа, соответственно, руки. При этом один родитель должен передвигать вперёд правую руку, а другой подталкивать вперёд левую ножку, и так далее.

Специалисты советуют каждому родителю встать на четвереньки и осмотреть квартиру «детскими» глазами. В этом положении вы увидите все непреодолимые преграды, острые уголки, опасные места, незакреплённую мебель и валяющиеся на полу мелкие предметы.

Если в семье подрастает «ползунок», следует в обязательном порядке приобрести крепления для мебели, чтобы она не свалилась на голову маленькому исследователю. Также стоит купить замки на выдвижные ящики, блокираторы дверей и прочие полезные приспособления.

Поставьте на розетки специальные заглушки, все провода спрячьте под плинтусы или особые короба. Электроприборы поднимите наверх, чтобы убрать их из зоны досягаемости маленьких ребятишек. Также следует поднять или спрятать хрупкие или бьющиеся предметы, бытовую химию.

Кроме того, обязательно нужно проверить, нет ли сквозняка на полу. Чтобы малыш не простудился, нужно приобрести тёплый ковёр или специальный не скользящий коврик. Такая поверхность позволит быстрее освоить полезный навык ползания.

Когда грудничок начинает ползать? Когда услышит зов природы. Задача родителей – не опережать формирование навыка, а помочь малышу реализовать свои возможности. Для этого сгодится профилактический массаж, собственный пример или специальные упражнения. Если же вас что-то настораживает, лучше пообщаться с педиатром.

Специальные кубики с буквами, геометрические фигуры медленно, но верно заполоняют дом. Кроху торжественно вытаскивают для развивающих занятий из манежа или кроватки, а потом водворяют обратно. Между тем есть одно, предусмотренное самой природой и весьма развивающее занятие, о котором нередко забывают. Речь идет о ползанье.

Именно в процессе ползанья у ребенка закладываются навыки пространственной ориентации. А от нее в свою очередь будут зависеть потом и способность правильно и красиво писать, и успехи в геометрии, и умение узнавать время по часам, и многое другое. Именно с помощью ползанья человек впервые начинает передвигаться в пространстве.

Однако в нашей культуре к ползанью относятся как к чему-то не особенно важному. Обычно мамы хорошо помнят, когда ребенок сел, встал на ножки, пошел, но мало кто помнит, когда он впервые пополз. Да и детская индустрия всячески поддерживает (в прямом смысле слова) «человека прямоходящего»: посмотрите, сколько сейчас выпускается различных моделей ходунков, манежей, вдоль которых малыш при активной поддержке родителей пытается ходить.

Нередко мамы даже немного бравируют тем, что их малыш «проскочил» ползание, якобы перепрыгнув тем самым сразу на более высокую ступень моторного развития. Однако пропуск этого этапа может привести к тому, что впоследствии у ребенка появляются сложности в пространственной ориентации. Он путает право и лево, верх и низ, его рисунок рассыпается на отдельные части, буквы упорно поворачиваются не в ту сторону.

Подросший малыш подчас похож на маленького медвежонка, потому что он то и дело не вписывается в пространство и постоянно что-нибудь задевает. Ему сложно усвоить пространственные предлоги – под, на, позади, впереди, над, у и т.д. Трудно ему ориентироваться и по схемам-картам, даже самым простым. Вполне возможно, все это – отголоски пропущенного в младенчестве ползания.

Половая цивилизация

Глен Доман, известный апологетраннего развития, говорит о том, что существует очень сильная зависимость между способностью к ползанью и способностью фокусировать взгляд на ближайшей точке, на собственных руках, на том расстоянии, с которого мы читаем, пишем, лепим, рисуем.

Поскольку у первобытных народов отсутствуют полы, и их дети лишены возможности ползать, у них не развивается ближнее зрение, а это ведет к отсутствию письменности и цивилизации.

«Покажите нам культуру, -- говорит Доман, -- где бы отсутствовали полы, и мы сами расскажем вам о ее примитивности. И наоборот. Египетские и греческие полы, полы инков сохранились до нашего времени. И представители этих культур делали операции на мозге и создавали прекрасные произведения искусства еще три тысячи лет назад».

А посему, спустив малыша на пол, вы весьма ускорите его интеллектуальное развитие.

Человек ползущий

Ползанье – самый удобный для ребенка способ передвигаться вперед. Оно учит малыша использовать одну часть тела для уравновешивания другой. А это, между прочим, важный стимул для развития головного мозга. Такие движения развивают связи между двумя полушариями, именно от этих связей зависит впоследствии координация движений при беге, игре в мяч, лазанье, письме и т.д.

Кстати сказать, если взрослый человек попробует встать на четвереньки и немного проползти, в большинстве случаев он будет это делать «неправильно». Обычно взрослые выдвигают вперед одновременно руку и ногу, находящиеся на одной стороне, а не разноименные, что гораздо лучше позволяет сохранить равновесие. Насколько же разумна природа и ваш «несмышленый» малыш, который инстинктивно передвигается столь сбалансированным способом!

У ползающего ребенка появляется свобода передвижения. Отныне он может самостоятельно исследовать окружающий мир и гораздо меньше зависит от мамы. Имейте в виду, когда «ползунок» активно исследует окружающее пространство, у его мамы наконец-то становится больше свободного времени.

Можно ли научить ползать?

Конечно. Если ваш семимесячный малыш наотрез отказывается ползать, попытайтесь немного ему помочь. Для этого существуют специальные упражнения. Однако, прежде чем вы ими займетесь, проконсультируйтесь у педиатра или ортопеда. Если у ребенка недоразвиты мышцы или ослаблен мышечно-связочный аппарат (например, в результате рахита), необходимо специальное лечение и массаж. В этом случае ваши слишком рьяные попытки научить кроху ползать могут привести к серьезным травмам связок и мышц. То же самое касается различных травм конечностей. Если у ребенка были переломы, растяжения связок или сильные ушибы, ему может быть больно ползать. В этом случае вам также потребуется помощь ортопеда и массажиста.

Если же врач не находит никакой патологии в развитии вашего чада, стратегия и тактика ваших действий должна быть примерно такой:

1. Предоставьте свободное пространство для ползания! У ребенка, который целый день находится в кроватке или в манеже, просто нет возможности поползти.

Однако, прежде, чем вы переселите кроху на пол, подготовьте для него безопасное пространство. Уберите на недоступную высоту предметы бытовой химии, все лекарства, сигареты и пепельницы, все бьющиеся, колющие и режущие предметы, мелкие детали (которые можно проглотить), электрические провода, полиэтиленовые пакеты, комнатные растения. На электрические розетки стоит поставить специальные заглушки.

Итак, все опасные предметы убраны из поля зрения и досягаемости малыша. Теперь подумаем, как сделать интересным первое путешествие вашего ребенка. Выделите в шкафу полку, с которой он сам сможет доставать игрушки или одежду. Например, моя младшая дочь обожала планомерно вытряхивать ящик комода со своей одеждой, а потом запихивать ее обратно. На кухне, когда вы готовите обед, дайте малышу возможность поиграть с кастрюльками и мисками. Пользовался у нас популярностью и таз с игрушками, которые можно было долго разбирать.

2. Создайте потребность в ползании.

Вот любопытная история, которую рассказал мне знакомый врач-ортопед:

"Однажды меня вызвали для консультации к малышу, который в десять месяцев не ползал и не ходил. Семья жила в большом загородном коттедже, к ребенку были приставлены две няни и гувернантка, которые мгновенно исполняли все его желания. Стоило ему потянуться к какой-либо игрушке, как она тут же вручалась ему. Необходимости что-то сделать самому не было ни малейшей. Я предложил дать мальчику возможность самому дотянуться до интересующих его вещей. Сначала он не понял, почему не срабатывает привычный стереотип, и захныкал, но вскоре успокоился и попытался достать игрушку сам. Через 3 дня он уже ползал вовсю, а через 2 месяца – пошел."

Освоить новый способ передвижения малышу поможет привлекательная игрушка (желательно музыкальная). Сначала поставьте ее на небольшом расстоянии от ребенка, чтобы ему нужно было лишь чуть-чуть до нее дотянуться. Получилось? Если нет, не сердитесь на малыша, попробуйте еще и еще раз. Когда, наконец, он сможет достигнуть заветной цели, искренне похвалите его. В следующий раз дистанцию можно немного увеличить.

Нередко малыши начинают ползать «гусеничкой» – лежа на животе, они сначала подтягиваются на руках, потом подтаскивают ножки, а потом отталкиваются ногами и преодолевают несколько сантиметров. Это совершенно нормально. Вскоре малыш научится вставать на четвереньки и ползать «классическим способом».

3. Постарайтесь по минимуму использовать манеж и ходунки и дайте ребенку возможность ползать, исследуя пространство квартиры.

Чем больше он будет исследовать в этом возрасте, тем более пытливым и любознательным он будет потом.

4. Наглядный пример нередко срабатывает лучше всего.

К семимесячной Наденьке однажды пришла в гости ее десятимесячная «подружка». Пока мамы весь вечер щебетали на кухне, дети с интересом наблюдали друг за другом. На следующий день Надюша поползла.

Если же у вас нет знакомых ползающих младенцев, используйте личный, не менее вдохновляющий пример – ползайте вместе с малышом!

Упражнения, стимулирующие ползание

  1. Возьмите малыша под мышки и подойдите с ним к краю стола. На краю стола поочередно поставьте на коленку сначала одну ножку, потом другую. Теперь ребенок стоит на краю стола на коленках, а вы продолжаете держать его под мышки. Осторожно наклоняйте его вниз, побуждая опереться на стол руками с раскрытыми ладошками. Теперь малыш стоит на четвереньках. Поддерживая его под животик, немного покачайте его в таком положении.
  2. Снова помогите встать ребенку на четвереньки и покачаться в таком положении, только теперь поддерживайте его под животик не рукой, а свернутой пеленкой или полотенцем. Пеленку пропустите под животиком, а потом возьмите оба ее конца сверху над малышом. В таком положении малыш может передвигать ручками.
  3. Так же можно покачать ребенка на большом мяче, валике или на собственной ноге. Валик можно сделать самим. Для этого сверните тугим «рулетом» подушку, а затем перевяжите ее веревкой. Главное – дать малышу почувствовать положение «на четвереньках».

Так что ползание – это очень важный этап в развитии маленького человека, поскольку в ползании он учится по-новому постигать мир. Помогите своему малышу научиться ползать, и у него появится новый мощный стимул для развития как опорно-двигательной, так и нервной системы.

Инесса Смык

По материалам журнала «Аистенок»

Первые полгода малыш не волен в своих передвижениях и полностью зависит от взрослых. Но «спокойное» время быстро заканчивается. В промежутке между пятью и двенадцатью месяцами происходит прорыв в освоении пространства — от постепенного вставания на четвереньки к долгожданному самостоятельному перемещению. Многие дети сначала ползут назад, потом — вперед по-пластунски и, наконец — на четвереньках, со все возрастающей скоростью. Зачем же нам, прямоходящим, нужны эти младенческие «поползновения»?

О пользе ползания

Этап ползания необычайно важен для младенцев. Ползание ребенку необходимо для развития опорно-двигательного аппарата — оно укрепляет мышцы спины, рук, ног, улучшает координацию движений. С его помощью ребенок постепенно готовится к ходьбе. Любая активность ребенка благотворно влияет на развитие головного мозга — происходит образование новых связей в коре мозга и ее рост.

Ползание способствует не только стимуляции моторных зон (участков коры, отвечающих за регуляцию движений), но и улучшению взаимодействия двух полушарий: оно требует согласованного движения перекрестных рук и ног (правая рука — левая нога), которые регулируются противоположными полушариями. Важность ползания подчеркивают психологи и педагоги. Благодаря такому способу освоения пространства у ребенка развивается тактильная чувствительность, ведь он передвигается по разным поверхностям и встречает на своем пути много нового (ножка стула и диван — они такие разные!).

Совершенствуется зрительное восприятие — один и тот же вид из кроватки и постоянно меняющаяся панорама при движении несравнимы!

Ползая, ребенок получает много новых знаний — о предметах, их свойствах, поверхностях, своем жилище и даже о том, что скрывается за заманчивой входной дверью. У ребенка формируются пространственные представления о собственном теле, о взаимоотношении внешних объектов и тела. Именно на этапе ползания закладывается умение ориентироваться в пространстве. Более того, благодаря этому «примитивному» способу передвижения у ребенка формируются предпосылки для освоения родного языка. Он учится понимать слова, обозначающие расположение предметов в пространстве.

Ползая, ребенок впервые может самопроизвольно передвигаться на большие расстояния, и не только в направлении к интересной игрушке или новьм приключениям, но и от мамы, с которой раньше он был почти неразрывно связан, если не всегда физически, то психологически. С этапа ползания начинается постепенное формирование восприятия себя как отдельного человека.

Малыш впервые движется сам и направляется туда, куда он хочет. Постепенно это подготавливает кризис первого года: рвется связка «мы» (мама — ребенок) и малыш пространственно отделяется от мамы. При этом возникают противоречивые потребности в независимости и защищенности — ребенок хочет , но еще нуждается в маминой помощи. Дети, минующие стадию ползания, могут иметь в дальнейшем затруднения в школе. Логопеды отмечают, что ползание является хорошим средством профилактики проблем с чтением и письмом. Если у ребенка недостаточно развита координация движений, работа каждого полушария в отдельности и межполушарное взаимодействие, в младшей школе у него могут появиться проблемы с письмом (ребенок пишет буквы в их зеркальном отражении), плохим почерком, грязью в тетрадках. Замечено, что многие дети с дислексией и дисграфией не ползали в младенчестве.

Внимание, ползунок!

Родителям малыша, который начинает ползать, лучше не ограничивать свободу его передвижений: пусть ведет настоящую «половую» жизнь — хотя бы в пределах одной комнаты. Для того чтобы оградить кроху от возможных неприятностей, сами встаньте на четвереньки и оглядитесь вокруг. Проверьте, нет ли на пути ребенка острых углов. Посмотрите, что находится в пределах досягаемости малыша. Все опасные предметы нужно убрать повыше, чтобы не превращать жизнь младенца в сплошные .

Разложите на полу игрушки, детские книжки, коробочки, крышки и другие «сокровища», чтобы стимулировать исследовательский интерес первооткрывателя. Проверьте, не сильно ли дует по полу. Возможно, на пол следует положить ковер, чтобы малышу не было холодно. Некоторые мамы предпочитают пускать малыша ползать на расстеленном одеяле, но на некоторых покрытиях оно скользит и сбивается, затрудняя передвижение. Многие дети благодаря активному ползанию нагуливают аппетит, хорошо спят. Но так как ползание требует много сил, ребенок может заметно снизить темп прибавки в весе или даже похудеть — не волнуйтесь, это абсолютно нормальное явление.

Делай так!

  1. Прежде чем поползти, малыш некоторое время просто лежит на животике. Это положение полезно не только для того, чтобы избавиться от газов и развить новые группы мышц, но при нем и мир выглядит по другому. Яркие предметы притягивают взгляд, а смотреть удобнее «свысока», а не когда носик упирается в книжку, — и малыш старается держать голову.
  2. Переворачиваться со спинки на животик должна научить мама. Лучше всего это делать, держа малыша за ножки. Не спешите, ведь ему нужно успеть сгруппироваться и принять удобное положение. И не забывайте, что переворачивать надо то через правый бок, то через левый.
  3. Валик под грудью высвобождает руки, и малышу становится легче тянуться за игрушкой. Предмет можно начать отодвигать все дальше и дальше — крохе придется учиться ползти, чтобы до него добраться.

Ползание – самый первый и наиболее приемлемый способ передвижения ребенка до года.Перемещение на четырех точках опоры готовит малыша к прямохождению, тренирует и укрепляет мышцы, которые в будущем примут участие при ходьбе. Чтобы двигаться в пространстве ползком, кроха учится находить баланс между частями тела, держать равновесие и координировать движения. Доказано, что ползание позитивно влияет на развитие связей между правым и левым полушариями головного мозга.

Когда малыш начинает ползти, он буквально становится хозяином своего маленького мира! Дети, которые уже умеют ползать больше не беспомощные существа. Ему не надо плакать и кричать в надежде, что родители поймут его желания и потребности. Хочется добраться до интересующего предмета – встал на четвереньки и собственными усилиями дополз до него. Мама скрылась в зловещем дверном проеме? Малышу достаточно поползти вслед за ней. Ползая, ребенок удовлетворяет свой познавательный интерес, самостоятельно осваивает окружающий мир, а это – значительный толчок в его психоэмоциональном развитии.

Научившись ползать, малыш становится менее зависимым от мамы. По мнению психологов, дети, которые успешно освоили этот вид передвижения, обретают уверенность в себе и не так страшатся принимать самостоятельные решения.

Нельзя не упомянуть о пользе ползания и для мамы «ползунка»: когда кроха начинает ползать, этим занятием он может быть увлечен достаточно долго и у мамы появляется долгожданное время для отдыха.

Когда дети начинают ползать

По мнению педиатров и детских психологов, каждый ребенок развивается индивидуальными темпами. Так называемые нормальные сроки, когда дети должны начинать ползать, весьма условны. Один малыш начинает опираться на руки и колени уже в четыре месяца, а в пять делает первые попытки ползти. Другой осваивает данную деятельность во втором полугодии жизни, уже после того, как научился сидеть и стоять. Тем не менее, педиатрическая практика говорит о том, что в среднем ребенок начинает ползать в 6-10 месяцев.

Некоторые дети минуют этап передвижения на четвереньках, осваивая в 5-11 месяцев сидение, стояние и хождение. При этом родители считают, что их чада развиваются совершенно нормально. Но пользу ползания нельзя недооценивать. Если ребенок пропустит его, скорее всего, его плечевой пояс будет формироваться не так быстро, а мышечный корсет будет еще не достаточно крепким для того, чтобы разгружать позвоночник при ходьбе.

Если мама и папа хотят позаботиться о здоровье спины малыша и подтолкнуть его к дальнейшему физическому и психомоторному развитию, они должны стимулировать ползание и учить ребенка этому.

Нужно ли учить ребенка ползать

Сегодня педиатры всего мира призывают отказаться от ранней вертикализации ребенка до года. Так и небезызвестный доктор О. Комаровский, мнение которого авторитетно для многих родителей, считает неприемлемым применять ходунки, прыгунки и прочие приспособления, призванные учить кроху стоять и ходить раньше времени. В то же время он приводит веские аргументы в пользу ползания. А на вопрос: «Сколько месяцев должно быть малышу, чтобы начинать учить его ползать?», он отвечает, что это нужно делать с рождения.

Перед тем, как научить ребенка ползать, родители должны ненавязчиво заложить у него навыки пространственной ориентации, вызвать у крохи познавательный интерес и желание ползти. Укрепят мускулатуру ребенка и научат его управлять своим телом специальные упражнения, занятия в воде и массаж..

Как научить малыша ползать на четвереньках

Если малышу исполнилось 5-6 месяцев, а он еще не предпринял попытки к ползанию, этот навык следует простимулировать.

Перед тем, как научить ребенка ползать на четвереньках, необходимо предоставить ему свободу и открытое пространство. Соблюдая требования безопасности, кроху следует «выпустить» из манежа или детской кроватки. Наверняка, он уже умеет поднимать голову и плечи. Осмотревшись вокруг, он увидит, сколько всего интересного и необычного есть в комнате, и захочет попробовать добыть заветные предметы самостоятельно.

Поощрить ползание можно также, предложив малышу дотянуться до любимой игрушки, отодвигая ее с каждым разом дальше.

Если родители начали учить своего карапуза ползать, можно привести ему пример того, как легко и интересно это делать. Для этого мама и папа сами могут вспомнить детство и опуститься на четвереньки, или же пригласить в гости семью с ребенком, который на несколько месяцев старше их малыша.

Упражнения, стимулирующие ползание

Развитие ребенка, который не пополз в шесть месяцев и старше, часто беспокоит мам и пап. В данном случае во время ежедневной зарядки рекомендуется выполнять с карапузом специальные упражнения.

  1. Для того чтобы малышу было легко передвигаться на четвереньках, необходимо укрепить мышцы плечевого пояса и верхних конечностей. Для этого подходят упражнения на сгибание рук в локтях и их разведение в плечевых суставах. Если ребенку исполнилось шесть месяцев, и у него нет серьезных нарушения по ортопедической и неврологической части, то можно делать так называемую «тачку»: из позы на руках и коленях кроху аккуратно приподнимают за ножки, после чего он непроизвольно делает шагательные движения руками. Другое упражнение из той же исходной позы: чуть выше личика стоящего на четвереньках ребенка удерживают погремушку и предлагают ему достать ее.
  2. Укрепить мышцы спины и живота, задействованные при ползании, помогут занятия на фитболе.
  3. Если ребенок чувствует себя комфортно в положении на четвереньках, но он еще не понял, как переставлять ноги, сколько бы самостоятельных попыток он не принимал, надо научить его это делать. Из подушки и плотного полотенца формируют валик, на который малыш опирается локтями, колени ребенка находятся на полу. Далее, валик медленно двигают вперед, вынуждая малютку перемещаться за ним, переставляя ножки. Научить кроху переставлять ручки поможет все то же упражнение – «тачка».

Еще одним толчком к ползанию может стать общеукрепляющий массаж с упором на мышцы верхних и нижних конечностей. Лучше доверить карапуза профессиональному детскому массажисту, тогда кроха, скорее всего, поползет уже после курса в 7-10 сеансов. Помогают научить ребенка ползать также грудничковое плавание и детская аквагимнастика.

Индивидуальный комплекс упражнений на развитие у грудничка навыка ползать оговаривается с педиатром.

В заключение

Сколько бы сил и времени не потратили родители, чтобы научить малыша ползать, сколько бы месяцев не прошло, они должны запастись терпением. Даже если эти занятия с ребенком так и не помогли ему понять, как двигаться ползком, они не были напрасными. Даже если ребенок минует стадию ползания, он будет более подготовленным к прямохождению, чем тот, у кого данный навык не стимулировался.

Рост и развитие малыша – это огромное количество мелких и крупных побед, особенно в первый год жизни крохи. Сначала малыш учится удерживать головку самостоятельно, лежит на животе, приподнимает корпус тела на руках. К четырем месяцам детки учатся переворачиваться, к шести – сидят без посторонней помощи. Все эти сроки довольно условны и примерны, ведь дети совершенно разные. Кто-то родился крупным, такие пухлые дети, как правило, осваивают навыки позже сверстников. Худые малыши быстро двигаются и уже к 6-7 месяцам активно ползают по дому и исследуют все новое. Как же помочь своему крохе быстрее освоить данный навык? Как научить ребенка ползать на четвереньках?

Ребенок зачастую не ползает по двум основным причинам. Первая – это недостаточная развитость мышц. То есть, если мышцы спины, ног, шеи не окрепли, ползать ребенок попросту не сможет. В этом случае нам нужно укреплять физическое состояние крохи, об этом мы поговорим чуть позже. Вторая причина, по которой малыш отказывается ползать – ребенок просто не умеет этого делать и, скорее всего, он уже научился передвигаться по-своему. Такие детки могут ползать по-пластунски, двигаться на попе или вовсе передвигаться в ходунках. В этом случае ребенка нужно обязательно переучить. Но как же так, удивляются многие мамы, ведь есть дети, которые никогда не ползали, а сразу начали ходить. Действительно, есть, но это не очень полезно для организма самого ребенка.

Врачи-ортопеды утверждают, что навык ползания прекрасно укрепляет шейный и поясничный отдел позвоночника, это отличная профилактика болезней опорно-двигательного аппарата. Еще одна польза ползания – это контроль работы правой и левой стороны тела, в процессе работают оба полушария, что сказывается на развитии неврологических навыков. Когда малыш ползает, происходит мягкий массаж подушечек пальцев – развивается мелкая моторика, это стимулирует развитие речи крохи в будущем. Поэтому, если малыш еще не ползает, нужно просто научить его этому.

Когда учить ребенка ползать

Все дети индивидуальны, и физические возможности у них проявляются в разном возрасте. Однако существуют определенные нормы и их границы, когда малыш обучается тому или иному навыку. Торопить ребенка не стоит – кроха начнет перемещать себя самостоятельно только тогда, когда окрепнут мышцы спины и шеи. Самые активные малыши начинают ползать на четвереньках уже с 5-6 месяцев и делают это довольно быстро. Но в среднем дети учатся ползать в 7-9 месяцев. Ближе к году, если ребенок так и не научился ползать, его тяга к самостоятельному передвижению приводит к тому, что кроха начинает ходить раньше сверстников. Но не стоит пренебрегать этим важным периодом физического развития малыша. Если вашему ребенку 6-10 месяцев, вы вполне можете укрепить его мышцы массажем, физическими упражнениями, водными процедурами. В конце любых физических нагрузок важно показать малышу, как он должен ползать, направлять ножки и ручки в необходимом движении, ведь мышечная память у детей работает прекрасно. Повторите необходимые движения руками и ногами ребенка 10-20 раз, через некоторое время он сможет выполнить их самостоятельно.

Как укрепить мышцы ребенка с помощью массажа

Развитие мышц происходит ежедневно и ежеминутно, когда малыш тянется за игрушкой, пытается держать правильно ложку, играет с кубиками или строит пирамидку. Однако процесс укрепления мышц можно ускорить, для этого мы будем пользоваться тремя важными способами – массаж, физические упражнения и водные процедуры. Главное, делать все последовательно, без принуждения, ласково и терпеливо. Начнем с массажа.

  1. Первым делом нужно выбрать время «тренировок». Лучше всего выполнять процедуры за час до сна, через пару часов после еды. Малыш не должен быть сыт или голоден, он не должен хотеть спать – выберите время, когда у крохи не режутся зубки, не болит животик и у него хорошее настроение.
  2. Для массажа нужно подготовить ровную горизонтальную поверхность, например, стол. Постелите сверху тонкое одеяло и чистую пеленку. Безусловно, большего эффекта можно добиться от профессионального массажа, однако и материнские манипуляции тоже помогут ребенку. Также для массажа понадобится массажное масло или жирный крем, чтобы с кожей не было сильного трения. До и во время массажа постарайтесь держать с малышом контакт, успокаивайте его голосом и улыбайтесь. Если мама рядом, она спокойна и радостна, малышу будет не страшно.
  3. Разденьте кроху догола, в комнате должно быть достаточно тепло. Положите ребенка на спину и осторожно поглаживайте малыша по коже, так вы разогреваете организм и подготавливаете его к массажу. Если используете новое массажное масло, начните с небольшого нанесения, чтобы проверить, нет ли у ребенка аллергии на данный продукт.
  4. Массаж начинается с ног, а вернее, со ступней. Возьмите ножку ребенка, мягко массируйте ступню, пяточку, каждый пальчик, тыльную сторону круговыми и потирающими движениями.
  5. Далее идут ножки – сначала область икр до колена, потом бедра. Движения должны быть направлены снаружи, эта профилактика искривления ног.
  6. После того, как ножки тщательно промассированы последовательно одна за другой, можно перейти к ручкам. Также начинаем с ладоней, мягко массируем каждый пальчик, внутреннюю и тыльную сторону ладошки. Потом зону до локтя, далее – предплечье.
  7. Затем переходит к грудке, массировать которую следует очень осторожно, избегая области сердца. Массаж тут должен быть мягким – поглаживающим, пощипывающим, трущим. Обязательно помассируйте животик — интенсивно погладьте его по часовой стрелке – это отличная тренировка кишечника, стимуляция перильстатики.
  8. После этого переворачиваем кроху на животик, массируем спинку. Также как и грудь, спину нужно массировать очень осторожно, избегая области позвоночника. Мягкими точечными движениями можно массировать мышцы спины – с обеих сторон от позвоночника. Обязательно разотрите поясницу и шею – это очень полезно, если вы хотите, чтобы кроха начал быстрее ползать.

Как правило, у некоторых деток может быть сильный или слабый тонус конечностей, техника массажа при таких диагнозах немного разная. Если у малыша гипертонус, движения при массаже должны быть более поглаживающими, расслабляющими. Если у крохи гипотонус, движения должны стимулировать, то есть, массирование каждой области следует заканчивать легкими ударами ребром ладони, так мышцы приводятся в тонус.

Упражнения, о которых мы сейчас поговорим, лучше выполнять как раз после массажа, когда мышцы разогреты, податливы и готовы развиваться.

  1. Положите ребенка на животик, сгибайте ножки сзади, подставляя свои руки, как опору. Следите за тем, чтобы малыш не ударился головкой и не клюнул носом. Когда сзади вы будете давать опору и слегка подталкивать малыша, он вынужденно будет перебирать руками.
  2. Переставляя ноги и руки ребенка, следите за тем, чтобы движения были противоположными, то есть, одновременно идет вперед правая нога и левая рука, затем левая нога и правая рука соответственно.
  3. Если малышу пока сложно оторвать корпус от земли и удерживать себя на руках и ногах, вы можете помочь ему. Возьмите длинное полотенце или простынь. Сложите ткань так, чтобы получилась полоска шириной в 20-30 см. Пропустите ткань под грудью и животиком ребенка, чтобы вы могли безопасно приподнять его корпус. Когда малыш оторвется от пола, он сможет с легкостью перебирать ножками и ручками по поверхности. С каждым разом по мере того, как мышцы ребенка становятся более крепкими, нужно поддерживать малыша с меньшей силой. Так вы постепенно переносите тягу с полотенца на мышцы ребенка.
  4. Когда учите ребенка ползать, обязательно оставляйте впереди малыша любимую игрушку или интересный предмет (дети любят играть поварешками или кастрюльками – посуда вызывает невероятный интерес и мотивацию к движению).
  5. Иногда бывает так, что малыш уверенно стоит на четвереньках, но все никак не сдвинется с места. Для этого держите игрушку рядом с ручкой ребенка. Когда кроха поднимет ручку за игрушкой, вы отодвиньте ее подальше, малыш поставит руку ближе к заветной цели. Это первый шаг к ползанию и правильному передвижению рук.
  6. Если же малыш хорошо переступает ручками, но тащит за собой ноги, можно поступить так. Скатайте полотенце в небольшой валик, подложите его под руки в районе подмышек, чтобы кроха опирался на этот валик. Ложитесь перед ребенком, мягко, осторожно и медленно подтягиваете валик на себя, малыш вынужденно будет перебирать ножками.
  7. В некоторых случаях малыши прекрасно осваивают навык, если видят наглядный пример перед собой. Попробуйте чаще ползать перед ребенком на четвереньках, он непременно захочет повторить за вами.
  8. Купите крохе яркий мяч, который укатывается, за которым интересно наблюдать и двигаться.

Как только малыш мало-мальски научится ползать, обратите внимание на меры безопасности. В зоне доступности не должно быть розеток и проводов – все электрические части должны быть скрыты. На углы мебели нужно крепить специальные силиконовые накладки, которые защитят малыша от травм. Пол должен быть чистым – ведь ребенок нередко облизывает руки после передвижения. Пол не должен быть скольким или холодным. Постарайтесь убрать ковры и половики, о которые малыш может запнуться. Одежда для тренировок должна быть удобной и комфортной.

Водные процедуры для укрепления мышц спины

Еще один прекрасный способ потренировать мышцы поясничного и шейного отдела позвоночника – это плавание. Оно обычно идет в качестве завершающей процедуры после массажа и физических упражнений. Вода мягко массирует мышцы, стимулируя их рост и укрепление. Очень полезно не просто находиться в воде, а надевать на малыша специальный круг на шею. Это отличное решение. Во-первых, маме больше не придется стоять согнутой в ванне. Во-вторых, круг не ограничивает движение ребенка, малыш беспрепятственно шевелит ручками и ножками. В-третьих, плавание нравится практически всем деткам, это отличный способ получить положительные эмоции.

Массаж, физические упражнения и плавание прекрасно влияют на состояние здоровье крохи. После подобных манипуляций и сытного ужина малыш проспит не менее 5 часов подряд крепким и глубоким сном. Если выполнять всю последовательность описанных действий курсом – каждый день в течение 10-15 дней, мышцы ребенка заметно окрепнут, кроха начнет ползать так, что вы за ним не сможете угнаться!

Видео: как научить ребенка ползать