Смотреть что такое "Марк (Головков)" в других словарях. Управляющий рязанской епархией

Викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси

Управляющий Северным викариатством, в состав которого входит Всехсвятское благочиние, а также Северо-Западным викариатством, - архиепископ Егорьевский Марк.

Дата рождения: 31 марта 1964 г. Дата хиротонии: 14 января 2004 г. Дата пострига: 19 октября 1990 г. День ангела: 8 мая

Биография

Родился 31 марта 1964 г. в Перми. В 1981 г. окончил среднюю школу г. Перми. В 1982-1984 гг. служил в рядах Советской Армии.

В 1984 г. поступил в Московскую духовную семинарию, по окончании которой в 1988 г. поступил в Московскую духовную академию. В сентябре 1990 г. назначен помощником заведующего Церковно-археологическим кабинетом при МДА.

19 октября 1990 г. в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество, 21 ноября рукоположен в сан иеродиакона, 7 января 1991 г. - в сан иеромонаха. Преподавал в МДС Священное Писание Нового Завета. В 1992 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия.

12 августа 1992 г. назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. В 1997 г. возведен в сан игумена.
28 декабря 1999 г. назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.

3 мая 2000 г. возведен в сан архимандрита.14 января 2004 г. в Храме Христа Спасителя в Москве хиротонисан во епископа Егорьевского, викария Московской епархии.

Решением Священного Синода от 31 марта 2009 г. (журнал № 18) освобожден от должности заместителя председателя ОВЦС и назначен секретарем Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Также Священный Синод поручил епископу Марку временное управление Венско-Австрийской и Венгерской епархиями.

1 февраля 2010 г. возведен в сан архиепископа.В декабре 2010 г. поручено окормление приходских храмов на территории Северо-Западного административного округа г. Москвы (Успенское благочиние).

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 31 декабря 2011 г. назначен управляющим Северо-западным викариатством в границах Северо-Западного и Зеленоградского административных округов г. Москвы и Северным викариатством в границах Северного административного округа г. Москвы и включен в состав Епархиального совета г. Москвы по должности.

Образование

1988 г. - Московская духовная семинария.

1992 г. - Московская духовная академия (кандидат богословия).

Епархия

— Будапештская и Венгерская епархия

(Временный управляющий)

Место работы

Управление Московской Патриархии по зарубежным учреждениям

(Руководитель Управления)

Епархия

— Венская и Австрийская епархия

(Временный управляющий)

Епархия

— Московская епархия (городская)

(Управляющий Северным викариатством)

Награды

Церковные:

— орден прп. Сергия Радонежского II ст.;

— орден Гроба Господня Иерусалимской Православной Церкви.

Паломничество не должно превращаться в религиозный туризм. Это разные вещи, несмотря на то что «пункт назначения» в том и другом случае один и тот же. Вроде бы люди ходят по одним и тем же местам, видят одно и то же и даже, может быть, прикладываются к святыням, но паломничество - это, прежде всего, молитва.

Паломничество - это труд души

Нужно понимать, что паломничество - это самое главное путешествие в жизни человека. Раньше человек разделял путешествия на «святые», которые подробно описывались в путевых заметках, дневниках, и на «профанные», то есть мирские. Последние считались менее важными, их почти не описывали. В наше время всё происходит наоборот. Люди едут в другие города и страны, в основном за увеселениями. Для них издаётся масса путеводителей с подсказками, где и как отдохнуть.

Паломничество - это труд души. Трудиться хотят не все, и в этом - болезнь современного общества.

Известно много случаев, когда паломничество внутренне переворачивало человека, которого, казалось бы, и удивить нечем - везде бывал, всё видел. Один знакомый попросил меня помочь организовать ему экскурсию по Венеции. Я дал ему контакты протоиерея Алексия Ястребова, настоятеля прихода святых жён-мироносиц в Венеции, автора путеводителя «Святыни Венеции». Позже этот знакомый с горящими глазами говорил мне: «Отец Алексий изменил моё отношение к этому городу!».

Паломники приезжают на Святую Землю молиться

Когда я приехал в Иерусалим в конце 1992 года в качестве члена Русской Духовной Миссии, мне пришлось полностью выстраивать паломническую деятельность. Я сам писал программы для паломников, сам печатал их; договаривался по поводу транспорта; готовил сопровождающих (монахинь, послушниц), проводил с ними семинары, на которых рассказывал, как лучше донести информацию до паломников. Многое тогда приходилось делать самому.

Я прожил на Святой Земле 7 лет. Это время запомнилось атмосферой увлечённости. Мы читали литературу о дореволюционном паломничестве на Святую Землю, о жизни в Палестине. Мы всем сердцем ощущали, что живём в период возрождения паломничества русских людей на Святую Землю. Это, конечно, очень сильно воодушевляло, и хотелось, чтобы паломники, приезжая сюда, увидели и узнали как можно больше.

Программа пребывания на Святой Земле была очень насыщенной, и у людей почти не оставалось времени на отдых и сон. Я старался, чтобы было как можно больше литургий. Прежде всего - у Гроба Господня, в Гефсимании, в Вифлееме. Кроме того, служили в Горнем монастыре, нередко ещё раз возвращались ко Гробу Господню. Я сам старался по возможности ездить с группами на литургию - или служил, или молился с паломниками, и мне было радостно такое соприкосновение со святынями.

Помню, одна группа приехала с Синая. Ночью они поднимались на гору, потом был ночлег в Горнем монастыре, а с утра отправились в Гефсиманию. Когда я рассказал об этом настоятелю Гефсиманской обители, он удивился: «Ты что! Ты же их уморишь!». Я говорю: «Паломники приезжают сюда молиться, а спать будут дома».

В 1999 году, накануне 2000-летия Рождества Христова, я старался делать так, чтобы каждая группа побывала на литургии в Вифлеемском храме. Там царит особая трогательная атмосфера. И всегда после богослужения Патриарший наместник в Вифлееме - архимандрит Анастасий - находил возможность говорить слово паломникам, благословлять их иконками, угощать кофе. Люди уходили из храма окрылёнными: лица оживали, глаза светились радостью.

Наша задача сейчас - помочь человеку открыть для себя святые места, вернуть тот дух паломничества, который был у наших предков.

Страна: Россия

Биография:
Родился 22 января 1977 г. в семье священника в с. Туголес Шатурского р-на Московской обл. В 1994 г. окончил среднюю школу № 5 г. Шатуры.

В 1994-1996 гг. обучался в Рязанском духовном училище. В 1998 г. окончил Самарскую духовную семинарию.

22 ноября 1998 г. ректором Санкт-Петербургских духовных школ епископом Тихвинским Константином в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Санкт-Петербургской духовной академии поставлен во чтеца. В том же году поступил в СПбДА. В июне 2002 г. защитил дипломную работу по теме «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви в свете Священного Писания Нового Завета».

В августе 2002 г. назначен преподавателем предмета «Библейская история» в Рязанском духовном училище.

27 октября 2002 г. в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Рязанского духовного училища митрополитом Рязанским и Касимовским Симоном пострижен в мантию с именем Игнатий в честь священномученика Игнатия, епископа Скопинского.

31 октября 2002 г. в храме святого праведного Лазаря г. Рязани митрополитом Симоном рукоположен во иеродиакона, а 4 ноября того же года в Никольском храме г. Скопина Рязанской области - во иеромонаха.

23 июля 2003 г. архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом назначен проректором по воспитательной работе Рязанского духовного училища. С сентября 2003 г. назначен преподавателем предметов «Пастырское богословие», «Гомилетика» и «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».

Ко дню Святой Пасхи 2004 г. награжден правом ношения наперсного креста.

В 2004-2006 гг. являлся слушателем аспирантуры Московской духовной академии при Отделе внешних церковных связей.

Решением Священного Синода от 6 октября 2005 г. назначен наместником вновь открывшегося Cnaco-Преображенского мужского монастыря г. Рязани.

По представлению архиепископа Павла ко дню Святой Пасхи 2007 г. Святейшим Патриархом Алексием II возведен в сан игумена.

В 2008 г. окончил Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина по специальности «Юриспруденция».

27 мая 2009 г. указом архиепископа Рязанского и Касимовского Павла назначен первым проректором Рязанской духовной семинарии.

К дню Святой Пасхи 2010 г. Святейшим Патриархом Кириллом удостоен права ношения палицы.

В 2010 г. проходил профессиональную переподготовку в Московской академии государственного и муниципального управления, по окончании которой присуждена квалификация на ведение профессиональной деятельности в сфере государственного и муниципального управления, управления организациями, предприятиями различных форм собственности и управления персоналом. С августа 2010 г. ― соискатель степени кандидата экономических наук в Московской академии государственного и муниципального управления.

В 2011 г. назначен первым заместителем директора Рязанского филиала автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Смольный институт Российской академии образования».

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал № 70) избран епископом Шахтинским и Миллеровским.

18 августа 2011 г. за богослужением в Храме Христа Спасителя Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан архимандрита; по окончании всенощного бдения Святейший Патриарх возглавил чин наречения архимандрита Игнатия во епископа Шахтинского.

21 августа 2011 г. в Новоспасском монастыре Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Игнатия во епископа Шахтинского и Миллеровского.

Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. (журнал № 168) освобожден от должности наместника (игумена) Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Рязани.

Решением Священного Синода от 26 декабря 2012 г. (журнал № 138) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Покровского Верхнемакеевского мужского монастыря с. Верхне-Макеевка Ростовской обл.

Решением Священного Синода от 30 мая 2014 г. (журнал № 35) назначен Преосвященным Вологодским и Великоустюжским.

Решением Священного Синода от 25 июля 2014 г. (журнал № 83) утвержден в должности священноархимандрита Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря г. Вологды и Кирилло-Белозерского мужского монастыря г. Кириллова.

Решением Священного Синода от 23 октября 2014 г. (журнал № 94) определен титул «Вологодский и Кирилловский» (в связи с образованием Великоустюжской епархии); назначен главой Вологодской митрополии и временным управляющим Великоустюжской епархией.

4 ноября 2014 г. за Божественной литургией в Успенском соборе Московского Кремля Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.

Решением Священного Синода от 25 декабря 2014 г. (журнал № 135) назначен ректором новообразованной Вологодской духовной семинарии.

Решением Священного Синода от 26 февраля 2019 г. (журнал № 5) назначен председателем Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии, с сохранением обязанностей по архипастырскому окормлению Вологодской епархии.

С 26 февраля 2019 года входит в состав Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха.

.
— Так получилось, что сразу же после решения Синода мне не удалось приехать в Рязань, поскольку в силу ранее полученных благословений мне нужно было поехать за несколько тысяч километров по благословению патриарха освещать два храма - первый православный храм в Камбодже и ещё один храм в Таиланде. Только лишь сегодня я ступил на Рязанскую землю. Символично, что совершил первую свою литургию здесь в качестве митрополита Рязанского и Михайловского в храме в честь иконы «Всех скорбящих Радость». Не буду говорить о значении этого храма для Рязани. Храм особый, намоленный. Сегодня было большое количество людей на богослужении. Радостно было помолиться вместе с моей новой паствой, - отметил митрополит Марк, начав пресс-конференцию.

Журналистов интересовали его первые шаги в новой должности.
- Сейчас Святейший патриарх часть послушаний с меня снял. Но у меня остаётся финансово-хозяйственное управление Московской патриархии, патриаршая наградная комиссия. Мне придётся это совмещать с должностью правящего архиерея. Нужно сначала осмотреться. У меня задача одна - служить Богу и людям, помогать людям. Поэтому те, кто хочет трудиться, работать во славу Божию, у кого есть хорошие, добрые инициативы, всегда найдут во мне помощника и соработника. Я человек открытый, простой и готов отвечать на инициативы, самые разные чаяния. Неважно, от кого они исходят - от человека в рясе или светского человека. Самое главное, чтобы это было позитивно и направлено на пользу людям, - сказал владыка.

О нововведениях митрополит пока не говорит. Он уточнил лишь, что «любой шаг нужно делать по тщательном изучении», а в деятельности епархии, по его мнению, важны все направления.
- Задача церкви - нести слово Божие людям. В рамках этой задачи нужно, чтобы церковь была максимально открыта для людей, чтобы люди не чувствовали, что церковь представляет из себя узкий клан, сословную прослойку. Здесь нужно развивать и молодёжную деятельность, взаимодействовать с общественными организациями. Словом, нужно быть современными в самом хорошем смысле этого слова, работать на благо людей и стараться, чтобы самые лучшие ожидания людей воплощались, в том числе с помощью церкви, - подчеркнул митрополит Марк.

Управляющему Рязанской митрополией задали и вопрос, вызывающий спор среди жителей Рязани, - о строительстве храмов в парках. Митрополит отметил, что выступает за то, чтобы зелёных зон было как можно больше. Но при этом он подчеркнул, что парки появляются там, где строятся храмы. На пресс-конференции он поддержал предложение общественников, чтобы в новых микрорайонах места под церкви определялись ещё на этапе планирования. Серьёзным митрополит Марк назвал и вопрос развития приходов, которые находятся в глубинке.
- Мы говорили и предварительно наметили дату митрополичьего совета, чтобы вместе трём архиереям нашей Рязанской митрополии обсудить все вопросы, которые есть у нас, у владыки, послушаем отцов. Конечно же, будем учитывать и эту особенность Рязанской епархии (большое количество отдалённых приходов). Везде есть свои особенности. Их нужно принимать во внимание. Есть разные подходы. Есть подход, когда человека интересует процесс. Типичный бюрократический подход. Нас же интересует результат. Всё будем делать для того, чтобы результаты были хорошие, - пояснил свою позицию митрополит Марк.

Отдельной темой стало его знакомство с Рязанью. В первый раз сюда он попал в юности - в 1970-х годах был проездом. Затем в 2000 году приезжал для встречи с митрополитом Рязанским и Касимовским Симоном. С последним, кстати, он встречался дважды. Второй раз - в Николо-Бабаевском монастыре Ярославской епархии, где Симон находился на покое. В этом человеке, возглавлявшем Рязанскую кафедру более двадцати лет, митрополит Марк особо отметил любовь и уважение к ближним.

Он добавил, что «для верующего человека в жизни нет места случаю», а Рязань возникала в его судьбе не единожды. В частности, митрополит рассказал, что ранее сменил владыку Павла, который затем стал митрополитом Рязанским и Михайловским, на управлении епархией в Австрии и Венгрии. Пару лет назад владыка Марк приглашал Павла вновь посетить Австрию и Венгрию. В архиерейскую квартиру тот привёз икону рязанских святых. Сейчас митрополит Марк усмотрел во всём этом «смысловые штрихи, которые неведомо подвели к Рязанской кафедре».

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк убежден, что сейчас в России наступило апостольское время. Людям нужны миссионеры, и это главная обязанность священников и архиереев. Неслучайно в настоящее время достаточно много молодых иереев, ведь для того чтобы возродить церковную жизнь, необходимы молодые силы. И каждый верующий, не суть важно — монах или мирянин, призван в меру собственных сил быть свидетелем Истины.

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Биография

Родился митрополит Марк 31 марта в 1964 году в Перми. В миру его звали Сергей Анатольевич Головков. Помимо Сергея, в семье росли еще два сына и три дочери. Отец будущего Владыки, Анатолий Григорьевич Головков, учился в Саратовской Духовной семинарии и, кроме постоянной работы в миру, служил иподиаконом, пел в хоре. Одно время состоял в качестве казначея в кафедральном соборе города Перми. Так как в советское время церквей было немного, постоянно что-то мастерил по хозяйству для того храма, где служил, при этом не забывая про другие церкви.

Детей он, вместе с женой Анной Васильевной, воспитывал в христианском духе, что в то время приравнивалось к подвигу. Анатолий Григорьевич понимал, что детям нужно привить любовь к Богу, чтобы у них было религиозное мировоззрение. Для этого он приобщал их к чтению которую собирал долгие годы. Митрополит Рязанский и Михайловский Марк рассказывал, что у отца была антикварная литература на религиозную тему, среди книг встречались дореволюционные издания духовных академий.

Матушка митрополита Марка отличалась редкостной добротой и трудолюбием. В памяти мальчика запечатлелось, как она рассказывала детям про подвиги святых подвижников, читала про жития святых. Анна Васильевна, сколько помнит архипастырь, всегда служила в епархии, пела на клиросе.

Юность архипастыря

Большая удача и счастье — родиться в семье, где духовная жизнь стоит во главе угла. Но для этого нужны стойкость и непоколебимость в убеждениях. В то время быть верующим значило идти против всех, бросить вызов обществу.

Сергей Головков, как и остальные советские ребята, пошел в обычную школу и даже был принят в октябрята и пионеры. В этом не было ничего предосудительного, ведь тогда за это никто от него не требовал отречения от Христа, просто давали галстук и прикрепляли значок. Но будущий митрополит Рязанский и Михайловский Марк знал свою цель. Окончив десять классов средней школы, юноша решает поступить в духовную семинарию, но в то время в подобные места брали только тех, кто отслужил в армии. Поэтому Сергей, не подавая документы в друге вузы, прямиком пошел в приемную комиссию военкомата.

Сидя напротив врача, он заметил, что на одном листке (а это была характеристика из школы) было подчеркнуто: «воспитывался в религиозной среде». Это стало поводом к тому, чтобы руководитель комиссии заорал на него: «Как же ты, верующий, будешь служить?». Но молодой человек уже тогда умел владеть собой и спокойно ответил, что как все, так и он. Годы службы митрополит вспоминает с теплотой. Господь хранил его от вопиющих случаев дедовщины и других неприятностей, в это время он возмужал и приобрел опыт жизни вдали от родных и близких.

Годы в семинарии

В спокойный, добрый Сергей Головков приобрел много друзей. В то время интерес к вере, религии постепенно стал проявляться и в среде разных слоев населения. Большей частью семинаристы состояли из детей, выросших в верующих семьях, детей священников. Были, но значительно реже, юноши, выросшие в атеистических семья и наперекор родителям пришедшие в Академию.

В то время (уже началась перестройка) самиздат стал выпускать много книг на религиозную тему, и в Духовная Академия стала притягивать людей, интересующихся верой, читающих, глубоко вникающих в труды, написанные великими подвижниками христианства. Неудивительно, что многие взрослые, закончившие светский институт, подавали заявления в Академию и садились сразу на второй курс.

Прежде всего семинарист Сергей Головков ценил ту дружбу, искреннее общение между студентами и преподавателями. Для него семинария была как (об этом сказал в интервью митрополит Рязанский и Михайловский Марк) семья. Они (семинаристы) тогда объединились в одно стадо, сплотившееся вокруг Господа, между ними никогда не возникало ссор, не было фальши. Каждый старался ценить дружбу и время, проведенное друг с другом.

Монашество

В 1990 году Сергея Головкова постригли в монашество с именем Марк в честь апостола и евангелиста Марка. В том же году его рукоположили в иеродиакона, а через несколько месяцев — в сан иеромонаха. 12 август 1992 года священник Марк становится членом Русской духовной миссии в Иерусалиме.

Для него Израиль без преувеличения стал второй родиной. Молодому человеку еще не исполнилось тридцати лет, а уже появилась необходимость на родине Христа общаться со множеством «параллельных миров», как он сам об этом говорил.

Служение на Святой Земле

Во-первых, Иерусалим — это место, где впервые люди услышали Божественную проповедь, это святые места: Голгофа, Гефсимания, Гроб Господень, Вифлеем, которые, несомненно, располагают к молитве и духовному созерцанию. Во-вторых — это русский мир, сотрудники миссии, монахи, соотечественники, трудящиеся в Израиле. В третьих — это знакомство с архипастырями и священниками православных церквей и других конфессий: католической церкви, протестанской, АПЦ (армянской апостольской церкви) и со всеми приходилось общаться и сотрудничать.

В Иерусалиме митрополит Рязанский и Михайловский Марк получил уникальную возможность окунуться в атмосферу дореволюционной России, увидеть и услышать осколки этой величественной империи.

Митрополит вспоминал необычный благородный звон русских колоколов во время служения в Троицком соборе, и этот звон напоминал ему о потерянном отечестве. Он видел подарки: иконы, церковную утварь, сосуды, которые были преподнесены в дар Иерусалимской церкви в дореволюционный период и которые употреблялись в богослужении. В современной России подобные реликвии находятся в музеях.

Возрождение христианства. Как этого достичь?

То, что Русская Православная Церковь находится сейчас под пристальным вниманием, о ней много говорят и пишут — это доказывает, что у каждого человека, у русского народа душа является христианкой и она заявляет о себе. Так говорит митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Отзывы о духовной стороне народа радуют архиерея, несмотря на многие негативные проявления в обществе. По его мнению, в церкви не хватает делателей, об чем свидетельствует Евангелие: «жатвы много, а делателей мало». Не хватает людей, которые служили бы Церкви не ради выгоды и тщетной славы. Не хватает единства, много ссор, розни между прихожанами, а это разъединяет, разделяет людей. Нужно учиться единству и как можно скорее.

26 февраля перед Великой Четыредесятницей митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил вечерню в Христорождественском кафедральном соборе города Рязани. Владыка сказал, что Святая Великая Четыредесятница (Великий пост) — это время, когда верующие должны преодолеть тиранию плоти и не утонуть в бури житейских попечений.