Нагрев горячей воды в квитанции. Горячее водоснабжение (ГВС). В услугу входит

В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду внесены изменения в ПП РФ от 06.05.2011 № 354 и ПП РФ от 23.05.2006 № 306. Согласно внесенным поправкам при установлении двухкомпонентных тарифов на горячее водоснабжение (далее — ГВС) «размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению » (абзац 6 пункта 38 Правил 354), при этом уполномоченный орган субъекта РФ «устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению » (пункт 32(1) Правил 306). И если порядок расчета стоимости ГВС между потребителем и исполнителем коммунальной услуги (далее — ИКУ) был решен (хотя и по сей день имеется огромное число случаев его нарушения), то при расчете между ИКУ и ресурсоснабжающей организацией (далее — РСО) возникали и продолжают возникать споры, особенно в случаях оборудования домов общедомовыми приборами учета, определяющими как объем потребления ГВС, так и количество теплоэнергии в составе потребленной горячей воды.

Тепло в ГВС: обем потребления и стоимость к оплате

Если рассматривать потребление горячей воды в помещениях МКД, то легко установить случаи, в которых при одинаковом объеме потребления горячей воды потребление тепла в составе этой воды будет различным. К таким случаям можно отнести потребление при отсутствии циркуляции в доме «остывшей» горячей воды теми жильцами, кто раньше просыпается с утра или позже ложится спать вечером. Очевидно, что более горячей будет вода при длительном единовременном потреблении по сравнению с множеством кратковременных включений, даже если суммарный объем кратковременных включений будет равен объему длительного единовременного потребления. В межотопительный период наблюдается существенная разница температуры горячей воды в однотипных домах (для которых услановлены одинаковые нормативы потребления) в зависимости от протяженности сети ГВС от этих домов до РСО (удаленность МКД от котельной) — жильцы домов, подключенных к «концевым» сегментам теплосетей, обычно пользуются менее горячей водой, чем дома, подключенные к «транзитным» трубопроводам тех же сетей.

Вероятно, для создания некой усредненной унифицированной системы расчета Правительство РФ приняло решение утверждать нормативы расхода теплоэнергии на подогрев ГВС и наделило правом устанавливать такие нормативы субъекты РФ, уполномоченные . Тем самым была исключена возможность определения различной стоимости горячей воды (в рублях за куб.метр), например, для жильцов различных квартир одного и того же многоквартирного дома. Необходимо отметить, что также исключена и различная стоимость горячей воды (в рублях за куб.метр) для жильцов одного дома в различные месяцы — ведь расчет стоимости кубометра горячей воды, потребленного потребителем, должен проивзодиться исходя из стоимости компонента на холодную воду, тариф на которую утверждается субъектом РФ, и стоимости компонента на тепловую энергию, тариф на которую и объем на каждую единицу воды (норматив тепла на подогрев ГВС) тоже утверждается субъектом РФ. Таким образом, стоимость одного кубометра горячей воды никак не зависит от реального расхода тепла на подогрев этой воды (каким-либо образом измеренного или рассчитанного), а рассчитывается исходя только из тех параметров, которые утверждены органами госвласти субъекта РФ.

Если говорить о количестве теплоэнергии, потребляемом на цели горячего водоснабжения всем многоквартирным домом (далее — МКД), то, разумеется, такое количество можно определить таким общедомовым прибором учета (далее — ОПУ), который измеряет не только расход горячей воды на нужды ГВС, но и теплосодержание этой воды. Позиция подавляющей части РСО, заключающаяся в том, что тепло, поступившее в МКД, подлежит оплате в полном объеме, является разумной и логичной. Не менее логичным является определение количества теплоэнергии в составе ГВС, потребленного всем МКД, по ОПУ, позволяющему такое количество измерить. При этом в применении норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденного органами госвласти субъекта РФ, по мнению указанных РСО, необходимости нет. В случае же отсутствия в общедомовом приборе учета ГВС функции по измерению количества тепла (а тем более при отсутствии ОПУ вообще) те же РСО полагают использование норматива тепла на подогрев ГВС уже необходимым.

Позиция, безусловно, не лишена логики, однако действующее законодательство РФ не дает права выбора — использовать в расчетах норматив тепла на подогрев ГВС или не использовать. Нормы о применении в расчетах именно норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, являются императивными, подлежащими безусловному исполнению. В то же время никаких норм о возможности применения в расчетах показаний ОПУ, определяющих количество теплоэнергии в составе ГВС, законодательство РФ попросту не содержит. Таким образом, использование в расчетах таких показаний ОПУ хотя и логично, но не основано на законе, а следовательно — неправомерно. При этом использование в расчетах норматива тепла на подогрев ГВС — не право, предусмотренное для отдельных случаев (например, отсутствие ОПУ, либо отсутствие функции ОПУ по измерению теплосодержания в ГВС), а обязанность для любых случаев без исключения.

Из вышесказанного следует, что при расчете стоимости ГВС (как между потребителем и исполнителем услуги по ГВС, так и между ИКУ и РСО) используется не фактически потребленный объем теплоэнергии на подогрев воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а норматив потребления тепла на подогрев ГВС.

Что установил суд?

Указанные обстоятельства изучил Арбитражный суд Московской области, а потом — по апелляционной жалобе — 10-й Арбитражный апелляционный суд, при рассмотрении дела по иску ООО «Орехово-Зуевская Теплосеть» к ТСЖ «Автопроезд» (дело № А41-18008/16) о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии. В качестве третьих лиц к участию в деле были привлечены Главное Управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Московской области.

В Решении от 12.12.2016 по делу № А41-18008/16 АС Московской области указал :

«Непосредственно, полно и объективно исследовав представленные сторонами доказательства в обоснование заявленных требований и возражений, суд пришел к следующему.

Как установлено судом, 26 сентября 2012 года, между истцом и ответчиком заключен Договор на теплоснабжение № 240, в соответствии с которым истец является энергоснабжающей организацией, ответчик — абонент.

В соответствии с п.1 ст.539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию...

На основании ст.544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Частью 5 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, предусмотрено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) принимают решения об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду в соответствии с нормами действующего законодательства.

В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 г. № 129 (вступило в силу 28 февраля 2015 года) внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011г. № 354 (далее — Правила №354), и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (далее — Правила № 306).

Пунктом 38 Правил № 354 предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В соответствии с пунктом 42 Правил № 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из показаний приборов учета горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, а при отсутствии такого прибора учета — исходя из норматива потребления горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды.

Вместе с тем, Правилами № 354 не предусмотрено применение тепловой энергии в качестве коммунальной услуги, что соответствует положениям части 4 статьи 154 ЖК РФ.

Учитывая изложенное, Правилами № 354 предусматривается распределение тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В связи с этим соответствующими изменениями, внесенными в Правила № 306, предусматривается, что норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется путем установления норматива потребления горячей воды в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения .

Так, согласно пункту 7 Правил № 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели:

в жилых помещениях — куб. метр холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды или куб. метр горячей воды на 1 человека;

на общедомовые нужды — куб. метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб. метр горячей воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Данный принцип обеспечивает справедливое распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды. В этой связи, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, установленный Правилами № 354, полностью соответствует требованиям ЖК РФ и установлен с учетом исключения возникновения несправедливой финансовой нагрузки на граждан.

Таким образом, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.

Соответственно, при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями.

Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами № 354 не предусмотрено .

Гражданские права и обязанности управляющей организацией или товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее — товарищество, кооператив) по осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, возникают из договоров ресурсоснабжения, заключаемых в порядке, предусмотренном Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 124 (далее соответственно — постановление № 124, Правила № 124).

Согласно подпунктам «г», «е» пункта 17 Правил № 124 порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса, порядок оплаты коммунального ресурса являются существенными условиями договора ресурсоснабжения.

При этом во взаимосвязи с требованиями Правил № 124 при заключении договора ресурсоснабжения подлежат применению также Требования при осуществлении расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 253 (далее — Требования).

Пунктом 4 Требований установлено, что в пользу ресурсоснабжающих организаций подлежат перечислению денежные средства, поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты именно коммунальных услуг .

При этом пунктом 5 Требований предусмотрено, что размер платежа исполнителя коммунальной услуги, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в зависимости от оплаты потребителем соответствующей коммунальной услуги в полном размере, указанном в платежном документе, либо при частичной оплате, что в полной мере корреспондирует с указанными выше нормами Правил № 124.

На основании вышеуказанного, размер платежа исполнителя коммунальной услуги в пользу ресурсоснабжающей организации подлежит определению с учетом количества денежных средств, поступивших от потребителей коммунальных услуг, а также с учетом объемов коммунальных ресурсов в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Кроме того, управляющие организации (товарищества, кооперативы) являясь исполнителями коммунальных услуг в многоквартирном доме, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальный ресурс не для перепродажи, а для предоставления соответствующей коммунальной услуги потребителям и оплачивают потребленный в таком многоквартирном доме объем коммунального ресурса из платежей, поступивших от потребителей за коммунальную услугу.

В соответствии с Решением Верховного Суда Российской Федерации от 8 июня 2012 г. № АКПИ12-604, согласно которым в рамках постановления № 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей. При таком положении размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами их предоставления.

Учитывая изложенное, вне зависимости от договоренности стороны обязаны следовать императивным нормам, которые регулируют порядок расчетов за оказанные коммунальные услуги.

Согласно пунктам 10, 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулирует жилищное законодательство.

В соответствии с положениями статьи 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным, в том числе с использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ.

С учетом изложенного, при заключении договора ресурсоснабжения с лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом, и установления в нем условий, в том числе регламентирующих порядок прекращения поставки соответствующего вида коммунального ресурса в многоквартирный дом, необходимо в первую очередь руководствоваться нормами жилищного законодательства, в частности Правил № 124 с учетом положений Правил № 354 .

Пунктом 5 Требований установлено, что размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в размере указанной в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами № 354 (при оплате потребителем в полном объеме), а при оплате потребителем не в полном объеме — размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей за работы и услуги, выполненные (предоставленные) за данный расчетный период.

Исходя из этого, товарищество собственников жилья обязано покрывать обязательства перед ресурсоснабжающими организациями за объем коммунального ресурса за счет средств, поступивших от потребителей в оплату потребленных коммунальных услуг по горячему водоснабжению, то есть рассчитанного исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

На основании вышеизложенного Арбитражный суд Московской области полагает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями ст. 110, 112, 162, 167 -170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Московской области

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать ».

Десятый арбитражный апелляционный суд , рассмотрев апелляционную жалобу на решение АС Московской области, принял Постановление от 17.04.2017 № 10АП-805/2017 по делу № А41-18008/16, которым повторил аргументы суда первой инстанции, дополнительно указав:

«Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы иска, были обоснованно отклонены судом первой инстанции.

Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Московской области от 12 декабря 2016 года по делу № А41-18008/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения ».

Выводы

Арбитражный суд Московской области и поддержавший его мнение 10-й Арбитражный апелляционный суд при рассмотрении дела № А41-18008/16 установили, что независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от типа системы теплоснабжения/горячего водоснабжения (открытая или закрытая), независимо от периода года (отопительный или межотопительный), «количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения..., при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями

****************************************************************************

Прямоточное водоснабжение представляет собой систему, состоящую из насосной станции и отводов по трубам. Оборотное водоснабжение более экономичный вариант, т. к. при нем используется меньшее количество ресурсов. Понятие подогрева ХВС для ГВС означает подогрев холодной воды для получения горячего водоснабжения. В квитанциях появилась дополнительная строка для уплаты за эту услугу. Следует подробно разобраться, насколько правомерны начисления.

Подогрев ХВС для ГВС означает подогрев холодной воды для получения горячего водоснабжения.

Все услуги в квитанциях регламентируются 154 статьей в Жилищном кодексе. ХВС означает холодное водоснабжение, а ГВС – горячее водоснабжение.

Жилые и производственные помещения должны обеспечиваться оптимальной температурой.

Согласно принятым нормам, значения должны быть в диапазоне +50-60 °С.

Операторы регулируют показания, в зависимости от условий окружающей среды. Для подогрева используются центральные и автономные системы. Пользователи центрального водоснабжения оплачивают осуществление подогрева ГВС. Жители автономного оборудования платят за газ и электроэнергию.

Мнение эксперта

Миронова Анна Сергеевна

Услуга подогрева холодной воды включает несколько параметров. Бывают тупиковые и закольцованные котельные, которые обеспечивают работу всей системы. Бесперебойная работа обеспечивается с помощью оборудования и оптимальных условий работы.

В квитанции услуга ГВС включает:

  • Подогрев воды при помощи оборудования в котельных и поставка ее готовому потребителю.
  • Проведение профилактических работ по обслуживанию систем и механизмов оборудования для подогрева. Плановые работы и ремонт трасс в сетях горячего водоснабжения.
  • Восстановление работы котельных в круглосуточном режиме работы. ГВС поставляется на постоянной основе, но летом мощности используются в щадящем режиме.

Соответственно, плата поступает за тепло и воду.

Жители, сталкивающиеся с систематическими потерями температуры, вынуждены самостоятельно погоревать воду при помощи бойлера и других автоматических устройств. В их квитанциях услуга ГВС также остается. Чтобы разобраться в данной ситуации, нужно обратиться к законодательству.

Тепловая энергия и подогрев в стояках, а также в полотенцесушителях, до 2013 года не оплачивалась.

C 2013 года приняли Постановление №406. В его основе лежит решение том, что пользователи центральной системы должны своевременно оплачивать счета по двум пунктам. Двухкомпонентный тариф в квитанциях подразумевает тепловую энергию за подогрев воды и холодное водоснабжение. В системах отопления жилого здания существуют потери энергии, которые учитываются при создании нормативов.

Тепловая энергия и подогрев в стояках, а также в полотенцесушителях, до 2013 года не оплачивалась. Расход тепла был круглый год. Потребители оплачивали только использованные кубометры воды, которые рассчитывали при помощи коэффициента.

Чтобы выйти из данной ситуации, показания разделили на две составляющих, и появились дополнительные услуги в квитанции за горячее водоснабжение.

В это время стали начислять оплату за отопление только с апреля по октябрь. Потребитель теперь знает, за что оплачиваются счета. С 2020 года планируется утвердить нормы потребления. За перерасход будет дополнительная оплата.

Оборудование для нагрева воды

Вода для помещений в многоквартирном доме нагревается при помощи оборудования в котельной. Профессиональные установки включают несколько модулей ГВС, которые обеспечивают качественную поставку услуги к потребителю.

Основные характеристики:

  • количество используемого топлива;
  • тепловая мощность оборудования;
  • максимальное давление в системе;
  • температура нагретой воды;
  • условия использования системы.

Котельное оборудование подбирают в зависимости от правил и установленных нормативов.

Котельное оборудование разделяется на I и II категории. Его подбирают в зависимости от правил и установленных нормативов. При работе важна точность в измерениях и работе.

Стандартная система включает:

  • система трубопровода;
  • котельное оборудование;
  • насосные системы;
  • очистные сооружения;
  • газовое оборудование.

Работа тепловых сетей и теплоснабжения обеспечивается за счет качественного оборудования. В случае, когда системы выходят из строя, обслуживающая организация должна в срочном порядке устранить сбой. Поставка горячей воды должна быть на регулярной основе. Может взиматься дополнительная плата за обслуживание имущества многоквартирного дома.

Мнение эксперта

Миронова Анна Сергеевна

Юрист широкого профиля. Специализируется на семейных вопросах, гражданском, уголовном и жилищном праве

Альтернативным вариантом подогрева ГВС является использование автоматических бойлеров. Но из-за этого потребителю придется заплатить за газ и электроснабжение. Вариант с двойной оплатой не выгоден.

Холодная вода рассчитывается просто, согласно потреблению, по установленным тарифам. Стоимость тепловой энергии, возникающей в результате механических колебаний, рассчитывают с учетом норм и правил.

Составляющие услуги:

  • Установленные тарифы на образование тепловой энергии.
  • Возможные расходы на обслуживание комплексов и систем.
  • Потери энергии в трубопроводах при транспортировке.
  • Стоимость услуг по доставке воды до потребителя.

Плата за ГВС производится с учетом потребления воды в м3. Учитываются показания отдельной квартиры, а также значения на общие нужды. Принято умножать общий расход по счетчику на удельные значения. Полученные значения умножают на тариф. В квитанции расчеты производятся в автоматическом режиме. Для того чтобы проверить работу ЖКХ или обслуживающей организации, можно самостоятельно получить значения.

Горячее водоснабжение – дорогая услуга в квитанции.

Как сделать самостоятельный расчет

Горячее водоснабжение – дорогая услуга в квитанции. Для качественной поставки горячей воды требуется специализированное оборудование и его обслуживание. Для самостоятельного расчета затрат на ГВС необходимо учитывать правила, и знать все компоненты. В первую очередь, нужно выяснить тариф за тепловую энергию.

Зависимость от приборов учета:

  • Коэффициент на подогрев воды при наличии счетчика снимают с его показаний.
  • При отсутствии приборов учета принимаются стандартные нормативные значения.

Энергия на подогрев для нужд дома пропорционально делится между всеми собственниками, в зависимости от площади помещения. Нормативные значения используются в случае отсутствия общего счетчика.

  • Q – полный объем тепловой энергии;
  • Vобщ. – потребляемый объем на подогрев;
  • Vинд. – индивидуальный объем с каждой квартиры.
  • V – общий объем потребления воды;
  • N – нормативные значения по расходу.

Результаты расчета ГВС зависят от стоимости элементов в формуле, наличия счетчиков, типа теплоснабжения дома. Показания с общедомовых счетчиков лучше снимать с ответственным по дому и представителем обслуживающей организации.

Жалоба из-за неправильного расчета квитанции

После получения расхождений в данных ГВС, в первую очередь, обращаются в организацию, поставляющую услуги. Если вернуть разницу после устного обращения отказываются, то претензия подается в письменном виде. Оформляется заявление на генерального директора.

Образец заявления в УК по порядку начисления квартплаты.

Можно оставить бумагу лично в приемной или отправить заказным письмом с подтверждением о получении. Ответ должен поступить в письменном виде не более, чем через 13 дней со дня получения.

Управляющая компания игнорировать обращение не должна, но существуют случаи, когда ответа не поступает в установленные сроки. Также, в случае отказа, подают обращение в суд или прокуратуру. Основанием будет служить статья 395 Гражданского кодекса. Заявление в администрацию является также действенным способом решить проблему. Поставщик должен в полной мере возместить расходы, вызванные ошибкой в расчетах.

Необходимо запастись терпением, т. к. на решение вопроса о пересчете значений по ГВС требуется время.

Решение можно обжаловать, и дополнительно обратиться в Роспотребнадзор.

Основания есть, т. к. услуга поставляется в неполном объеме, а показания ошибочны.

Итоги

Подогрев воды – важная услуга, поставляемая обслуживающей организацией. Оплата производится, согласно закону о горячем водоснабжении. Расчет производят автоматически, но каждый потребитель может проверить полученные расчеты. В случае ошибки разницу должны возместить путем пересчета. В квитанции появится дополнительная графа.

Здравствуйте! помогите пожалуйста разобраться. Наше ТСЖ сменило УК. Новая УК начисляет нам плату за горячую воду сслылаясь на методику из постановления П № 354.. Плата за горячее водоснабжение в наших квитанциях делится на две части индивидуальное потребление и ОДН и состоит из 2строк: ХОВ и подогрев. С первой строчкой в индивидуальном потреблении проблем нет.. там объем (по счетчику в квартире) и тариф... а вот подогрев (т.е. кол-во Ккал на подогрев) они рассчитывают исходя из общедомового расхода воды (по домовому счетчику) и высчитывают долю моих калорий исходя из объема ХОВ по моему счетчику. Калорий получается 0,74 (на моих 6 кубов) и плата в строке индивидуальное потребление в новых квитанциях выросла в 2 раза. Прошлая компания рассчитывала проще они просто брали мой расход ХОВ по счетчику и умножали на утвержденный норматив подогрева 1 куба воды 0,0615. а разницу между общедомовым расходом и суммой по счетчикам жильцоа раскидывали в части ОДН пропорционально площади. В новых квитанциях подвальчик с ОДН обнулён... то есть как я понимаю, новая компания нам все вместе считает не разделяя общедомовые нужды и внутриквартирные.. или я ошибаюсь?
Я пересмотрела постановление 354.. и не нашла там формулы по которой должны рассчитывать горячее водоснабжение в многоквартирных домах с централизованным водоснабжением (открытая схема).. помогите разобраться.. правомерны ли действия новой УК? Спасибо!

Здравствуйте, Наталия!

Для начала, как любит говорить наш президент Владимир Путин, «отделим мух от котлет: мухи – отдельно, котлеты – отдельно!»
В нашем случай «котлетами» у нас будет схема горячего водоснабжение (ГВС) вашего дома, а «мухами» - что и как считает новая УК. С «мухами» будем разбираться во вторую очеред ь.
Для начала мы займемся «котлетами»:

Прошу уточнить:
В начале письма Вы пишете: « … Плата за горячее водоснабжение в наших квитанциях …состоит из 2-х строк: ХОВ и подогрев…».
Насколько я знаю и понимаю теплоэнергетику ЖКХ, такое разделение платы за ГВС применяется при ЗАКРЫТОЙ системе теплоснабжения - при которой от вашей квартальной котельной (или от ТЭЦ) идут два трубопровода (прямой и обратный) теплоснабжения (отопления), а вода для горячего водоснабжения нагревается частью воды отопления в водонагревателях (бойлерах), расположенных в каждом доме (или группе домов).
Есть бойлер ГВС в вашем доме?
В отношении платы за ГВС при ЗАКРЫТОЙ системе теплоснабжения: нормативно-техническими документами допускается два метода расчета и оплаты ГВС, в зависимости от того, какой метод более подходит для конкретных условия города, от принятой в городе системы расчета между домоуправляющими компаниями, Теплоэнерго и Водоканалом, или который более «приглянулся» властям и бухгалтерам.

Первый:
плата берется по статье «горячее водоснабжение», в которую входит сумма платы за тепло, поступившей из котельной и потраченной в бойлере на подогрев воды плюс плата за холодную воду, поданную Водоканалом и затем нагретую в бойлере и израсходованную жителями. Затем эта плата от всех жителей, поступившая в домоуправляющую компанию, делится бухгалтерией между Теплоэнерго и Водоканалом по известным им правилам.

Второй:
плата берется по двум статьям:
- «горячее водоснабжение» - это плата за тепло, поступившей из котельной и потраченной в бойлере на подогрев воды. Как правило, эти деньги напрямую поступают в Теплоэнерго без «усушек и утрусок» в УК;
- «холодная вода на ГВС» - плата за воду, поданную Водоканалом и затем нагретую в бойлере и израсходованную жителями. Как правило, эти деньги напрямую поступают в Водоканал без «усушек и утрусок» в УК.

Если появилась плата «холодная вода на ГВС», то на столько же должна уменьшиться плата за «горячее водоснабжение».

Однако в конце письма Вы пишете: «…не нашла в Постановлении № 354 … формулы, по которой должны рассчитывать горячее водоснабжение в МКД домах с централизованным горячим водоснабжением (открытая схема)»
ОТКРЫТАЯ система ГВС – это система, когда вода для целей ГВС нагревается в котельной (ТЭЦ), идет по отдельному трубопроводу и далее распределяется по водоразборным кранам МКД. В этом случае плата за ГВС определяется в соответствии с пунктами 1 (для квартиры, оборудованной инд. счетчиком) и 10, 13 (на ОДН в доме с общедомовым счетчиком) приложения 2 «Расчет размера платы за коммунальные услуги» Постановления № 354.
Какая же система ГВС в вашем доме - ЗАКРЫТАЯ или ОТКРЫТАЯ?

Наталия! Перейдем к «мухам».

К сожалению, по представленным Вами цифрам и рассуждениям, не имея пред глазами (в руках) текстов Вашего письма в УК с требованием предоставить Вам письменные же разъяснения по проблеме с расчетом платы за ГВС и соответствующих ответов УК – очень трудно дать Вам вразумительный ответ.
Если же Вы такого письма не писали, потребуйте, чтобы УК предоставила Вам разъяснения, на основании каких документов выполнены расчеты, с указанием их наименований, статей и пунктов, в том числе расчеты по формам соответствующих пунктов 1, 10, 13 (или других, по которым производились расчеты?) приложения 2 «Расчет размера платы за коммунальные услуги» Постановления № 354.

В своем письме ссылайтесь на Жилищный кодекс РФ, «Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» (утв. Пост. Правит. РФ от 23 сентября 2010 г. № 731), а также на пункт 31 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (утв. Пост. Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 г.):
«…31. Исполнитель обязан:
…д) производить НЕПОСРЕДСТВЕННО ПРИ ОБРАЩЕНИИ ПОТРЕБИТЕЛЯ проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, … и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя»

От Ваших ответов будет зависеть ход наших с Вами дальнейших соображений и действий.
Удачи Вам в плате за ГВС!

ответ от Калнин Юрий

Ув.Юрий, здравствуйте! Спасибо за Ваш ответ. В нашем доме нет никаких бойлеров. У нас в во всем Автозаводском районе открытая система горячего водоснабжения. И у нас во многих компаниях горячее водоснабжение делится на две строки: ХОВ и подогрев. (моя мама живет в соседнем квартале 9ти этаж.МКД у них ГВС одной строкой.. тариф 109,/83 р\м3)
Я нашла сайт с Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2012 г. № 1149 в котором вводятся тарифы для открытой и закрытой систем водоснабжения.http://kongilfond.ru/?ELEMENT_ID=1391 .. и объясняется что при открытой системе тариф состоит из двух статей ХОВ (теплоноситель) и подогрев(теплоэнергия)..
Кроме того, на сайте нашей теплоэнергетической компании "Тэвис" они выложили тарифы на 13 год http://www.tevis.ru/index.php/2010-10-20-13-56-47/2011-04-19-12-44-47/-2013 они ссылаются
на приказ министерства Самарской области №418 http://www.minenergo.samregion.ru/norm_base/prikaz_regulirovanae2013/prikaz_regulirovanae2012/5995/ пункт 43 там говорит об установлении тарифа для Тольятти (открытая система) и там есть приложение с тарифами на теплоноситель и теплоэнергию. так что здесь вроде не подкопаешься...
Меня больше в наших квитанциях возмущает методика расчета строки подогрев (кол-во Ккал) в индивидуальной части.
Вчера была у председателя ТСЖ. Она мне объяснила что она сама отказалась от норматива на подогрев 1 куба воды., а договорилась с УК считать по факту расхода. то есть в нашей квитанции за февраль
расход воды ХОВ по общему счетчику 1081 м3...
общих ккал 127
по индивид счетчику в нашей квартире ХОВ - 6,3 м3
норматив за ХОВ - 27,27р/м3
расчет Ккал (индивид)следующий:
127 / 1081 х 6,3 = 0,74 кал
соответственно 0,74 х 1058,46 = 783,4..
плюс 6,3 х 27,27 = 171,8
ИТОГО за 6.3 м3 оплата гор. воды 955 р.
куб воды 151 руб.
Надо сказать, что мы снимаем эту квартиру. В ней никто не прописан. Поэтому как мне объяснила председатель ТСЖ.. у нас в ОДН если по статье перерасход то пропорционально площади разносится.. а если экономия то пропорционально прописанным людям... то есть у нас нули.
Я ей про 354 постановление говорила, чтобы необходимо отдельно считать индивид расход и ОДН..просила чтобы объяснила где такую методику расчета нашли.. Она мне ответила, что наш дом не подходит ни под какую методику потому что у нас стоят общедомовые счетчики на ХОВ и на теплоэнергию... :-)
Сегодня хочу попросить у нее копию договора с данной УК и буду писать в УК письмо (как Вы рекомендовали мне).
У меня вопрос: могут ли они отказать мне из-за того, что я не собственник этой квартиры и не прописана там.Спасибо.
С уважением, Наталия.

ответ от Наталия

Здравствуйте, Наталия!

Я понял так: Автозаводской район – это район г. Тольятти?, так как из упомянутых Вами гг. Самара и Тольятти Автозаводской район есть только в Тольятти.
Тогда мы с Вами земляки – в молодости я около 15 лет (в 60 – 70-тые годы прошедшего века) прожил в Тольятти и работал на Тольяттинской ТЭЦ. Жена до сих пор два раза в год ездит в гости в Тольятти к сестре и многочисленным родственникам – как раз завтра едет автобусом в Ваш город.

От приятных воспоминаний о молодости перейдем к делам.
На Ваш последний вопрос: « …могут ли они отказать мне из-за того, что я не собственник этой квартиры и не прописана там?» я отвечу так: если «они» не захотят связываться с «назойливой правдоискательницей», то вполне могут «отфутболить» Вас на законном основании. Но Вы сделайте так – пишите письма от имени собственника квартиры – конечно, предупредив его об этом.

Пока вникаю в Ваши цифры. Что-то я никак на могу "врубиться" в "методику" председателя правления Вашего ТСЖ. Какая-то она хитроумная. Хорошо бы иметь перед глазами платежный документ (счет-квитанцию).

Просьба – применять в письмах только общепринятые формулировки и сокращения технических величин, применяемых в законах и НТД по ЖКХ.
Например, ХОВ в энергетике – это «химически обессоленная вода». А что Вы имеете в виду? ХОлодная Вода? Если же мы будем вынуждены применять собственные абреввиатуры для сокращения текста, желательно делать соответствующую расшифровку (не обижайтесь на старого брюзгу за «нравоучение»!)

Также займусь знакомством с упомянутыми Вами Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2012 г. № 1149, тарифами теплоэнергетической компании "Тэвис", приказом министерства Самарской области № 418 и другими документами ЖКХ г. Тольятти.

Мне известен такой документ: «Методические рекомендации (МР) по расчету и сбору платежей населения за жилищно-коммунальные услуги» Госстрой, ООО «Научно-консультационный центр жилищно-коммунального хозяйства» («НКЦ ЖКХ») Москва 2003, а в нем пункт 3.3 «Отопление и горячее водоснабжение».
Содержание вышеназванных МР, также как и Ваш ответ, подтверждает мое мнение о том, что порядок расчета нормативов и тарифов в регионах, в том числе (возможно) и в Самарской области, определяется профессиональной компетентностью, разумением (или дуростью), порядочностью (или подлостью), честностью (или жадностью) разработчиков и утвердителей этих нормативов и тарифов, а зачастую степенью коррумпированности и «слияния в финансовом экстазе» властей, ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний. Об этом в СМИ мы много слышим и видим.

Наталия! Не считаете ли Вы целесообразным и удобным продолжить обмен информацией-консультациями по ГВС (и по другим вопросам ЖКХ) по эл. адресам? Если Вы попросите любезно у администрации этого сайта (E-mail ) передать мне Ваш эл. адрес, я Вам отвечу и у Вас появится мой адрес – это будет удобнее, чем спрашивать-отвечать по ЖКХВРОССИИ.
Появится возможность передавать файлы – например, с квитанциями ЖКХ (чтобы оценить правильность начисления), письма в ЖКХ и ответы на них, тексты документов по ЖКХ и т.д. Архив у меня приличный в виде файлов – их удобнее пересылать, не нужно «набивать» текст в ответе на сайте. Если что-то потребуется – пришлю в виде файлов – замучаетесь открывать, сохранять и читать (или удалять за ненадобностью).

И еще раз повторяю свое мнение – если хотите добиться успеха, все деловое общение с ЖКХ и властями ведите в письменном виде (или по эл. почте).
Удачи Вам!

ответ от Калнин Юрий

Данная публикация входит в цикл статей «Мифы ЖКХ», посвященный развенчанию лжетеорий жилищной сферы . Мифы и лжетеории, широко распространенные в ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды » между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, что ведет к крайне негативным последствиям в жилищной отрасли. Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг, однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное. Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей ЖКУ может способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями коммунальных услуг. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен по ссылке > > >

**************************************************

В настоящей статье рассмотрена лжетеория о незаконности предъявления к оплате потребителям коммунальных услуг стоимости теплоэнергии, содержащейся в потребленной горячей воде (нередко исполнители коммунальной услуги по горячему водоснабжению стоимость такой теплоэнергии указывают в квитанции в строке «подогрев ГВС», либо «тепло в ГВС»).

Разберемся, что же такое «подогрев ГВС» и законно ли его предъявление к оплате потребителям коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Суть лжетеории

Если горячая вода поступает в многоквартирный дом из централизованной сети горячего водоснабжения, то никакого дополнительного подогрева этой горячей воды непосредственно в многоквартирном доме не производится (в доме не установлено ни котлов, ни теплообменников и т.п.). Следовательно, предъявление к оплате некого «подогрева ГВС» незаконно. Кроме того, такой коммунальной услуги «подогрев ГВС» действующим законодательством не установлено — Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные ПП РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила 354) содержат исчерпывающий перечень коммунальных услуг, среди которых никакого «подогрева ГВС» нет. Таким образом, «подогрев ГВС» — несуществующая услуга, незаконно предъявляемая потребителям к оплате.

В настоящей статье рассмотрим, как же обстоят дела на самом деле.

Теплоэнергия в ГВС

Для понимания, что же такое «подогрев ГВС», необходимо прежде всего рассмотреть сам процесс производства горячей воды для горячего водоснабжения (далее — ГВС) с технической точки зрения. А процесс этот упрощенно состоит из следующих этапов — сначала подготавливается холодная вода, затем она нагревается до установленной соответствующими нормами температуры, а потом подается потребителю в виде горячей воды. Стоимость ГВС для потребителей до марта 2015 года устанавливалась уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ в рублях за кубический метр.

Еще в 2012 году Правительство РФ признало наличие проблемы, обусловленной установлением тарифа на ГВС в рублях за кубический метр горячей воды. Проблема заключалась в том, что при расчете этого тарифа необходимо было учитывать, что непосредственно сама холодная вода поставлялась водоснабжающей организацией в теплоснабжающую организацию, которая, в свою очередь, осуществляла нагрев этой воды до требуемой температуры и поставляла потребителям уже горячую воду. При этом если объем холодной воды (в кубометрах) и объем горячей воды (в кубометрах), полученный после нагрева этой воды, были практически равны, то объем затраченной на этот нагрев теплоэнергии существенно отличался в зависимости от конкретных условий предоставления ГВС — от состояния и протяженности сетей, от наличия/отсутствия циркуляционных контуров и т.п.

На уровне субъектов для расчета объема теплоэнергии, затраченной на подогрев одного кубометра холодной воды до состояния горячей воды, применялись некие коэффициенты, которые в большинстве своем составляли величину, близкую к 0,06.

Разъясним физический смысл этого коэффициента.

1 калория тепла (энергии) необходима для нагрева 1 грамма воды на 1 градус Цельсия. Следовательно, для нагрева одной тонны воды (1 миллион грамм) на 1 градус потребуется 1 млн калорий или 1 мегакалория (Мкал). Например, для нагрева 1 кубометра воды от 0 до 60 градусов цельсия (60 градусов — нижняя граница допустимого интервала температуры горячей воды, предоставляемой потребителям в жилых и многоквартирных домах в качестве ГВС) потребуется 60 мегакалорий (Мкал), что равно 0,06 (0,060) гигакалорий (Гкал).

В некоторых случаях учитывалось, что холодная вода нагревается до требуемой температуры не от 0 градусов Цельсия, а летом — от 15, а зимой — от 5. Если взять усредненную начальную температуру холодной воды 10 градусов, то для нагрева одного кубометра такой воды до 60 градусов потребуется 0,05 Гкал.

При этом могли учитываться потери тепла в теплосети. Например, если потери составляют 20%, то затраты тепла на подогрев воды упрощенно можно рассчитать следующим образом: конечное (требуемое) теплосодержание кубометра воды 0,06 Гкал принимается как 80% от теплосодержания, обеспеченного на выходе из котельной, исходя из чего определяется теплосодержание на выходе из котельной 0,075 Гкал (0,06 / 0,8 = 0,075 Гкал, что соответствует температуре 75 градусов Цельсия). Затем из полученной цифры вычитается начальное теплосодержание холодной воды (0,01 Гкал, соответствующая 10 градусам Цельсия), в результате чего получается количество тепла, необходимое для нагрева одного кубометра воды, равное для рассматриваемого случая 0,065 Гкал.

Разумеется, для разных субъектов, для разных муниципальных образований приведенные цифры могли разниться — это могло быть и 0,05 Гкал/куб.м, и 0,08 Гкал/куб.м, но в подавляющем числе случаев коэффициент все же был близок к 0,06 Гкал/куб.м.

И именно количество гигакалорий, потраченных на нагрев ГВС, и называют «подогрев ГВС».

Если внимательно изучить квитанцию, то можно увидеть, что стоимость ГВС чаще всего состоит из двух частей: непосредственно вода (называемая или «холодная вода для ГВС» или даже просто «ГВС»), стоимость которой очень близка или даже равна стоимости холодной воды, указанной в строке «ХВС», и тот самый «подогрев ГВС» (или «тепло в ГВС»).

Таким образом, «подогрев ГВС» — это не отдельная коммунальная услуга, а составная часть коммунальной услуги по горячему водоснабжению .

Двухкомпонентный тариф

В соответствии с поправками, внесенными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2015 №129 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные ПП РФ от 23.05.2006 №306, органы госвласти субъектов РФ при установлении нормативов потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (далее — ГВС) имеют право, а с 2020 года — обязаны утверждать нормативы потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

То есть, применяемый ранее «коэффициент», позволяющий определить объем теплосодержания в ГВС, теперь вполне официально именуется норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При этом объем теплоэнергии, рассчитанный исходя из этого норматива и объема потребленной конкретным потребителем горячей воды, как раз и указывается в строке «подогрев ГВС».

Согласно Правилам 354 (в редакции ПП РФ от 14.02.2015 №129) расчет стоимости ГВС производится путем суммирования стоимости двух компонентов — стоимости теплоносителя (непосредственно самой воды) и стоимости тепла, затраченного на нагрев этой воды до требуемой температуры («подогрев ГВС»).

Дополнительно стоит отметить, что если ГВС производится внутри дома с помощью теплообменника (или котла), то объем теплоэнергии, затраченной на «подогрев ГВС», рассчитывается исходя не из норматива расхода теплоэнергии, а из фактически потребленного тепла (или иного затраченного на нагрев коммунального ресурса).

Выводы

«Подогрев ГВС» не является самостоятельной коммунальной услугой, указанным термином называют объем теплоэнергии, затраченный на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Указанная теплоэнергия является одним из компонентов коммунальной услуги по ГВС.

При установлении органами госвласти субъекта РФ двухкомпонентного тарифа на ГВС предъявление к оплате потребителю стоимости ГВС в виде стоимости двух отдельных компонентов этой услуги действующему законодательству не противоречит.

Мало кто из жильцов домов №1,2,3 микрорайона 4А вникает в суммы, которые начисляет управляющая компания. Суммы за горячую воду с индивидуальной котельной - это вообще "темный лес".

Давайте посчитаем затраты по горячему водоснабжению (ГВС) за октябрь 2015 года дома №1 . В платежках по горячей воде много непонятных определений (ГВС ИПУ, ГВС ХВС ИПУ, инд. потребление и ОДН, а также загадочная "Циркуляция ГВС"), в которых будет весьма интересно разобраться.

Итак, дом №1 имеет индивидуальную котельную, значит стоимость горячей воды будет равняться стоимости холодной воды + стоимости на её подогрев до 60-75 град .:

ООО "Управляющая компания "Комфорт", которая обслуживает дом №1, выставляет следующие строки к оплате за горячую воду :

"ХВС ГВС ИПУ" - это стоимость холодной воды, которая поступила на котельную. Умножаем объем холодной воды в системе горячего водоснабжения на тариф 19,66 руб.

"Подогрев ИПУ" - это теоретическая стоимость подогрева холодной воды. Это именно теоретические затраты на подогрев воды с ~8 градусов до ~65 градусов. Этот параметр будет всегда меньше "практического" подогрева, так как вода подогревается один раз, проходит по системе трубопроводов в доме и снова "доподогревается" и эти циклы повторяются. Вот этот "доподогрев" воды распределяется в платежке отдельно по пункту "Циркуляция ГВС".

"Циркуляция ГВС" - это дополнительный параметр, характеризующий стоимость потерь тепла в трубах, полотенцесушителях и т.д. Чтобы лучше понять этот параметр, представьте, что в доме заселился только один человек, и на него работает вся котельная дома, греет и гоняет по трубам воду, подогревает и снова пускает по контуру. Счет единственному жителю на подогрев 1 кубометра воды будут огромным, по сравнению с теоретическим подогревом. Поэтому эта "циркуляция" распределяется равномерно по всем собственникам и в этом есть здравый смысл: платить за то, что котельная подогревает и доставляет к счетчику воду постоянно горячей даже тем собственникам, кто не живет или не пользуется свои помещением.

Как распределяется оплата за потребленную горячую воду между жителями? Вот формула:

ГВС = Объем * ("ХВС ГВС ИПУ" + "Подогрев ИПУ") + "Циркуляция ГВС" (1)

За октябрь 2015 г. дом №1 потребил 762 куб.м горячей воды , которая пошла в котельную. Из них 688,15 куб.м - это сумма показаний счетчиков горячей воды жильцов, переданных в УК. Оставшиеся 73,85 куб.м - это объем, который остальные жильцы по разным причинам не сообщили в УК. Поэтому расходы этих кубометров распределяются равномерно всем потребителям горячей воды в доме.

Распишем формулу (1) более подробно, учитывая индивидуальное и "общедомовое" потребление и потери на циркуляцию:

1. Суммарная стоимость затрат за период составила - 172 751,08 руб.
2. Расход теплоносителя в системе отопления по прибору учета составила - 391,168 Гкал.
3. Расход теплоносителя на горячее водоснабжение по прибору учета тепла - 167,886 Гкал.
4. Суммарный объем теплоносителя за период - 559,054 Гкал.
5. Тариф на отопление и горячее водоснабжение - 309,01 руб. за 1 Гкал

Выделим из общих расходов долю затрат на подогрев холодной воды: ">

Стоимость холодной воды (умножим потребленные домом 762 куб. м. на тариф 19,66 руб. за 1 куб.м.): ">

Теперь посмотрим, правильно ли распределила оплату за горячую воду управляющая компания по квитанции. В наличии вот такая квитанция за октябрь 2015 г. (дом №1) . Жилая площадь квартиры 33,7 кв.м, Жилая площадь квартир и коммерческих помещений в доме 13 552,40 кв.м.

Просто следите за формулой:

Получилась сумма, примерно сопоставимая с общими затратами в 66 858,71 руб., т.е. управляющая компания посчитала за октябрь 2015 г. за горячую воду с погрешностью менее 2%, будем считать, что верно.