Монсеррат, Испания - «Монсеррат - место духовной силы. Восхитительная Черная Мадонна творит чудеса.». Дева монсеррат - черная мадонна

Королевство Испания – это независимое государство, расположенное в юго-западной части Европы на Пиренейском полуострове, который она делит с Португалией. Столичным городом является Мадрид. Это одна из самых гористых держав Европы. Омывается Атлантическим океаном (на западе и севере) и Средиземным морем (на востоке и юге).

Неподалеку от Барселоны находится одна из самых загадочных достопримечательностей Испании - Монтсеррат.

Местонахождение горы Монтсеррат

Монтсеррат - это гора, которая имеет очень причудливую форму и находится в пятидесяти километрах от столицы Каталонии - - на полпути к Пиренеям. В переводе с каталонского Montserrat означает – зубчатые или разрезанные горы. Миллионы лет тому назад на месте современной Каталонии располагалось море, которые затем вздыбилось, превратившись в горный хребет. После сошел ледник и произошло образование Пиренеев. А вот гора Монтсеррат откололась от главного хребта и осталась стоять в одиночестве. Её высота составляет 1236 м., ширина – пять километров, а длина - десять километров.

Добираться до горы нужно различными видами транспорта. До её подножия можно доехать на автобусе или автомобиле по автостраде, либо на отходящей электричке от площади Испании в Барселоне. Затем подъем в гору можно осуществить тремя способами: на горном поезде (кремальере), пешком или по канатной дороге. А на самую верхнюю точку горы можно добраться на фуникулере. Оттуда имеются три пеших маршрута. А всего для подъема на Монтсеррат и прохода по ее склонам функционируют порядка десяти пеших маршрутов для туристов.

Монастырь на горе и Чёрная Мадонна

На горе Монтсеррат находится бенедиктинский монастырь, дойти до которого можно за пару часов из долины реки Ллобрегат по горной тропке. Это места с давних времен влекло к себе туристов и паломников, поэтому в 1892 был сооружен фуникулер от монастыря до местечка под названием Monistrol de Montserrat. Затем его заменили канаткой.

Сам монастырь был основан в 1025 году Олибой (Риппольский аббат). Монастырь несколько раз перестраивался, армия Наполеона разрушила его но впоследствии он был восстановлен. Самые свежие постройки были сделаны в начале прошлого столетия. В данный момент там проживают примерно 100 монахов-бенедиктинцев. Тут есть и гостиница, которая принимает паломников.

Главным предметом паломничества является хранящаяся в монастыре статуя Черной Мадонны (La Moreneta). Легенда гласит, что ее вырезал Святой Лука, а затем Святой Петр перенес ее в Испанию. В 718 г. статую спрятали в горах Монтсеррат, чтобы спасти ее сарацинов, а затем она потерялась. В 890 году Чёрную Мадонну чудом обнаружили пастухи в пещере, куда они пришли под влиянием ангельского пения и загадочного сияния. В этом месте построили часовню, а пещера стала называться Santa Cova.

Та статуя, к которой сейчас приезжают паломники и туристы, датируется XII веком. Есть разные теории, которые объясняют черный цвет Младенца и Мадонны. К слову сказать,правдоподобного обоснования ни одна из них не имеет. Возможно, она потемнела от многочисленных свечей, которые веками сгорали около нее.

К La Moreneta совершали паломничество различные исторические личности, например, Св. Игнатий Лойола, повесивший оружие у ее алтаря и ставший на путь религиозного подвижничества. В 1881 году пап Лев XIII канонизировал статую, провозгласив ее святой-покровительницей Каталонии. Считается, что эта статуя помогает девушкам стать матерями, поэтому здесь много молодых пар и женщин, желающих забеременеть.

В монастыре есть картинная галерея, в которой можно понаблюдать за картинами классических живописцев (Моралес, Караваджо, Эль Греко) и современных (Дега, Дали, Пикассо). А вот огромная библиотека очень сильно пострадала в наполеоновские времена. Сейчас в ней около четырехсот подлинных манускриптов, среди которых египетские папирусы, песнопевческий сборник Libre Vermille, редчайшие средневековые манускрипты и т.д.

Экскурсии в Монтсеррат и примерные цены

Обычно туристы посещают Монтсеррат в группе, сопроваждаемой гидом. Такие экскурсии организуют различные турфирмы. Самыми популярными отправными точками для экскурсий на Монтсеррат являются курорты побережья Коста-Дорада и Коста-Брава, а также Барселона и Жирона.

Начинается экскурсия с посещения монастыря с Чёрной Мадонной и церковным хором мальчиков. Далее идёт осмотр музейных экспозиций. Используя фуникулер, можно подняться во время на самый верх и полюбоваться красотой открывающегося вида.

Продолжительность поездки в организованной группе - около 5 часов. Как правило, туристам даётся свободное время, чтобы они смогли пообедать. Средняя стоимость обеда в местных ресторанах - 15 евро.

Цена групповой экскурсии на гору Монтсеррат с посещением монастыря - в среднем 55 евро на человека при покупке в офисе турагентств или у распространителей, а при предварительном бронировании онлайн - около €46.


Однодневная автобусно-пешеходная экскурсия на русском языке в монастырский комплекс Монтсеррат - одно из красивейших мест Испании. Выезд из Барселоны с площади Каталонии по понедельникам и четвергам в 10:00.

Стоимость: €46 на человека. Длительность: 5 часов.

Вы также можете заказать экскурсию с индивидуальным гидом. Она проводится для 1-4 человек. Поездка до места назначения - на автомобиле из Барселоны, Жироны или соседних городов. Цена - €288 для группы.

Выше уже упоминались некоторые легенды о горе Монтсеррат. Она настолько необычна по своему внешнему облику, что вызывает настоящий трепет и восторг. Гору образуют большие лысые скалы, похожие на идолов. Узенькие каналы похожи на причудливые узоры. А особую таинственность всему здешнему облику придают мрачноватые пещеры.

В солнечную погоду Монтсеррат видна с большого расстояния, а в пасмурную создается впечатление, что облака цепляются за скалы. Местные красоты на протяжении всей истории являлись источником особого вдохновения для поэтов, музыкантов и художников.

С горой связаны многочисленные истории и легенды. Одна из таких легенд повествует о том, что в один прекрасный момент на вершину спустились ангелы. Им наскучил окружающий ландшафт, и они решили распилить гору на две равные части, украсив ее различными фигурами. С этого времени она и стала называться Монтсеррат – распиленная гора. А каменные образования причудливой формы получили такие названия, Голова слона, Божий перст, Верблюд, Лик Святой девы.

Другая легенда гласит: В 880 году дети местных пастухов заметили яркое освещение в горах. Они замерли от пения ангелов и чудесной музыки. После случившегося они тут же помчалась домой, чтобы всё рассказать своим родителям. Но те никак не могли поверить в такое чудо. И всё-таки взрослые пришли на то место посмотреть, что же случилось на самом деле. На протяжении месяца родителям тоже приходили видения. Это были Божественные знаки.

Викарий, придя в те же места, тоже стал свидетелем чуда. Необъяснимые вещи происходили на горе Монсеррат. Священникам удалось найти образ девы Марии в пещере. С того времени верующие паломники стали приходить туда. В наше время там стоит святой грот. Люди с разных стран мира приезжают сюда, чтобы увидеть святые места.

Видео

Для визуализации прочитанного осмотрите видео Марии с посещения горы Монтсеррат в Испании.

January 18th,17:35

Лев Исавр. Реформатор.

Причины, по которым в «иконоборческой войне» продолжавшейся три века победили почитатели икон просты. Небольшой исторический эпизод хорошо это показывает.

Есть заповедь, которая была записана на скрижалях, двух плоских камнях, хранимых в Ковчеге Завета – «не создавай себе кумира и никакого изображения… Не поклоняйся им и не служи им..»

И сторонник той заповеди Византийский Император Лев III, считающий скульптуры-иконы суеверием и языческим наследием, выпускает указ, по которому все изображения, как Христа, так и святых, подлежали полному уничтожению. Т.е., сделал всё по букве Закона, пунктуально следуя декалогу. Есть заповеди – выполняй. Не так ли? Для начала император, начав с себя, как и полагается всем реформаторам, повелел снять изображения, висевшие над воротами собственного дворца... Но тут произошло непредвиденное: экстремистски настроенная группа горожан, опрокинула лестницу и побила императорских слуг, досмерти.

Император попытался проделать это в других местах – но получилось еще хуже – недовольные нововведениями жители островов Греческого архипелага, формируют флот для взятия Константинополя и низвержения Льва Третьего. Восстание подавили, но осадок остался. В то время церковь была еще не разделена на католическую и православную, и Лев III выступал как её глава. В защиту икон выступил Папа Григорий II – пишет послания, в которых обличает императора как еретика: «Если же вы будете упорствовать в ваших намерениях, мы будем невиновны в пролитии крови, которое будет последствием этой борьбы, пусть ответственность за эту кровь падет на вашу собственную голову» .

Император упорствовал в ереси, (как мы видим, ересью может быть даже точное следование букве Ветхого Завета), и крови пролилось немало, при последующем полном разгроме императорских войск. Нужно добавить, что в войну были втянуты и лангобарды, исповедующие арианскую ересь и боровшиеся как против Папы, так и Императора.

В результате той войны король франков Карл Великий становится императором Новой Римской Империи, а подданные получают возможность отправлять потребности культа в соответствии со своими пожеланиями в рамках христианства. Между тем, на востоке борьба с иконами продолжалась. Император Константин запрещает монашество, как противоречащее Библии - церковные земли и имущество были конфискованы, монастыри закрыты, а монашеское одеяние запретили носить. Был созван собор, продолжавшийся шесть месяцев. В результате, на нем было принято решение запретить все изображения Бога и святых, а всякого, кто будет поклоняться скульптурам и иконам, считать еретиком, врагом церкви. Да, да – еретиком и врагом церкви.



Итогом, продлившейся более ста лет религиозной войны в Византии, всё же стало поражение сторонников буквального толкования Заповедей. Все ограничения и запреты были отменены императрицей Ириной, а монашество восстановлено.

Черная Мадонна.

Черная Мадонна (Notre-Dame) - это статуя Богоматери с Младенцем, Мадонна с черным лицом. Почитание Черной Мадонны во Франции, впрочем, как и других частях Европы, является одной из нерешенных головоломок в Католической Церкви. Всем понятно, что Дева Мария не имела отношения к негроидной расе. И вместе с тем во Франции насчитывается 272 Черные Мадонны (данные Marie Durand-LeFebvre), в Испании около 50, в Италии - 30, в Германии – 19. В Шартрском соборе находится «Подземная Богородица» (Notre-Dame-sous-Terre), да и в Польше Черная Богоматерь - один из наиболее почитаемых образов,- черная «Матка Боска Ченстоховска».

Как же появилась Она? Раз есть загадка, то и в отгадчиках недостатка нет. Происхождение Черной Мадонны связывают с древними языческими культами. Что-то в этих предположениях верно, что-то нет. К примеру, в Риме действительно знали о злодейски убитом Озирисе, его жене Изиде, чудесном образом зачавшей младенца Гора. Даже в таком провинциальном, по тем временам, городе как Помпеи стоял Храм Изиды. Её изображения – почти точная копия Девы Марии. Были изображения Матери с Младенцем и у галльских кельтов. Не говоря уже о древнейших Богинях Земли, если поглубже копнуть культурные слои. «Венерам палеолита» поклонялись повсюду.

Разумеется, ничто не проходит бесследно и древние верования не умирают сразу. Древние боги уходят, но миром продолжает управлять любовь и смерть. Была у галлов Бригитта, также называемая Белисамой (Самой Блистательной). Она занимала не последнее место в римском пантеоне богов, и тем не менее благополучно пережила реформы императора Константина. Античные статуи, как идолов, разрушали – но ее не посмели, не поднялась рука. Черная Дева из Лангедока была найдена возле бьющего из под земли ключа. На этом месте были впоследствии проведены раскопки и найден заключенный в мрамор термальный источник, по хроникам известный римлянам во времена их галльских походов.

Аналогичная история произошла и в Le Puy-en-Velay. Там, неподалеку, был друидический дольмен, от которого осталась только верхняя плита. Называли её «камень, спасающий от лихорадки». Римляне, из альтруизма, сделали его частью храма, где плита продолжала служить в тех же медицинских целях. Впоследствии здесь было явление Девы Марии, указавшей одной вдове место исцеления. Таким образом, чудеса исцеления Белисамы по праву перешли к Деве из Пюи, которую привез Людовик IX из крестового похода. Этого короля так же называли «saint Louis, révérait avec ferveur la Madone du Puy.»
Казалось бы, здесь всё просто - да, мол, связь времен, языческое наследие и вообще христиане, типа, заимствовали культ Богоматери, вездесущую благодать материнства.

Во-первых. Возможно, заимствовали. Но зададимся вопросом – откуда заимствовали? С Ближнего Востока? У евреев, как и Ветхий Завет? Но дело в том, что у евреев никакого культа Богородицы нет в принципе. И у мусульман нет. Как нет и «изображений». И вообще, как бы это одно из принципиальных отличий христианства от иудаизма – культ Богородицы. И зачем заимствовать то, что уже составляет само по себе основу веры?

Второе. Если Черная Мадонна следствие забытых и ныне пока ещё известных языческих культов, то почему она чёрная? Египетская Изида не изображалась чернокожей, и среди фараонов негров тоже не завелось как-то до сих пор, несмотря на революционный клип Майкла Джексона. Если, конечно, первого Афроамериканского Президента США не считать. Не было черных персонажей также и в разного рода экстатических восточных культах, заимствованных римлянами. И вряд ли негры были популярны у наших предков в более ранние времена.

На это следует ответ, дескать, в храмах старинных романских было душно и дымно – потемнели образы – закоптились со временем. В огне пожарищ. Кого-то это устраивает и всё объясняет. Но дело в том, что скульптуры сознательно делались из редких сортов тёмного и черного эбенового дерева. А в иных случаях конкретно были составными – лицо и руки черные, а тела-одежды из светлого дерева. Кроме того, каменные скульптуры изготовлялись из чёрного камня. Во всяком случае, это касаемо наиболее древних. В более поздние времена некоторые скульптуры намерено окрашивались в черный цвет краской. Делалось это осознанно, следуя ранним образцам и скорее всего – от бедности. Эти ранние образцы… Большинство из них – французские, как и вообще большинство до нас дошедших. Происходят они из мест расселения катар, альбигойцев и… тамплиерских поселений.

Прованс, Лангедок. В Тулузе и сейчас есть традиция подношения Черной Деве из Дорада пояса сплетенного из красной и белой веревок. То что в храмах тамплиеров скульптуры Чёрной Девы стояли на почетном месте сомнению не подвергается. Она была покровительнецей храмовников, да и тевтонцев. Также как и то, что наиболее почитаемые Её изображения были привезены ими из крестовых походов. Она изображалась на знаменах воинов, которые организовывали турниры в Её честь. Скорее всего, именно тамплиеры первопричина культа Чёрной Мадонны., сделавшегося повсеместным в Европе. Прованс стал перевалочным пунктом в Испанию. Братья-крестоносцы принесли его в Италию и Германию. За сто лет, между 1170 и 1270 годами появилось не менее 80 соборов посвященных Notre-Dame и 500 церквей было построена во Её славу. Большинство этих памятников было построено на территориях, где до того уже существовал культ Черной Мадонны или изображение было чудесным образом обретено – таких случаев много.

На строительстве нужно немножко притомозить. Для Черных Мадонн строили особые храмы - новые. Началась эпоха феноменально прекрасного готического стиля. Разумеется строителями выступали тамплиеры. Вы не удивлены? В 1139 году папа Иннокентий II даровал ордену уникальную привилегию: право строить собственные церкви по собственным проектам. Где они там в палестинах научились так ловко обращаться с камнем не указывается. Ни у евреев, ни у турков, во всяком случае.
Напротив, то, что они строили, скажем, в Иерусалиме вызывало восхищение своей новизной.

«Свидетель» Теодерик так описывает Храмовую гору в 1174 году:
«С другой стороны от дворца (мечети Аль-Акса) тамплиеры построили новое здание, его высота, ширина и длина, его подвалы и трапезные, лестница и крыша совершенно не согласуются с обычаями этой страны. Действительно, его крыша так высока, что, упомяни я ее высоту, никто из, слушателей мне не поверил бы».

Это было до массового строительства готических сооружений в Европе. «Новое здание», описанное Теодериком, просуществовало до 50-х годов прошлого столетия и было по неясной причине снесено во время предпринятой арабами реконструкции Храмовой горы. Парящие крыши и арки, так поразившие монаха - отличительная черта готики, типичной для Шартрского и других французских соборов. Да и вас, господа и дамы, эта архитектура не оставит равнодушной, если Вы выкроите из бюджета немножко средств и найдете время ублажить свои эстетические чувства вживую, отсоединившись от матрицы.

В Шартрском соборе Вы сможете лицезреть Деву Шартра. Она считается самым древним объектом паломничества. Предполагают, что это античная скульптура Исиды, «сделанная до принятия христианства». Но это всего лишь современная копия, основанная на изображении конца XVIII века, так как древняя скульптура была разрушена в XV веке и была заменена деревянной скульптурой с Младенцем на коленях, которая в свою очередь сгорела в 1793 году. Не правда ли любопытно? Экскурсоводы Вам не расскажут причины столь необычной истории, не станут из политкорректности упоминать «реформацию» и французскую революцию – если только не спросите конкретно. А ведь это не талибы и инквизиторы, а «прогрессоры -революционеры» зачем-то сожгли статую. И история двойной смерти и возрождения этой «Чёрной Девы» вовсе не уникальна.

Охота.

Когда я заинтересовался материалом, то и дело натыкался в описаниях истории многочисленных Черных Дев на подобные повторения - в большинстве случаев, если речь шла о статуях «тамплиерского» времени. Статуя разрушена гугенотами, уничтожена протестантами, сожжена во время Революции, украдена, утеряна – ну, и с вариациями - «saved at Rev. but mutilated», «saved from destruction at Rev», «disappeared in the 16 C», «which was destroyed», «original BV destroyed by Huguenots», «original statue hidden from Protestants in a wall», «statue stolen in 1982», «ancient one disappeared 15 C», «original destroyed during Rev», «original from 10 -11 C disappeared during Rev», «destroyed by Protestants», «destroyed by Huguenots», ancient wooden BV burnt by Protestants 1562, «destroyed during Rev.. , destroyed during Rev.. , destroyed during Rev..»
И т.д. и т.д., и т.д.

При этом удивительную прыть в уничтожении христианских святынь развили реформаторы: рубили Черных Мадонн топорами принародно, типа того, как в галерее Гельмана рубили иконы, или похищали их из храмов белым днем и темной ночью. В этом случае находили только обломки или щепки. Статуи спасали, прятали в земле и замуровывали в стенах, но их находили и уничтожали.

Наверное поводов для Варфоломеевской ночи у католиков было достаточно. Некоторые считают, что тогда проиграли гугеноты. Отнюдь. Меньшевики гугеноты получили в итоге больше прав, чем большевики-католики и впридачу контроль над 200-ми городами Франции. Наверное, это можно считать первой французской демократической революцией.

Также, в духе талибов, с заявленной целью повысить градус прививки граждан к эгалите и фратерните действовали Великие французские революционеры. Но чуть изощренней: сначала статуи рубили, а потом сжигали. Чтоб без остатка. При этом относясь к религиозному дурману как-то выборочно – уничтожали конкретно эти статуи.
Не избежала всеобщей участи Чёрных Мадонн и Матка Боска Ченстоховска. Пострадала дважды. В первый раз от татарской стрелы при осаде получила удар в шею. Второй раз ее украли и пытались разрубить мечем гуситы. Похитителю удалось дважды ударить икону – замахнувшись в третий раз, он упал замертво. Икона отреставрирована, на лике видны «шрамы», но настоящие повреждения были серьезней. Пишут, что реставрировали не раз – шрамы проявляются сами. По другой версии повреждения были настолько сильны, что икону не смогли отреставрировать и написали заново – шрамы проявились.

Да, - маленькая деталь, которую нужно запомнить. В руке у младенца предмет похожий на ящичек-шкатулку. Если внимательней посмотреть, то и в скульптурных изображениях мы можем обнаружить аналогичный. Не у всех. Иногда младенец держит шар. Иногда шар держит Мадонна.

Один из последних случаев:

«В 2002 году национальня реликвия Франции "Черная Мадонна" была похищена из храма Нотр Дам в городе Бонсон. Вырезанная из дерева в XV в. статуя Мадонны с младенцем на руках наделена, по мнению верующих, необыкновенной целительной силой. В течение пяти веков городок в центральной Франции был местом паломничества христиан со всех концов Европы. Черная Мадонна находилась в нише и была защищена бронированным стеклом. Однако грабителям удалось взломать дверь церкви и похитить деревянную скульптуру.»

Можно отметить три больших волны «охоты» за статуями – 15-16 вв., Великая французская революция 1789-1794 и.. недавние 1980-е годы. От древних статуй в большинстве остались лишь копии. Чтобы понять весь драматизм происходившего, и «атмосферу» охоты нужно вспомнить замечательный фильм «Мальтийский сокол», в котором несколькими таинственными группами ведется поиск чёрной статуэтки тамплиеров, в которой что-то скрыто. Камешки-бриллианты, как думали. Быть может и внутри Черных Дев что-то искали? Камни? Помните, фильм «5-й элемент», раз уж зашла речь о кино.

«Зорг: - Камни? Камни будут. Но расходы пришлось удвоить.
- Деньги не имеют значения, важна только Жизнь»

Ох уж эти люки-бессоны… французские кинематографисты. Любопытно - Роберт Сербер, американский сахаров, в своих мемуарах писал, что назвал атомную бомбу, сброшенную на Нагасаки, «толстяком» в честь одного из персонажей «Мальтийского сокола». Очень ему нравилась эта история. Он, как ответственный ученый, должен был лететь жечь японцев заживо, уже садился в самолет на взлетной полосе, и… такая досада…, - заметил, что не надел по рассеянности парашют. А без парашюта – нельзя-с.
Без золотого парашюта тем более.

Какая вроде бы связь.., черная мадонна – тамплиеры – атомные бомбардировки… Вроде бы и нет связи…

Давайте же все-таки разберемся: ради чего или кого стекаются ежегодно на Монтсеррат миллионы людей? Что влечет сюда паломников и туристов со всех концов земного шарика, людей самых разных национальностей и вероисповеданий?

Кого только не приходилось нам встречать нам на Монтсеррат за свою экскурсоводческую практику, включая даже настоящих тибетских монахов! В чем же причина столь невероятной популярности места?

А причиной всему она - Дева Монтсерратская. Богородица Монтсеррат, Черная Мадонна, или "Ла Моренета" (Смуглянка), как ласково называют образ Девы каталонцы. Вообще, культ черных мадонн - явление весьма характерное для средневековой Европы.

После того, как на Вселенском Соборе в Клермонт-Ферране в ноябре 1095 г. папа римский Урбан Второй произнес одну из самых эффективных речей в истории христианства, призывая огромную толпу силой вырвать Святую землю из рук турок - началась великая и страшная эпоха крестовых походов. И, интересное совпадение, примерно в это же время в самых разных местах Испании, Франции, Италии и Германии начинают появляться черные мадонны. Совпадение это или между двумя событиями существует прямая причинно-следственная связь - вопрос спорный.

Так или иначе, в церквях Франции по сию пору можно обнаружить почти три сотни Черных Мадонн, меньшее, но тоже впечатляющее их количество - 50 - находится на испанской земле.

И безусловный факт: самая из них известная, образ, с которым связывают многочисленные документально подтвержденные случаи чудесного исцеления, образ, ради которого идут сюда верующие, начиная с эпохи раннего средневековья - наша знаменитая Моренета, Черная Дева Монтсерратская.

До конца по сию пору не ясно, кто и когда изваял образ Девы Монтсеррат; каким образом он был доставлен в Каталонию; чтобы оказаться в конце концов на Монтсеррат; чем вызван практически черный цвет лика и рук изваяния...

Обо всех существующих версиях мы подробно рассказываем во время экскурсии, но важно, в первую очередь, другое: с момента, как образ был установлен в романской церкви Монтсеррат (12 в.), слава нашей Мадонны перешагнула границы Каталонии, после Испании (в одной только Италии в свое время было открыто более 150 церквей и часовен, посвященных культу нашей Девы), а в эпоху великих географических открытий достигла и Южной Америки. Не будем забывать, что уже во вторую экспедицию Колумба отправился один из монахов Монтсеррат, Бернат Буиль, который и стал первым викарием новых владений Испанской Империи. Отсюда навание одного из островов в группе Малых Антильских: Монтсеррат.

Образ Девы Монтсеррат - небольшая (высотой всего 95 см), выполненная из белого тополя полихромная скульптура, хранящаяся ныне в тронном зале монтсерратской базилики в прочнейшем прозрачном саркофаге.

Лишь часть изваяния - сфера, символизирующая Вселенную, которую Дева держит в правой руке, доступна для непосредственного контакта.

Ощущения, которые возникают, когда проходишь через Врата Ангелов и поднимаешься в тронный зал, где хранится образ Черной Мадонны - непередаваемы.

Очень хорошо сказала одна из наших туристок после визита к Деве: "Да разве вы не видите!? Она же не отсюда - она из космоса!". И в этом очень эмоциональном, на первый взгляд, высказывании - большая доля истины.

Дело в том, что мы много путешествуем и видели очень немалое количество подобного рода деревянных скульптур романского периода (10-12 в.в.) - и ни один из них не имеет ничего общего с нашей Моренетой. Это, как правило, достаточно примитивно, пусть и с большой экспрессивной силой выполненные образы, наша же Мадонна - абсолютно живая!

Ярчайший пример удивительной любви и уважения, которым пользуется в народе Моренета - необычайна популярная и сейчас среди каталонцев традиция давать при рождении девочкам имя Монтсеррат, что, как считается, приносит удачу. Доказательства? Пожалуйста - всемирно известная уроженка Барселоны, оперная дива и просто отличная женщина - Монтсеррат Кабалье.


Помимо бесконечного потока паломников и туристов, на Монтсеррат регулярно бывают и местные. По каждому, значительному или не очень, поводу, они предпочитают советоваться с Черной Мадонной Монтсеррат, которая выслушивает - и помогает!

Уже в 13-м столетии знаменитый Хайме-Завоеватель, граф Барселоны и король Арагона, говорил: "Монтсеррат - это место, которое Господь отмечает и прославляет чудесами". Век сейчас не 13-ый, но с чудесами все по-прежнему - они есть!

Всенародная любовь и почитание (см. фото слева) - понятны и в доказательствах не нуждаются.

Тем не менее, и с точки зрения официальной церкви, образ нашей Моренеты является каноническим. По преданию, образ был обретен мальчиками-пастушками в 880-м году.

В 1880-м торжественно отпраздновали тысячелетие с момента обретения Девы Монтсеррат, а через год, в 1881-м, на Монтсеррат прибыл тогдашний папа римский, Лев 13-ый, и канонически короновал Деву, поднеся ей корону, скипетр и ирис, выполненные из драгоценных материалов.

Тогда же Дева Монтсеррат была со всем соблюдением ритуала объявлена покровительницей Каталонии.

Кстати, совсем скоро, в 2025 г., и монастырь отметит тысячелетний юбилей с момента основания. Сложно даже представить, какие масштабы примет событие! Но это, на наш взгляд, очень здорово!

Монсерратская Мадонна (Virgen de Montserrat/ Mare de u de Montserrat ), за тёмный цвет своего лика прозванная «Чернушкой», или «Смуглянкой» (La Moreneta ), является святой покровительницей Каталонии. Образ Черной Мадонны Монсерратской находится в небольшом верхнем помещении (Тронном зале) монастырской базилики , где каждый желающий может, отстояв очередь, поклониться святой , прикоснувшись к ее правой руке и попросив о сокровенном. В 1881 году папа Лев XIII официально провозгласил Черную Деву Монсерратскую святой заступницей Каталонии и покровительницей каталонских епархий. Нынешняя статуя Девы датируется концом XII века.

Помимо прозвища Ла-Моренета (Чернушка), Монсерратскую Мадонну еще называют «апрельской розой», поскольку знаменитый гимн Virolai , ежедневно исполняемый мальчиками из хора «Эсколания», начинается словами " Rosa d’ abril, Morena de la serra..." («Апрельская роза, смуглая Дева гор...»).

Праздник Мадонны Монсеррата отмечается 27 апреля. Не менее пышно, чем сам этот день, отмечается и канун этого праздника, особенно каталонской молодежью. В эти дни в монастыре проходят торжественные мессы, концерты, специальные лекции, пения псалмов, исполнения фольклорных танцев и представления строителей традиционных каталонских «башен» из людей.

Легенда об обретении образа Черной Мадонны Монсерратской

Согласно легенде , первую статую Девы Монсерратской обнаружили в 880 году мальчики-пастухи. Как-то в субботу вечером они увидели в горах яркий свет, сопровождаемый божественной мелодией. В следующую субботу мальчики вернулись на то же место со своими родителями. Видение повторилось. В последующие четыре субботы вместе с пастушками туда приходил священник из Олесы, и вновь их взорам предстало чудесное видение.

Вскоре новость дошла до самого епископа, который тогда находился в соседней Манресе. Услышав об этом чуде, он решил отправиться в Монсеррат. Тогда-то и была обнаружена пещера с образом Девы Марии . Епископ предложил торжественно перенести чудотворную статую в Манресу, но едва ее попытались сдвинуть с места, как она настолько отяжелела, что поднять ее стало совершенно невозможно. Епископ истолковал это как желание Богоматери остаться на прежнем месте и приказал построить часовню Девы Марии, ставшую началом нынешнего монастыря. Первый текст, упоминающий об этой легенде, датируется 1239 годом.

Эта легендарная статуя, вероятно, действительно существовала и пользовалась огромным почитанием верующих (считалось даже, что ее вырезал из дерева сам апостол Лука), но через некоторое время исчезла - так же таинственно, как и появилась.

Предание гласит, что образ Богоматери Монсерратской был найден на том месте, где сегодня стоит часовня Святой Пещеры (Capella de la Santa Cova ). Любой желающий - турист или паломник - может, удалившись от суеты и многолюдья монастырской базилики , пройти по прекраснейшему маршруту Camí de la Santa Cova , ведущему к этой часовне, любуясь великолепными горными пейзажами и религиозными скульптурами на Пути молитв (Rosari Monumental de Montserrat ).


В часовне выставлена копия образа, который хранится в базилике , однако эта копия также высоко почитается верующими (хотя очередей к ней не бывает).

Описание и символика романской скульптуры Богоматери Монсерратской

Оригинальная статуя Черной Мадонны утрачена. Нынешний образ Девы Монсерратской , установленный в монастырской базилике , был создан в конце XII века. Эта деревянная романская скульптура вырезана из белого тополя (Populus alba ). Статуя имеет высоту 95 см и изображает Богоматерь с младенцем Иисусом, сидящим у нее на коленях. Данный тип иконографии именуется «Богородица Кириотисса» (Владычица). Также скульптура соответствует традиционному типу изображения Богоматери с младенцем, который называется «Седалище мудрости» или «Мадонна на троне» (Sedes Sapientiae ).

За исключением лика и рук Девы Марии и младенца, скульптура покрыта золотом. Характерный цвет статуи связан, как предполагают специалисты, с потемнением (окислением) лака, покрывающего лик и руки Мадонны. Не исключено также, что такой цвет изваяние приобрело от дыхания и прикосновений паломников, а также от пыли и копоти масляных ламп и свечей, которыми на протяжении многих веков освещался почитаемый образ. Например, в воспоминаниях одного нюрнбергского жителя о посещении Монсеррета в 1494 году рассказывается, что он был поражен огромным количество масляных ламп и свечей, день и ночь горевших перед ликом Девы. В книге «История и чудеса Богоматери Монсерратской» аббата Педро де Бургоса (1536-50) упоминается, что статуя имела смуглый цвет . Хроника Херони Пухадаса (1609) это подтверждает.

Статуя Моренеты имеет исключительную ценность - не только из-за ее религиозного и эмоционального значения для всего каталонского народа и поклонения, которое она вызывает у всех христиан, но и из-за изящных форм самой скульптуры, которая за долгие годы существования приобрела новые черты и несколько отдалилась от оригинала, но всё же не утратила притягательности.

На королевское величие Богородицы указывает позолоченная корона. Ее голову и плечи покрывает короткая вуаль, именуемая по-гречески «мафорионом». Такой платок носят и многие другие романские мадонны. Платок этот полихромный, украшенный узорами на белом фоне - золотыми полосами и красными ромбами с вписанными в них золотыми крестами и темно-зелёными звездами (это полихромное покрытие появилось в XVI веке). Лик Богородицы окрашен черным, но не равномерно: в некоторых местах на шее и около глаз проступает коричневый цвет основы. Нос очень тонкий, вытянутый и выступающий, с изящно выполненным кончиком, шея стройная. Мягкая, закругленная форма губ и подбородка создают выразительный и поразительно нежный лик, который можно встретить у некоторых готических скульптур, уже начинавших появляться во Франции в период создания статуи.

Если взглянуть на лик Мадонны в профиль с левой стороны, мы увидим в выражении ее лица серьезность и даже грусть, тогда как, рассматривая его с другой стороны, на губах Богоматери можно даже заметить легкую улыбку. Во фронтальном развороте Богоматерь излучает приветливое спокойствие.

Если в лике Богоматери уже проявляются черты готики, то остальная фигура отличается строго романскими пропорциями, она очень узкая и плоская, с большим углублением, в которое помещен младенец Иисус. На Мадонне длинный плащ типа пенулы (Paenula ), или верхней туники, частично открывающей нижнюю тунику (с таким же треугольным вырезом) и позолоченное ожерелье. Всё ее одеяние покрыто позолотой и оторочено черным «шитьем». Облачение ниспадает элегантными складками и окутывает ноги сидящей фигуры. В правой руке Ла-Моренета держит сферу (Globus Imperii ), которая символизирует верховную власть над Вселенной, над всем творением. Жестом своей левой руки Богоматерь по-матерински защищает младенца. Полихромное покрытие правой руки Девы полностью стерто из-за ее непрерывного целования верующими. Руки имеют такой же темный цвет, как и лик. Их естественность и выразительность является не свойством романской скульптуры, а результатом работы более современных мастеров: из-за чрезмерной ветхости руки пришлось изготовить заново.

Ноги Богоматери одеты в простую обувь остроконечной формы и покоятся на позолоченной подушке. Она восседает на трапециевидном престоле с четырьмя колоннами по углам, увенчанными позолоченными шишечками (престол изготовлен в XVI веке).

Младенец поднимает правую руку в благословляющем жесте, а в левой руке держит шишку - символ плодородия и долголетия в романском искусстве. Предполагают, впрочем, что первоначально он держал в руке не шишку, а земную сферу, как и Богоматерь. Дело в том, что фигура младенца не оригинальная романская (она утрачена), а значительно более поздняя: она была изготовлена в 1823-1824 вв. Лик и голова младенца тщательно отшлифованы и имеют натуралистический вид, далекий от всякой романской традиции. На голове младенца корона (более простая, чем у Богоматери). Волосы в виде завитков - деталь, которую невозможно встретить в средневековой скульптуре. Лицо у Младенца изящное, с широким лбом, большими глазами, прямым носом и небольшим ртом с намеком на улыбку. Вся его миловидность и округлость черт обнаруживает вмешательство современных скульпторов, поскольку совершенно не свойственны романскому искусству. Одежда младенца в целом копирует облачение матери, только вместо пенулы на нем надета простая туника, нижняя рубашка и ожерелье. Рельеф складок имитирует романский образец, но выражен резче. Из-под туники видна пара очаровательных ножек, выполненных с точным знанием анатомии.

История образа Черной Девы Монсерратской

Как уже было сказано, нынешняя статуя темноликой Мадонны, установленная в базилике монастыря Монсеррат , датируется концом XII века. Ее автор неизвестен. В ходе недавних исследований было доказано, что первоначально лик и руки Мадонны были покрыты свинцовыми белилами с добавлением некоторых пигментов, а ее одежда была расписана традиционными цветами - синим и красным, как на миниатюрах из «Красной книги» (Llibre Vermell de Montserrat ).

В XVI веке руки и лик Мадонны были покрашены каштановым, поскольку белый цвет к тому времени приобрел довольно тёмный оттенок (из-за упомянутого окисления и атмосферных воздействий), а реставрировать статую было необходимо, так что ренессансными мастерами был выбран ставший уже привычным для верующих тёмный цвет (впоследствии статуя только продолжала темнеть). Видимо, тогда же было покрыто позолотой и одеяние Мадонны.

В 1808 году, во время наполеоновских войн, Ла-Моренета впервые в своей истории покинула Монсеррат и была спрятана монахами. Через год она вернулась на свое место, но в 1811 году, незадолго до того, как французские войска разрушили аббатство, вновь покинула монастырь. Святыню спрятал под небольшой садовой лестницей Маур Пиканьоль (Maur Picanyol ), отшельник из скита Сант-Димес (Sant Dimes ), и таким образом спас Ла-Моренету от гибели в пожаре. Однако статуя сильно пострадала от дождей. В январе-феврале 1812 года она была отреставрирована. В частности, были заново покрашены лик и руки Богоматери. Летом 1812 года, когда французы снова жгли монастырь, скульптура снова покинула аббатство: ее взяли с собой бежавшие монахи.

В 1822 году во время конфискации монастырского имущества Мадонна лишилась украшавших ее драгоценностей и была перевезена для сохранности в Барселону, в 1824 году она вернулась в Монсеррат с новой короной. В 1835 году, во время секуляризации, проводившейся премьер-министром Мендисабалем, монастырь доверил статую одному фермеру, который в течение девяти лет хранил ее у себя дома, пока монастырь не был вновь открыт. Статуя была настолько хорошо спрятана, что епископу Барселоны пришлось обратиться к находившемуся в изгнании аббату, чтобы узнать у него, где находится Черная Мадонна Монсерратская .

Образ темноликой Девы был существенно изменен в 1823-1824 вв. Именно во время этой «реставрации» оригинальная скульптура младенца была, как уже говорилось, заменена новой - прежняя находилась в крайне плачевном состоянии. Земная сфера, которую держал в руке младенец, также была сильно изношена и скорее напоминала шишку, поэтому скульптор и заменил ее шишкой. В этот же период были заново изготовлены руки Богоматери . Жесты рук были сохранены, но сами руки стали идеально проработанными и изящными, чего невозможно встретить в романской скульптуре. Из того же дерева была сделана и земная сфера, которую скульптор поместил в правую руку Богоматери (точно неизвестно, находилась ли сфера там изначально). Вероятно, тогда же были заново покрашены не только новые детали, но и вся скульптура целиком, чтобы создать более равномерный тон. Как считают исследователи, именно в эти годы лик и руки Богоматери и младенца Иисуса приобрели окончательный черный оттенок (вероятно, до тех пор цвет был ближе к коричневому), и в этом виде скульптура и дошла до нас. Не будем забывать, что в эпоху романтизма существовала мода на разнообразные средневековые легенды и старинные скульптуры, и в этом смысле интенсивный черный цвет святого образа полностью соответствовал духу времени. Аббат Мунтадес оправдывал это давней традицией, в соответствии с которой скульптурам якобы было принято «из соображений наивысшего аскетизма» специально придавать черный цвет.

В сентябре 1844 года скульптура была вновь установлена в церкви Монсеррата при большом скоплении и ликовании народа. В 1881 году состоялась церемония канонической коронации образа Черной Мадонны и ее провозглашения святой покровительницей Каталонии .

Отметим, что в то время статуя еще была укутана в пышные одежды из драгоценных тканей: особо почитаемые образы Богоматери было принято облачать в расшитые мантии и накидки в форме колокола (пик этой моды пришелся на эпоху барокко). Поэтому на многих старинных изображениях Черная Мадонна Монсерратская фигурирует именно в таких роскошных одеяниях, скрывающих оригинальную романскую скульптуру.

Исследователи-рационалисты, пытавшиеся докопаться до исторической истины, свободной от мифов и легенд, не имели возможности исследовать и сфотографировать статую без этих накладных одежд , но среди экспертов уже тогда начали зарождаться сомнения относительно подлинности скульптуры, которая никоим образом не могла датироваться 880 годом, что бы ни говорила легенда . Но народные массы не были еще готовы принять разницу между легендой и подлинной историей. Рационалистический менталитет в монастыре возобладал лишь к началу XX века. Первая фотография скульптуры без скрывающих ее накладных одежд датируется 1920 годом.

Даже те, кто противились научному изучению статуи, были поражены чистой красотой, одухотворенностью и любовью, которую излучал образ, освобожденный от чужеродных одежд. Впрочем, в то время монахам еще не нравилось выставлять статую для поклонения верующих в таком аутентичном виде, без дополнительных деталей наряда. До этого еще должно было пройти несколько десятилетий. Лишь после конца Гражданской войны монахи решили, что образ можно выставить для поклонения верующих без дополнительных металлических украшений и накладных одежд.

В 1909 году, во время событий Трагической недели, «Смугляочку» снова пришлось прятать. На протяжении Гражданской войны в Испании (1936-39) на месте подлинной Мадонны стояла копия. В 1946 году был создан серебряный трон для Богоматери, а также восстановлено полихромное покрытие скульптуры. В 1947 году статуя была установлена на то место, где находится и поныне. Сегодня фигура накрыта специальным защитным куполом из стекла (стеклянным колпаком), и желающие поклониться святому образу могут дотронуться только до шара в руке Мадонны.

В 1947 году состоялась церемония возведения на трон образа Богоматери Монсерратской (Entronització de la Mare de Déu de Montserrat ). Эти празднования, в которых приняло участие около 100 тыс. человек из всех уголков Каталонии, считаются первым актом общественного примирения в регионе после Гражданской войны.

В 2001 году было проведено радиографическое исследование скульптуры. Подтверждено, что основная часть Мадонны относится к романской эпохе.

Почитание чудотворного образа

Упоминания о чудесах, которые творит Дева Монсерратская, встречаются уже в XII веке, и с тех пор люди приходят в монастырь, чтобы попросить о сокровенном: исцелении от болезни, счастливом замужестве или рождении ребёнка. Описания многочисленных чудес содержатся, в частности, в известном средневековом сборнике «Песни Деве Марии » (Cantigas de Santa María ) (XIII в.). Появление этого произведения привело к огромной популярности Монсеррата и сделало его местом массового паломничества.


По мере завоеваний каталоно-арагонской короны слава о чудесах Черной Мадонны распространилась далеко за пределы Каталонии и Средиземноморья. Множество посвященных ей часовен появилось в Италии, культ Черной Мадонны проник в Австрию, Центральную Европу, Нидерланды, Францию. Первые церкви в Мексике, Чили и Перу были посвящены Богоматери Монсерратской, название «Монсеррат» было присвоено одному из Малых Антильских островов, а также нескольким горам, городам и посёлкам. В Бразилии португальские миссионеры основали два процветающих и поныне монастыря под названием Монсеррат. В наши дни также существует множество посвященных этой Мадонне храмов и духовных центров в Австралии, Америке, Азии и Африке.

Это святое место посещали многие выдающиеся исторические деятели, политики, писатели и художники. Императоры Карл V и Филипп II Испанский скончались, держа в руках освященные свечи из Монсеррата. Французский король Людовик XIV оплачивал заступнические молитвы, которые читались в Монсеррате во здравие Королевы-матери. Австрийский эрцгерцог император Фердинанд III пожаловал монастырю щедрые пожертвования.

Почитание Мадонны Монсеррата не ослабевает и в наше время. Особой любовью она пользуется, разумеется, в Каталонии. Каждый каталонец считает своим долгом хотя бы раз в году посетить Монсеррат и поклониться Черной Деве. Помимо богомольцев, к чудотворному образу неустанно стекаются толпы простых туристов, мечтающих прикоснуться к легендарной святыне и загадать желание.

О том, в какое время можно посетить базилику Монсеррата и поклониться Черной Деве, а также о том, каков традиционный ритуал поклонения Мадонне, .

План монастыря Монсеррат с достопримечательностями

На нашем сайте вы можете скачать подробную карту монастыря Монсеррат . На этом плане присутствуют обозначения на русском языке основных туристических достопримечательностей на территории Монсеррата, в том числе монастырской базилики с образом Черной Девы Монсерратской, Музея Монсеррата, станций фуникулеров , канатной дороги и зубчатой железной дороги (кремальеры) , а также смотровых площадок, информационных пунктов, магазинов, ресторанов и отелей.

Кроме того, на плане Монсеррата указаны направления основных пешеходных троп в окрестностях монастыря (маршруты в сторону Святой Пещеры , часовни Святого Иоанна, смотровой площадки Фра Гари, вершины Сант-Жерони и др). Такую карту вы также можете получить в пункте туристической информации при входе в монастырь. Также в этом офисе можно взять более подробную карту маршрутов по местности вокруг монастыря. Другие карты пешеходных маршрутов по Монсеррату можно скачать на нашем сайте .