Законодательная база российской федерации. Законодательная база российской федерации 167 фз о пенсионном страховании

Федеральный закон №167-ФЗ дает определение обязательному пенсионному страхованию (в дальнейшем коротко ОПС), который является системой, помогающей обеспечивать пенсионеров выплатами. Процесс проведения данной процедуры регулирует ФЗ «О пенсионном страховании» РФ. Так же в РФ есть , но это другое.

  • первая глава , как обычно, вводит в курс общих положений законопроекта;
  • вторая глава расскажет об участниках обязательного пенсионного страхования;
  • третья — о правах, обязанностях и существующей ответственности людей, подпадающих под этот Федеральный закон;
  • четвертая — о финансовой системе ОПС;
  • пятая — о взносах по обязательному пенсионному страхованию (СВ);
  • шестая — о заключительных положениях.

Последние исправления в законе «О пенсионном страховании» были внесены в прошлом году 19 декабря 2016. Все изменения и дополнения по новому документу уже вступили в силу с начала января 2017. Однако, следует также упомянуть, что уже существует новая редакция от июня 2017 г., которая еще не вступила в силу — это произойдет с первого числа января 2018 г. В ней изменению подлежал 7 пункт 33 статьи.

Основные моменты ФЗ-167

Данный общероссийский документ «О пенсионном страховании»- юридическая основа для организационных, экономических операций в сфере, кроме того, этот законный акт установил каждый субъект правоотношений, наделил их правами, прямыми обязанностями.

По закону, все жители РФ являются застрахованными гражданами. Все физические лица имеют свой ИЛС, куда зачисляются взносы по пенсионному страхованию. Внесение взносов становится обязанностью руководителя, у которого сотрудник значится в штате. Так, эти взносы начинают формировать пенсии, получаемые пенсионером, в будущем.

Участниками обязательного пенсионного страхования признаны:

  • ПФР (страховщик) — дает госпособия и пенсии, когда наступает страховой случай;
  • страхователи (ИП, физлица, организации) — отдают страховые взносы ПФР;
  • застрахованные лица (работники, ИП и т.д.).

Бюджет ПФ образовывается из:

  • в первую очередь, страховых взносов;
  • денег государственного бюджета;
  • сумм налагаемых финансовых санкций;
  • взносы, вносимые на добровольной основе и т.д.

Страховые взносы для обязательного пенсионного страхования производятся по ставке 22%. Ставка состоит из 2-х частей: солидарной и индивидуальной.

Вот основные моменты о пенсионном страховании, которые описаны в ФЗ-167.

Последние изменения

Изменения коснулись закона «Об обязательном пенсионном страховании» в декабре 2016 и вступили в законную силу уже с начала нового года.

Рассмотрим подробнее несколько статей:

Статья 7

Данная статья рассказывает о понятии «застрахованные лица». В этом году новшества не затронули это положение. Последние нововведения, вступившие в силу в январе 2015, были произведены в декабре 2014. Застрахованные лица, среди которых могут быть — граждане РФ, нерезиденты, постоянно или временно проживающие/пребывающие в РФ — это люди, которые подпадают под обязательное пенсионное страхование. К ним относят:

  • работников, с кем трудовые отношения подкреплены трудовым договором;
  • самозанятую часть населения — ИП, адвокаты, нотариусы, которые занимаются частной практикой;
  • представителей фермерских хозяйств;
  • лиц, работающих за границей при уплате страховых взносов;
  • представителей семейных общин народов Дальнего Востока РФ, Сибири, Севера, которые занимаются традиционным хозяйством;
  • духовное лицо;
  • и т. д.

Статья 13

Ст. 13 ФЗ-167 «Об обязательном пенсионном страховании», в отличие от 7-ой статьи, была преобразована с начала 2017 года. Данная статья рассказывает о правах, полномочиях и ответственности, которую несут страховщики. Начались изменения сразу с 1-го пункта. Статья гласит, что страховщик вправе:

  • проверять документы у страхователей, которые относятся к выделению и уплате обязательного пенсионного страхования (ОПС), с индивидуальным учетом данных о всех застрахованных лицах. При проверках требовать у страхователей дополнительные документы, справки и информацию;
  • указывать руководителям и обычным гражданам, которые самостоятельно оплачивают платежи, на нарушения ФЗ;
  • получать сведения у соответствующих органов о налогоплательщиках;
  • реализовывать управление бюджетом ПФ и контролировать его использование;
  • защищать интересы застрахованных лиц перед страхователями;
  • возвращать внесенные взносы, если неизвестно за кого они были внесены;
  • ведение документации и обмен информацией с госорганами;
  • иметь дело с Агенством, чтобы узнать порядок, размеры и срок получения возмещения по гарантии, в некоторых случаях и получать.

5-ый абзац был отменен по новому постановлению «О пенсионном страховании». Во втором пункте рассказывается об обязанностях и также было небольшое изменение. Страховщик обязан:

  • контролировать правдивость данных, предоставляемых для ведения учета;
  • готовить объяснение размерам тарифов СВ;
  • определять и выплачивать накопительные и страховые пенсии и другие производить выплаты;
  • контролировать обоснованность понятия актов для назначения сумм обязательного пенсионного страхования;
  • продумывать план бюджета ПФ;
  • вводить в курс дела всех заинтересованных лиц о своем финансовом состоянии и принимать меры по укреплению своей финансовой стабильности;
  • и т. д.

Статья 15

В статью 15 последние изменения вносились в начале 2015 года. Эта статья рассказывает в свою очередь о правах, обязанностях и ответственности застрахованных лиц. Конкретно были изменены 6, 7, 9 абзацы пункта 1, рассказывающего о правах данных лиц. Они имеют право:

  • принимать участие в улучшении обязательного пенсионного страхования;
  • свободно получать сведения у начальства о начисляемых СВ и контролировать их перечисление в ПФ;
  • своевременно и в полном объеме получать ОПС;
  • отстаивать свои интересы, в том числе и в суде;
  • свободно получать у нанимателя сведения о подсчете и задержке добавочных страховых взносах на накопительную пенсию (вместо трудовой пенсии, как было раньше), контролировать их перевод в ПФ;
  • производить оплату дополнительных СВ на накопительную пенсию (а не на накопительную трудовую);
  • на перенос денежных средств пенсионных накоплений, в случае перехода от ПФ к негосударственному ПФ в не меньшем объеме общего размера гарантируемых средств;
  • установить накопительную пенсию (а не на накопительную трудовую пенсию по старости) и/или срочную пенсионную выплату в не меньшем размере общей суммы гарантируемых денег.

Обязанности застрахованных лиц:

  • предоставить страховщику достоверные документы, по которым будет назначаться и выплачиваться обязательное пенсионное страхование;
  • ставить в известность страховщика о произошедших изменениях, которые могут повлиять на выплату СВ;
  • придерживаться условий, сопровождающих назначение и выплату страховых взносов.

Скачать ФЗ-167 «Об обязательном пенсионном страховании»

ФЗ-167 «Об обязательном пенсионном страховании» в последней редакции можно скачать . Законопроект будет интересен пенсионерам, обычным работникам, еще не вышедшим на пенсию, руководителям, так называемым страховщикам и страхователям, а также застрахованным лицам.

Новая редакция о страховании пенсий ждет граждан в начале 2018 года.

1. Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории Российской Федерации:

Работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, а также лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", получающих выплаты за деятельность по гражданско-правовым договорам и не работающих по трудовому договору), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход");

Самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями), за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход";

Являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

Работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

Применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в случае уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона;

Являющиеся членами семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность;

Священнослужители;


Судебная практика по статье 7 ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ

    Решение от 16 января 2019 г. по делу № А33-30364/2018

    Санкций в сумме 11 000 руб., территориальный орган Пенсионного фонда обратился с настоящим заявлением в суд. В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7 , 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в...

    Решение от 10 января 2019 г. по делу № А33-29474/2018

    Арбитражный суд Красноярского края (АС Красноярского края)

    В общей сумме 12 500 руб., территориальный орган Пенсионного фонда обратился с настоящим заявлением в суд. В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7 , 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в...

    Решение от 26 декабря 2018 г. по делу № А69-3270/2018

    Решение от 26 декабря 2018 г. по делу № А69-3271/2018

    Арбитражный суд Республики Тыва (АС Республики Тыва)

    Застрахованные лица - это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Закона № 167-ФЗ). В силу пункта 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета. Согласно...

    Решение от 25 декабря 2018 г. по делу № А69-3522/2018

    Арбитражный суд Республики Тыва (АС Республики Тыва)

    ИНН 1714004965) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в размере 7 000 рублей, при участии в судебном заседании: от заявителя: Бардынова А.В. – представителя по доверенности от 02.08.2018, от ответчика: Собаканой В.В. – представителя по доверенности...

    Решение от 25 декабря 2018 г. по делу № А69-3521/2018

    Арбитражный суд Республики Тыва (АС Республики Тыва)

    Застрахованные лица - это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Закона № 167-ФЗ). Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N ...

    Решение от 25 декабря 2018 г. по делу № А69-3520/2018

    Арбитражный суд Республики Тыва (АС Республики Тыва)

    Застрахованные лица - это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Закона № 167-ФЗ). Согласно пункту 2 статьи 14 Закон N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета. В...

Новое положение об обязательном пенсионном страховании – это реформа, в результате которой всё население становится застрахованным. Каждый ставший членом сформированной страховой компании обеспечивается индивидуальным лицевым счетом (НЛС) с постоянным номером, который открывает Пенсионный фонд.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

В течение трудового периода застрахованного, работодатели, начисляющие и выплачивающие заработную плату, обязаны перечислять часть заработанных денег в виде страховых взносов для формирования трудового денежного обеспечения за выслугу лет.

Понятие обязательного пенсионного страхования

Принятые правила обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации – это основные меры в системе государственных мероприятий, имеющих цель компенсировать населению получаемых ими выплат. Эта мера закреплена в Российской Федерации организационной, правовой и финансовой базой.

Кроме того, этими установками определено:

  • правовое положение тех, кто представляет потенциальных субъектов обязательного пенсионного страхования;
  • порядок реализации обязательств и прав;
  • ответственность представителей всех групп обязательного пенсионного страхования.

Представителями отделов обязательного пенсионного страхования могут выступать подразделения государственного аппарата, наделенные функциями власти и управления. Федеральным законом определено, что Пенсионный фонд и его отделы территориального значения, являющиеся государственным учреждениями, должны представлять страховщика в условиях новой реформы.

Статус застрахованных лиц Федеральный закон № 167-ФЗ наделяет граждан России, представителей граждан других стран, проживающих на территории РФ и лиц, не имеющих гражданства статусом застрахованных.

Застрахованными признаются категории следующие граждан:

  • лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью;
  • члены сельскохозяйственных предприятий;
  • семьи общин народов малой численности, представителями которых являются народы Севера;
  • представители работников в сфере услуг по трудовому соглашению с работодателем;
  • работающие за пределами российского государства, регулярно перечисляющие страховые взносы.

Федеральным законом также разрешено назначение страхователями особую некоммерческую организацию – пенсионный фонд негосударственного значения.

Субъекты обязательного страхования пенсии

Введенный в действие новый закон о денежной компенсации утраченного заработка определяет права, круг обязанностей, обязательность представителей участников выполнения данного мероприятия. Эта государственная мера определяет в качестве субъектов данного мероприятия федеральную государственную власть со всеми входящими в эту структуру учреждениями.

  • предприятия и организации;
  • индивидуальные предприниматели.

Роль страховщиков по новой реформе отводится:

  • Пенсионному фонду России;
  • особого вида некоммерческой структуре – негосударственному пенсионному фонду.

Страховщик законом наделен следующими правами:

  • проводить инспектирование порядка и правильности всех финансовых поступлений и расходов, документов, относящихся к сведениям о застрахованных субъектах;
  • требовать неукоснительного устранения всех выявленных нарушений, ошибок и недочетов от должностных лиц любого уровня;
  • получать информацию и предъявлять её в любом объёме в налоговых органах, исключению подлежит только информация, содержащая коммерческую тайну;
  • осуществлять управление и контроль основного финансового плана Пенсионного фонда;
  • выступать перед страхователями с защитой интересов застрахованных;
  • при необходимости на страховщика возлагается обязанность возврата страховых выплат.

Обязанности страховщика также определяются действующими законами новой системы материального обеспечения за выслугу лет:

  • контролировать своевременное начисление и выплаты страховых взносов;
  • рассчитывать, устанавливать и пояснять размер тарифов страховых перечислений;
  • начислять, пересматривать и следить за своевременной выплатой трудовых денежных пособий и всех расходов, связанных с затратами на них;
  • проверять документы, предоставленные для назначения обязательного страхового обеспечения, а также контролировать его перерасчет;
  • участвовать в составлении и выполнении финансового плана доходов и расходов Пенсионного фонда;
  • в обязательном порядке предоставлять необходимую информацию страхователям и застрахованным лицам;
  • учитывать и контролировать поступающие средства обязательного пенсионного страхования;
  • проводить обязательный контроль над поступающими начислениями и их целевым использованием;
  • оформление и снятие с учета застрахованных лиц;
  • правоотношения застрахованных лиц и страхователей должны состоять в государственной базе данных, контроль сведений обо всех категориях застрахованных возлагается на страховщиков новой действующей системы страхования денежного обеспечения за выслугу лет;
  • проводить бесплатные консультации и информировать застрахованных лиц и страхователей через территориальные органы по всем вопросам пенсионного страхования;
  • проводить работу по развитию страхования денежного обеспечения, компенсирующего утрату заработка с зарубежными организациями.

Федеральный закон и все имеющиеся акты законодательств настоящей реформы пенсионного страхования предусматривают ряд положений, которые несёт страховщик в случае нарушения установленных положений:

  • обязательный возврат страхователям платежей установленных застрахованных лиц;
  • поддерживать информационную связь с государственными органами местных организаций по самоуправлению и ведению документации с учетом требований существующих законодательств:
    • Федерального закона N 1-ФЗ “Об электронной цифровой подписи”, Федерального закона,
    • N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”,
    • Федерального закона N 152-ФЗ “О персональных данных”.

Третьи, они же основные участники разработанной государством тактики защиты обязательного пенсионного страхования лица, это подданные Российское Федерации, а также иностранные подданные, имеющие разрешение на постоянное или временное проживание на российской территории. Не составляют исключения и лица, не имеющие российского гражданства.

Выбор варианта обеспечения пенсии

Рожденные граждане с 1967 и последующих годов на основании вступивших в законную силу федеральных постановлений имеют право выбора страхового взноса определенного тарифа на накопительную часть трудового денежного обеспечения за выслугу лет. Это распространяется на население установленных лет рождения, зарегистрированных в отделениях ПФР.

Варианты денежного обеспеченияия:

  • продолжение создания накопительной части денежного обеспечения за выслугу лет, приняв 6% тарифа страховых взносов;
  • направить существующие страховые взносы на развитие страхового вида пенсии, при этом прекращается процесс образования накопительной пенсии.

Все страховые взносы с 2014 по 2015 годы направлены на формирование и развитие страховой пенсии, регистрируемые в виде персональных коэффициентов будущего денежного обеспечения за выслугу лет.

Инвестиция средств, зарегистрированных на индивидуальном лицевом счете граждан в ПФР или НПФР, продолжается страховщиками обязательного пенсионного страхования (ОПС) и при назначении денежного пособия будут выплачены застрахованному лицу.

Какое значение имеет накопительная пенсия

Сохранение накопительной пенсии принимает каждый гражданин, рассматривая этот вариант после тщательного всестороннего изучения этого вопроса.

Возможности накопительных средств:

  • накопительной частью пенсии можно манипулировать, НПФ или выбранной УК инвестировать накопленные средства;
  • накопленные пенсионные средства могут наследоваться по закону правопреемниками застрахованного лица;
  • накопительная часть пенсии представляет собой денежные средства, зачисленные на индивидуальный счет, в то время как страховые взносы только формируют право на её получение.
  • пенсионный негосударственный фонд;
  • управляющая частная компания.

Поданное заявление в местный Пенсионный фонд определит размер отчислений на накопительную пенсию.

Для тех, кто не предоставит заявление о выборе управляющей компании или пенсионного негосударственного фонда до 31 декабря 2015 года, произойдет прекращение формирования накоплений. Те взносы, которые будут перечислены работодателем, будут формировать страховую пенсию.

Социальные пенсии

Категории граждан, не имеющих возможности заработать трудовую пенсию, обеспечиваются социальным видом пенсии. Эта гарантированная твердая сумма, которая не связана с трудовым стажем страховыми взносами, выплачивается из государственных средств.

Адресатами подобной поддержки государства являются:

  • инвалиды III, II, I степени;
  • инвалиды с детских лет;
  • дети, потерявшие родителей в возрасте до восемнадцати лет и дети умершей матери-одиночки;
  • лицам преклонного возраста.

Для всех групп инвалидов расчет размера денежного пособия производится в следующем порядке:

  • Пенсия по старости (возрастная категория 60 и 55 лет) в 100%-ном размере от базовой назначается:
    • представителям народов Севера, имеющих категорию малочисленного населения, в возрасте 55 и 50 лет;
    • лица в возрасте 65 и 60 лет, не обладающие правом получения денег, компенсирующих утрату заработка;
    • инвалиды ограниченной трудоспособности второй степени;
    • сироты, потерявшие одного из родителей, должны быть обеспечены денежным пособием не менее 470 рублей в месяц.
  • Рассматривается 100% размер основной части трудовой пенсии для обеспечения инвалидов следующих групп:
    • инвалиды III и II групп, не имеющие возможности заниматься полноценной трудовой деятельностью с детских лет,
    • лица, имеющие III группу инвалидности с ограниченной возможностью трудовой деятельности;
    • дети-инвалиды;
    • дети, ставшие полными сиротами в возрасте до 18 лет;
    • дети умершей матери-одиночки.
  • 85% базовой части пенсии по старости (60 и 65 лет), начисляют инвалидам I группы с ограниченными возможностями выполнения трудовых функций.

Перерасчет и индексация пенсии


Пока по российскому законодательству проводят ежегодную индексацию трудовых денежных пособий, ориентируясь на темпы роста прожиточного минимума прошлогоднего периода.

Назначение пенсии производится по заявлению лица, имеющего право на её получение.

В случае необходимости, перерасчет денежного пособия или перевод его на другой вид также осуществляется по личному заявлению пенсионера.

У каждого вида пенсии существует определенный срок действия:

  • пожизненно назначают пенсии по старости, за стаж работы в определенной области;
  • денежное пособие по инвалидности действует в течение срока, определенного ею;
  • выплаты, связанные с потерей кормильца назначаются до срока достижения члена семьи умершего совершеннолетия.

Порядок обращения застрахованных лиц за назначением и выплатой накопленных средств

Порядок выплат пенсионных накоплений с формированием нового закона о пенсиях не имеет изменений. На рассмотрение заявления о накопительной части денежного пособия или срочной пенсионной выплаты отводится не более десяти дней.

На выплату единовременных накоплений пенсии отводится срок не более двух месяцев, отсчитывая от даты вынесения положительного решения. Накопительная пенсия и причитающиеся выплаты должны быть получены заявителем в течение текущего месяца. Одновременно должна производиться выплата страховой пенсии.

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств"

Редакция от 27.06.2018 — Действует с 26.09.2018

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ХИЩЕНИЮ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Статья 1

1) дополнить новой частью сорок первой следующего содержания:

"Информация о случаях и (или) попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента (в том числе сведения об операциях, о счетах и вкладах, в отношении которых были зафиксированы случаи и (или) попытки осуществления переводов денежных средств без согласия клиента) представляется в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О национальной платежной системе", кредитными организациями, операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры в Банк России. Банк России вправе предоставлять получаемую в соответствии с настоящей частью информацию кредитным организациям, операторам платежных систем, операторам услуг платежной инфраструктуры в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О национальной платежной системе".";

2) части сорок первую - сорок четвертую считать соответственно частями сорок второй - сорок пятой.

Статья 2

1) дополнить статьей 57.4 следующего содержания:

"Статья 57.4. Банк России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, устанавливает обязательные для кредитных организаций требования к обеспечению защиты информации при осуществлении банковской деятельности в целях противодействия осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента, за исключением требований к обеспечению защиты информации, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.";

2) дополнить статьей 76.4-1 следующего содержания:

"Статья 76.4-1. Банк России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, устанавливает обязательные для некредитных финансовых организаций требования к обеспечению защиты информации при осуществлении деятельности в сфере финансовых рынков, предусмотренной частью первой статьи 76.1 настоящего Федерального закона, в целях противодействия осуществлению незаконных финансовых операций, за исключением требований к обеспечению защиты информации, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.".

Статья 3

5.2. Оператор по переводу денежных средств после выполнения действий, предусмотренных частью 5.1 настоящей статьи, обязан в порядке, установленном договором, заключенным с клиентом:

1) предоставить клиенту информацию:

а) о совершении им действий, предусмотренных частью 5.1 настоящей статьи;

2) незамедлительно запрашивать у клиента подтверждение возобновления исполнения распоряжения.

5.3. При получении от клиента подтверждения, указанного в пункте 2 части 5.2 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств обязан незамедлительно возобновить исполнение распоряжения. При неполучении от клиента подтверждения, указанного в пункте 2 части 5.2 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств возобновляет исполнение распоряжения по истечении двух рабочих дней после дня совершения им действий, предусмотренных частью 5.1 настоящей статьи.";

а) дополнить частью 9.1 следующего содержания:

"9.1. В случаях выявления оператором по переводу денежных средств операций, соответствующих признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, оператор по переводу денежных средств приостанавливает использование клиентом электронного средства платежа и осуществляет в отношении уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика действия, предусмотренные частями 5.1 - 5.3 статьи 8 настоящего Федерального закона. При получении от клиента подтверждения возобновления исполнения распоряжения, указанного в пункте 2 части 5.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, оператор по переводу денежных средств обязан незамедлительно возобновить использование клиентом электронного средства платежа. При неполучении от клиента подтверждения возобновления исполнения распоряжения, указанного в пункте 2 части 5.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, оператор по переводу денежных средств возобновляет использование клиентом электронного средства платежа по истечении двух рабочих дней после дня совершения им действий, предусмотренных частью 5.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.";

б) дополнить частями 11.1 - 11.5 следующего содержания:

"11.1. При получении от клиента - юридического лица уведомления, указанного в части 11 настоящей статьи, после осуществления списания денежных средств с банковского счета клиента оператор по переводу денежных средств, обслуживающий плательщика, обязан незамедлительно направить оператору по переводу денежных средств, обслуживающему получателя средств, уведомление о приостановлении зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств (далее - уведомление о приостановлении) по форме и в порядке, которые установлены нормативным актом Банка России.

11.2. В случае получения от оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, уведомления о приостановлении до осуществления зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан приостановить на срок до пяти рабочих дней со дня получения такого уведомления зачисление денежных средств на банковский счет получателя средств в сумме перевода денежных средств или увеличение остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств и незамедлительно уведомить получателя средств в порядке, установленном договором, заключенным с получателем средств, о приостановлении зачисления денежных средств или увеличения остатка электронных денежных средств и необходимости представления в пределах указанного срока документов, подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств или электронных денежных средств.

11.3. В случае представления в течение пяти рабочих дней со дня совершения оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, действий, предусмотренных частью 11.2 настоящей статьи, получателем средств документов, подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств или электронных денежных средств, оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан осуществить зачисление денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличение остатка электронных денежных средств получателя средств.

11.4. В случае непредставления в течение пяти рабочих дней со дня совершения оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, действий, предусмотренных частью 11.2 настоящей статьи, получателем средств документов, подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств или электронных денежных средств, оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан осуществить возврат денежных средств или электронных денежных средств оператору по переводу денежных средств, обслуживающему плательщика, не позднее двух рабочих дней после истечения указанного пятидневного срока. Оператор по переводу денежных средств, обслуживающий плательщика, обязан осуществить зачисление денежных средств на банковский счет плательщика или увеличение остатка электронных денежных средств плательщика на сумму их возврата, осуществленного оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, не позднее двух дней со дня их получения.

11.5. В случае получения от оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, уведомления о приостановлении после осуществления зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан направить оператору по переводу денежных средств, обслуживающему плательщика, уведомление о невозможности приостановления зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или приостановления увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств по форме и в порядке, которые установлены нормативным актом Банка России. Оператор по переводу денежных средств не несет ответственности перед клиентом за убытки, возникшие в результате надлежащего исполнения требований, предусмотренных частями 11.2 - 11.4 настоящей статьи.";

6. Операторы по переводу денежных средств, операторы платежных систем, операторы услуг платежной инфраструктуры обязаны направлять в Банк России информацию обо всех случаях и (или) попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента по форме и в порядке, которые установлены Банком России.

7. Операторы по переводу денежных средств, операторы платежных систем, операторы услуг платежной инфраструктуры вправе получать от Банка России по форме и в порядке, которые им установлены, информацию, содержащуюся в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента.".

Статья 4

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В. ПУТИН

Москва, Кремль

Статья 29. Добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

1. Добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вправе:

1) граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории Российской Федерации, в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя;

2) физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

3) застрахованные лица, осуществляющие в качестве страхователей уплату страховых взносов в фиксированном размере, в части, превышающей этот размер, но в общей сложности не более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличенное в 12 раз;

4) физические лица в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений";

5) физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением лиц, указанных в подпункте 6 настоящего пункта;

6) физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя, применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации.

2. Лица, имеющие право на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию по нескольким основаниям из числа перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию по каждому из оснований.

3. Лица, указанные в подпунктах 1, 2, 3, 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи, вступают в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и прекращают правоотношения по обязательному пенсионному страхованию путем подачи заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

4. Лица, указанные в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, вступают в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в порядке, определенном Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

5. Лица, указанные в подпунктах 1 - 3, 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи, осуществляют уплату страховых взносов на соответствующие счета Федерального казначейства с применением кодов бюджетной классификации, предназначенных для учета страховых взносов, уплаченных в добровольном порядке.

Минимальный размер страховых взносов лиц, указанных в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 1 настоящей статьи, определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличенное в 12 раз.

Максимальный размер страховых взносов лиц, указанных в подпунктах 1 - 3, 5 и 6 настоящей статьи, не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличенное в 12 раз.

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. При подаче заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию соответствующий расчетный период начинается со дня подачи указанного заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. При подаче заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию расчетный период заканчивается в день подачи указанного заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Лица, указанные в подпунктах 1 - 3, 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи, самостоятельно с учетом ограничений, установленных настоящим пунктом, определяют размер страховых взносов и исчисляют указанные страховые взносы, подлежащие уплате за расчетный период.

Если заявление о добровольном вступлении в правоотношения (о прекращении правоотношений) по обязательному пенсионному страхованию подано в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых лицо состояло в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию. За неполный месяц размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

Периоды уплаты страховых взносов лицами, указанными в подпунктах 1 - 3, 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж. Продолжительность засчитываемых в страховой стаж периодов уплаты страховых взносов лицами, указанными в подпунктах 2 и 5 пункта 1 настоящей статьи, не может составлять более половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии по старости.

Лицам, указанным в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года составила не менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, с учетом положений абзаца седьмого настоящего пункта, в страховой стаж засчитывается период, равный соответствующему расчетному периоду, определяемому согласно абзацу четвертому настоящего пункта. В случае, если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года указанными лицами составляет менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в страховой стаж засчитывается период, определяемый пропорционально уплаченным страховым взносам, но не более продолжительности соответствующего расчетного периода, определяемого согласно абзацу четвертому настоящего пункта.

6. Уплата дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию лицами, указанными в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

7. Право лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию, в том числе с учетом дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", реализуется при соблюдении условий, установленных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О накопительной пенсии".