Принципы управления в организации. Что такое принципы управления в менеджменте

Соблюдение принципов управления можно рассматривать как залог успеха управления.

Принцип (от лат. начало, основа) – 1) основное исходное положение какого-либо учения, теории, науки, мировоззрения, политической организации и т.д.; 2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности.

В книге "Общий и индустриальный менеджмент" А. Файоль излагает основные принципы управления. Он не утверждает, что принципы эти или их воплощение непреложны или что он приводит сколько-нибудь полный их список. Напротив, он пишет, что "...количество принципов управления беспредельно, ...изменение ситуации может повлечь за собой изменение правил, которые, таким образом, до известной степени оказываются порождением данной ситуации" . Сам он рассматривает 14 принципов управления.

  • 1. Разделение труда – принцип, цель которого – "производить больше и лучше при тех же усилиях". Специализация, по утверждению Файоля, является одной из примет естественного порядка вещей. "Разделение труда имеет свои границы, определяемые как нашим опытом, так и чувством меры". 1
  • 2. Власть – "право отдавать распоряжения и требовать их выполнения". Файоль различает авторитет "официальный" (связанный с занимаемой должностью, получаемый "по уставу") и "личный" (обусловленный такими качествами, как интеллект, жизненный опыт, цельность и способность играть роль лидера). Личный авторитет первоклассного управляющего является "обязательным дополнением" власти официальной.
  • 3. Дисциплина – "по сути, сводится к послушанию, прилежанию, энергичности, определенному поведению и внешним знакам почтения, соблюдаемым в соответствии с существующим между фирмой и работниками соглашением". Файоль полагает, что в различных организациях дисциплина может иметь разные формы, и настаивает на том, что она всегда является одним из существеннейших их элементов.
  • 4. Единство распорядительства – "подчиненный должен получать приказы только от одного начальника". Двойные приказы в любом случае являются источником напряжения, смущения и конфликтов.
  • 5. Единство руководства – "один руководитель и один план для совокупности операций, направленных на достижение одной и той же цели". Если принцип единства распорядительства требует, чтобы каждый подчиненный получал приказы только от одного руководителя, то данный принцип сводится к единству управления и плана.
  • 6. Подчинение индивидуальных интересов общим – "заставляет вспомнить о том, что в бизнесе интерес одного подчиненного или группы подчиненных не должен противоречить целям предприятия". Одной из серьезнейших проблем управления является согласование общих и личных или групповых интересов.
  • 7. Вознаграждение персонала – "труды должны быть вознаграждены". Прожиточный минимум, предложение рабочей силы, экономическая обстановка и экономическое положение предприятия – факторы, определяющие уровень оплаты, но не зависящие от воли нанимателя. "Вне зависимости от того, какое вознаграждение за труд получает работник – деньги или же такие блага, как тепло, свет, кров, продукты питания – смысл его состоит в удовлетворении потребностей работника".
  • 8. Централизация – "подобно разделению труда... присуща естественному порядку вещей". Рассматривая вопрос о том, какую структуру – централизованную или децентрализованную – должна иметь организация, Файоль сравнивает ее с живым организмом: "Вопрос централизации или децентрализации – это вопрос меры, вопрос нахождения оптимального для данной ситуации устройства...".
  • 9. Скалярная цепь – "властная вертикаль, связывающая все уровни подчинения от высшей инстанции до низших ступеней". Более привычными терминами для определения этого понятия будут "иерархия" и "каналы, или линии коммуникации, субординации". Для того чтобы сохранить возможность контроля и избежать при этом излишней потери времени, предлагается использовать систему делегирования подчиненным прав и ответственности по осуществлению необходимых коммуникаций.
  • 10. Порядок – наличие "места для всякой вещи и всякой вещи на своем месте" (материальный порядок) и, по аналогии, "места для каждого лица и каждого лица на своем месте" (социальный порядок). Эта мысль естественным образом приводит к рассмотрению вопроса о надлежащей организации работы и подбора персонала.
  • 11. Справедливость – сочетание правосудия (реализации принятых конвенций) и доброжелательности. Хотя руководству в любом случае пристало выглядеть в глазах подчиненных справедливым и благородным, каждый руководитель должен помнить и о дисциплине. Обретение должного баланса между справедливостью и дисциплиной требует от руководителя "немалого здравомыслия, опыта и добродушия".
  • 12. Стабильность состава персонала – имеет отношение к проблемам планирования кадров, совершенствования методов управления и текучести рабочей силы. Новым сотрудникам должен даваться специальный период для ознакомления с работой и привыкания к новой обстановке.
  • 13. Инициатива – способность составлять план и обеспечивать его выполнение. Будучи одним из "сильнейших стимулов, определяющих поведение человека", обеспечивает мотивацию и удовлетворенность работой.
  • 14. Корпоративный дух – созидание и поддержание определенной гармонии в организации. Файоль резко осуждает тех, кто придерживается принципа "разделяй и властвуй".

По мнению П. Харриота (Р. Herriot), сейчас в число принципов и ценностей, которые должны разделять и работники компании, и весь менеджмент, необходимо включить следующие:

  • принцип стремления к взаимному благу. Организация существует на благо ее сотрудников в той же степени (если не более того), в какой сотрудники – на благо организации. Представление об организации как прежде всего о социальной системе видится наиболее перспективным с позиции развития человеческого сообщества и каждого человека, с позиции понимания естественного стремления социума и личности к духовному совершенству;
  • развитие организации есть развитие ее работников. Если конкурентоспособность сотрудника улучшается, то это способствует усилению интеллектуального потенциала организации, а вследствие этого – преимущественного положения по отношению к конкурентам (улучшению перспектив развития организации, коллектива, работников);
  • принцип индивидуального подхода. Сотрудники организации различаются по карьерным перспективам и ожиданиям на разных стадиях своего развития, поэтому следует осуществлять постоянный мониторинг текущего состояния потенциала работников, их ожиданий и соотносить их с перспективами развития организации. Отсюда вытекает и принцип индивидуального подхода в вопросах стимулирования, и принцип необходимости творческого подхода к стимулированию, и принцип динамичности стимулов;
  • принцип постижения сути. Если руководство не сможет вникнуть в суть различий между работниками, признать их и вступить по этому поводу в переговоры, оно не сможет добиться сотрудничества;
  • принцип постоянного внимания к работникам. Самые ценные сотрудники организации со временем предпримут попытки перейти на работу в другую организацию или работать хуже, чем могут. Если вспомнить теорию жизненного цикла живых систем, а также наличие рынка труда и собственных планов развития у каждого работника, то это утверждение не вызовет сомнений, а значит, следует быть постоянно внимательным и по отношению к самым, казалось бы, "обласканным" работникам;
  • принцип неизменной уважительности. Перемены, которые отражаются на состоянии рынка труда (например, покупательский рынок труда в период экономического спада), могут привести к изменению баланса различных сил (в данном случае, баланса сил работника и работодателя). Тем не менее, эти колебания в силе позиций не должны влиять принципиальным образом на переговоры с сотрудниками об условиях их работы и развития;
  • принцип взаимопонимания. С другой стороны, организации также имеют потребности. Выживаемость – главная фундаментальная потребность для всех, и потребность выживания может оправдать слишком высокие ожидания сотрудников. В случае наличия противоречий между интересами отдельного работника и интересами коллектива необходима глубокая проработка проблемы, исследование альтернатив развития и открытое обсуждение ситуации;
  • принцип доверия. Переговоры о развитии могут проводиться только в том случае, если отдельный сотрудник и представитель руководства компании имеют возможность открыто говорить о том, чего они хотят добиться, и готовы пойти на компромисс, а лучше – на сотрудничество. Доверие является необходимым фактором сотрудничества;
  • принцип стимулирования. Определите потребности человека и постарайтесь организовать соответствующий стимул, связав его с нужным трудовым поведением.

Наука управления изучает общие и специфические закономерности социального управления и вырабатывает на основе их познания принципы, методы и приемы управленческой деятельности. Как известно, понятие закона выражает порядок необходимой и прочной связи между явлениями или свойствами материальных объектов, их повторяющиеся существенные отношения. Под закономерностью понимают устойчивые, повторяющиеся связи и отношения между явлениями, определяющие объективные условия существования и развития данного социального феномена. Закономерность, как и закон, отражает не зависящие от воли человека причинно-следственные отношения и связи в социальном управлении. Однако в отличие от закона, действующего как объективная необходимость, закономерность носит вероятностный характер, то есть, близка к категории случайности. Иными словами, закономерность – это форма конкретного проявления закона.

Под принципом следует понимать правило, постулат, общую идею о том, как должна строиться и функционировать система. В отличие от закономерностей принципы субъективны по своей природе, они формулируются людьми на основе познания закономерностей и опыта практической деятельности.

Основными принципами социального управления являются: общеорганизационные, заключающиеся в объективной необходимости, конкретности, оптимальности и принципе основного звена; организационно-политические, включающие в себя законность, научную обоснованность, участие граждан в управлении, многопартийность; организационно-технические, предполагающие построение систем управления, осуществления процесса управления, через разделение функций управления их целенаправленность и обратную связь, а также цикличность и непрерывность.

Общие принципы социального управления подразделяются на следующие виды: объективность, конкретность, эффективность, сочетание централизации и децентрализации, уважение личности, участие граждан в управлении, равенство прав и свобод человека и гражданина, законность и дисциплина.



Основные принципы управления органами внутренних дел заключаются в единоначалии, централизации управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения задач. Кроме того, предполагается твердость и настойчивость в проведении принятых решений (планов) в жизнь, наряду с оперативным и гибким реагированием на изменение обстановки. При этом существенное значение имеет личная ответственность начальников за принимаемые решения и результаты выполнения подчиненными, поставленных им задач.

Кроме того, грамотный руководитель вырабатывает свой стиль и использует свои принципы организации взаимодействия с подчиненными, которые могут определяться тем стилем, к которому он тяготеет.

Для обеспечения благоприятного микроклимата и обеспечения обстановки взаимопонимания могут быть рекомендованы принципы взаимоотношений, которые заключаются в том, чтобы каждый подчиненный понимал значимость своей деятельности и обязанностей, а также проявлял инициативу. Следует отдавать распоряжения и приказания спокойно, кратко, корректно и обязательно проверять исполнение, не допуская особых отношений с кем-нибудь из подчиненных. Не следует делать замечания в присутствии других подчиненных. Необходимо периодически беседовать с подчиненными наедине, знать их заботы и настроение каждого.

Принцип управления – основное правило, которое должно выполняться при осуществлении процесса управления. К основным могут быть отнесены следующие принципы:

устойчивости управления , определяющий способность системы управления реализовать процесс управления с заданными требованиями в конкретные периоды времени в конкретных условиях;

живучести , предполагающий сохранение и быстрое восстановление способности и готовности к управлению при неблагоприятных воздействиях на систему;

помехозащищенности каналов связи и средств управления , заключающийся в способах противостояния помехам;

надежности технических средств управления и каналов связи, регламентирующий приемы и способы обеспечения работоспособности средств и каналов к функционированию в установленных пределах;

непрерывности управления, определяющий методы, обеспечивающие надежную связь социальной системы и работу подразделений, а также отдельных сотрудников ОВД при временной потере связи с руководством;

скрытности управления , обеспечивающий надежность управления и противодействие возможности разглашения служебной тайны;

оперативности управления, позволяющий адекватно реагировать на изменения целей, задач и ситуации в целом.

эргономичности управления , определяющий способы применения норм и требований эргономики, а также научной организации труда.

Теория управления исходит из того, что любая система стремится сохранить свое качественное своеобразие, упрочить свои внутренние связи, обеспечить свою целостность, оптимизировать функционирование и развитие. Более того, системе присущи внутренние процессы поведения и упорядочения, соответствующие закономерностям развития.

Системы управления обладают следующими свойствами:

целостность и независимость, которое предполагает, что все элементы связаны между собой, а изменение в одном элементе вызывает изменение во всей системе;

факторизация, которая либо соответствует распаду (разложению) системы, вызываемому старением, износом, потерей адаптивности, либо соответствует росту и развитию;

прогрессивная систематизация, при которой происходит усиление ранее существовавших связей между элементами и возникновение новых связей и элементов;

централизация, которая предполагает выделение элементов или групп элементов, которые доминируют в функционировании всей системы;

открытость и закрытость системы , предполагающей ее открытость, когда она обменивается с окружающей средой информацией, и закрытость, когда она ею не обменивается.

Органы внутренних дел представляют собой организацию, являющуюся целостной социальной системой, предназначенной для достижения социально важных целей, определенных нормативными актами.

С научной точки зрения социальные организации, к которым в полной мере принадлежат органы внутренних дел, имеют ряд свойств :

определенные границы , предполагающие как период существования, так и вид специфической деятельности;

наличие норм и правил , которые детерминируют деятельность и поведение входящих в организацию людей. Степень нормативного регулирования организации различна, она зависит не только от сущности решаемых задач, но и от других факторов, в том числе и общесоциального характера;

степень власти, котораязависит от природы источника нормативного регулирования, социальной значимости решаемых организацией задачи и сферы ее деятельности;

наличие системы, регулирующей членство в ней, которая включает в себя совокупность требований, предъявляемых к лицам, желающим стать членами организации, а также процедуру отбора и продвижения по службе;

система коммуникаций, предполагающая взаимосвязь информации, как об окружающей среде, так и о самой себе.

Цели управления

Существенное значение в управлении отводится ее целям. Официально действующим организациям цели-задания ставятся государством, путем издания соответствующих правовых актов либо, формулируются в программных документах. После постановки целей начинается деятельность по их достижению. Ее субъектами являются люди − члены организации, которые преследуют и свои собственные интересы, связанные со стремлением индивидов удовлетворить определенную потребность. Хотя интересы конкретных членов организации могут быть различными, однако возникает какая-то составляющая, которая обозначается научным термином цель-ориентация, которая отражает преобладающую мотивацию ее членов.

Организация является достаточно стабильным, объединением людей. Каждой организации присуще стремление сохранить равновесие во взаимодействии с окружающей средой, обеспечить свою целостность. Отсюда берет свое начало другой вид целей − цели системы . Эти цели сводятся к стремлению выжить и по возможности обеспечить свое развитие. Возникновение целей системы объясняется способностью организации служить средством удовлетворения чьих-либо потребностей и интересов. Их носители, находящиеся как в организации, так и вне ее, представляют определенную социальную группу, слой, класс или общество в целом. Достижение целей сохранения и развития системы зависит, прежде всего, от степени влиятельности «группы поддержки», что, в свою очередь, зависит от позиций данной группы в механизме власти.

Цели-задания, цели-ориентации и цели системы могут находиться в различном взаимном соотношении. Они могут быть взаимодополняемыми, но могут и противоречить одна другой. Если цели-задания будут абсолютно адекватно отражать цели-ориентации (что практически невозможно) и обеспечивать все условия для сохранения и упрочения организации (что также маловероятно, поскольку она создается для решения «предписанных» ее учредителями задач, а не ради самого факта существования данной организации), то тогда содержание всех этих трех видов целей будет одинаково. Во всех других случаях между ними осуществляется параллельная связь единства и конкуренции. Это означает, что каждая конкретная организация ориентирована не только на достижение целей, поставленных «сверху», но и на решение задач, возникающих «внутри».

Сбои в функционировании организации, низкая эффективность ее деятельности, кадровый дефицит очень часто обусловлены игнорированием целей-ориентаций и целей системы. Внешние проявления противоречий между тремя рассматриваемыми видами целей различны, как и различен характер самих противоречий. Например, выявившаяся в последние годы настоятельная необходимость учета так называемого человеческого фактора (повышение внимания к условиям жизни сотрудников) свидетельствует о существующем противоречии между целями-заданиями и целями-ориентациями.

С точки зрения теории управления решающее значение имеют цели-задания , поскольку она выдвигает ряд требований к процессу целеполагания . Здесь надо особо выделить одно из них: требование реальности цели, поскольку, понимая бесполезность своих усилий, члены организации будут лишь имитировать «бурную деятельность». Заботясь о своем выживании, организация начнет искажать информацию о своем функционировании и т. д.

Нереальность целей-заданий является следствием различных причин. Во-первых, поставленная перед организацией задача может быть в принципе не решаема, во всяком случае в условиях конкретного места и времени. Во-вторых, цель может быть нереальной из-за отсутствия ресурсов, необходимых для ее достижения. В-третьих, намеченная цель может противоречить установленным правилам деятельности и таким образом ставить членов организации перед дилеммой: либо нарушать установленную процедуру, либо отказываться от достижения этой цели.

Реальные, сформулированные цели-задания иногда оказываются искаженными и в силу того, что неправильно определен желаемый конечный результат функционирования конкретной организации. Эта проблема актуальна и для правоохранительных органов. Их создание и функционирование обусловлены социальной потребностью в защите физических и юридических лиц от посягательств на охраняемые законом их права и интересы. Вместе с тем такая потребность как бы заслоняется при оценке деятельности указанных органов. Прежде всего это количество раскрытых ими преступлений, задержанных правонарушителей, проведенных профилактических мероприятий и т. п. Если же анализировать правоохранительную деятельность с точки зрения удовлетворения данной потребности, то может оказаться, в частности, что невозмещение вреда, причиненного преступлением, равнозначно его нераскрытию, а отказ в приеме заявления о преступлении порождает еще более острое чувство незащищенности.

Цели-ориентации, вступают в противоречие с целями-заданиями не только в тех случаях, когда они не учитываются субъектами управления организацией. Здесь важно отметить еще два момента: значимость для сотрудника членства в организации и возможность выхода из нее без ущерба для «общего» социального статуса, т.е. без утраты им других своих социальных позиций. Если членство в организации не является жизненно важным для сотрудника, то, разочаровавшись в ее способности удовлетворить ту потребность, ради которой он и вступил в органы внутренних дел, сотрудник просто покинет ее.

В случаях, когда осуществить такое решение невозможно, процесс подавления неудовлетворенной потребности сотрудника будет способствовать его внутреннему отчуждению от организации, в том числе и от стоящих перед нею целей-заданий. В итоге сотрудник будет работать в органах внутренних дел «не за совесть, а за страх». Чем больше таких «вынужденных» членов, тем менее эффективно функционирует организация. Если же выход из организации доступен каждому желающему и не грозит ему снижением статуса в обществе, то опасность серьезного конфликта целей-ориентаций и целей-заданий становится маловероятной. В конце концов такая организация либо распадется, либо «найдет» таких членов, цели-ориентации которых в принципе будут совпадать с целями-заданиями.

Стремление организации к сохранению и развитию, т. е. главной цели любой социальной системы, вступает в противоречие с целями-заданиями, если достижение последних грозит разрушением организации. Поскольку такой же результат может быть и следствием ее открытого отказа от осуществления целей-заданий, то происходит их подмена, в силу чего появляются латентные (скрытые) цели, которым и соответствует фактическая деятельность организации. Например, в ИТУ цель исправления и перевоспитания осужденных к лишению свободы подменяется целью выполнения производственного плана и соблюдения режима.

Цели системы , как правило, находятся в определенной гармонии с целями-ориентациями до тех пор, пока носители последних не начинают стремиться к разрушению организации. Однако такая ситуация возможна лишь в крайних случаях. Желание индивидов сохранить свое членство в организации выступает в качестве фактора, способствующего осуществлению целей системы. Здесь необходимо отметить, что сохранение организации означает достижение определенной ее устойчивости. Это имеет важное значение, поскольку члены организации нуждаются в постоянстве связей, норм, требований.

Устойчивость организации выражается не только в постоянстве целей-заданий, выполняемых функций и структурного построения, но и в степени определенности социальных ролей, которые призваны играть ее члены. Штатное расписание и перечень должностных обязанностей составляют их основу.

Реально сложившийся порядок исполнения социальных ролей воздействует на поведение членов организации с большей силой и результативностью чем официальные предписания. Сотрудник, который не делает то, что ожидают от него другие члены организации, станет источником конфликтной ситуации, независимо от того, соответствовали его действия официально установленным нормам или нет.

Стандарты поведения, принятые в организации, видоизменяют и расширяют регламентацию поведения ее членов. Стремление к сохранению и развитию есть цель, объективно присущая всем организациям. Она имеет мощный источник поддержки, состоящий в стремлении членов организации к устойчивости и определенности. Данный фактор может стать доминирующим по сравнению с осуществлением целей-заданий. В этом случае неизбежно возникновение негативных процессов.

Когда организация достигает определенной степени устойчивости, она одновременно обретает и такую же степень инерционности, которая является источником консерватизма, нежелания перемен, неспособности реагировать на изменения внешней среды.

Сам процесс устойчивости грозит превращением ее в самоцель. При этом в организации начинают создаваться специальные службы, подразделения и вводиться должности, нацеленные исключительно или главным образом на поддержание и сохранение системы. Отличительным признаком такого рода оргструктурных единиц является их опосредованная связь с целями-заданиями. Они не выполняют функций собственно исполнительского или оперативно-служебного характера, а выступают, как правило, элементами системы управления.

Обычно для придания большей значимости таким элементам системы они наделяются контрольными полномочиями. Используя их, указанные оргструктурные единицы стремятся расширить свои властные начала, контролировать не только результат, но и сам процесс деятельности тех подразделений, которые непосредственно осуществляют цели-задания. Тем самым создается опасность разрыва между субъектом, принимающим решение, и лицами, ответственными за его обоснованность. Применительно к органам внутренних дел такая ситуация может возникнуть, например, когда решение фактически принимается сотрудником аппарата по контролю и оказанию помощи, а несет ответственность за его правильность работник, осуществляющий оперативно-служебную деятельность, либо руководитель курируемого подразделения.

Таким образом, цель, которую организация стремится достичь, складывается в результате сложного и противоречивого взаимодействия целей-заданий, целей-ориентаций и целей системы. При этом сознательному формированию и корректировке поддаются только цели-задания. Цели-ориентации и цели системы возникают спонтанно, т. е. естественным путем. Они являются объективным фактором, влияющим на функционирование организации, и должны учитываться субъектом управления.

Функции управления

Понятие «функция» в обществоведении связано с деятельностью, обязанностью или работой. Употребление его применительно к управлению характеризует именно данную деятельность, ее разновидности и направления. В таком понимании управление имеет содержание, которое образует система функций, т. е. отдельных, относительно самостоятельных, но взаимосвязанных видов соответствующей деятельности.

С позиции науки управления все функции, осуществляемые органами внутренних дел, можно разделить на функции-задачи и функции-операции . Первые подразделяются на три вида: основные , обеспечивающие и общего управления . Вторые подразделяются на: формулировку проблемы, выдвижение управленческой гипотезы, оперирование информацией, выработка и принятие решения, контроль в процессе управления, корректуры, диагноз нового состояния системы и организация исполнения решения .

К основным функциям относятся те, ради осуществления которых собственно создана и действует система органов внутренних дел. В соответствии с действующими нормативными актами и в пределах своей компетенции органы внутренних дел осуществляют следующие основные функции, определенные в Законе РФ «О милиции».

Основные функции реализуются отраслевыми структурными подразделениями органов внутренних дел. Следует иметь в виду, что степень и формы реализации названных функций напрямую зависят от уровня управления, на котором находятся соответствующие структурные подразделения. Так, если в ГРОВД непосредственная охрана общественного порядка и борьба с преступностью занимают основной объем работы, то уже на уровне УВД краев и областей эти функции находят свое выражение преимущественно в общем руководстве данной работой, контроля и координации деятельности соответствующих структурных подразделений и подчиненных органов. Непосредственное же решение задач по охране общественного порядка и борьбе с преступностью на этом уровне занимает значительно меньший по сравнению с ГРОВД объем работы.

Для реализации основных функций необходимо, чтобы в органах внутренних дел были созданы надлежащие условия и предпосылки их осуществления. Решения поставленных перед органами системы МВД РФ задач невозможно без решения вопросов кадрового, материально-технического, финансового и других видов обеспечения. Поэтому, наряду с основными функциями, органы внутренних дел осуществляют и обеспечивающие функции, к числу которых относятся: кадровая, финансово-плановая, материально-технического и медицинского обеспечения, технического обслуживания, делопроизводства, информационная и т. п.

Реализация основных функций органов внутренних дел всегда связана со сферой внешнего управления (охрана общественного порядка, пресечение преступлений, иных правонарушений и т. д.), в то время как обеспечивающие функции реализуются в сфере внутреннего управления (комплектование, расстановка, обучение кадров органов внутренних дел, обеспечение подразделений необходимой техникой, вооружение и т. п.). Особая роль в деятельности органов внутренних дел принадлежит максимально эффективному осуществлению штабных функций (функций управления).

Функции управления предназначены для упорядочения деятельности самой системы государственного органа. Они предполагают различные виды управленческой деятельности, осуществляемой в целях обеспечения успешного выполнения основных функций. По отношению к ним, функции управления носят вторичный, вспомогательный характер. Любая из них есть обособившаяся, относительно самостоятельная часть управленческой деятельности, продукт процесса разделения труда и специализации в управлении.

Отнесение к функциям управления того или иного вида деятельности основывается на использовании ряда критериев. Ими являются: непосредственная направленность данной деятельности на решение задач управления; невозможность осуществления без нее управления; сложность ее содержания, предполагающая возможность выделения ряда частных для конкретной функции подвидов управленческой деятельности; относительная ее самостоятельность. Использование указанных критериев позволяет отнести к функциям управления такие виды управленческой деятельности, как прогнозирование, планирование, организация, регулирование и контроль.

В рамках единой для управления непосредственной цели (обеспечение упорядоченности, согласованности элементов системы) каждая из названных функций имеет собственное предназначение, содержание и свои методы реализации.

Прогнозирование, дающее руководителю информацию о будущем состоянии управляемых объектов, предусматривает изучение их состояние в прошлом и настоящем. С помощью планирования обеспечивается последовательное развитие данных объектов. В связи с этим планирование предполагает такие виды управленческой работы, как определение стратегии системы, конкретных целей предстоящей деятельности и средств их достижения.

Функция организации направлена на формирование в системе соответствующих отношений и поддержание их на требуемом уровне. Она осуществляется посредством проектирования организационных структур, создания системы информации, подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров, координирования деятельности, материально-технического и финансового обеспечения.

Регулирование обеспечивает оперативность управления, эффективность функционирования системы в условиях постоянных внешних и внутренних воздействий на нее. Она предполагает выработку и организацию исполнения оперативных управленческих решений, их корректуру, обучение личного состава действиями в конкретных ситуациях.

Контроль дает возможность оценивать проделанную работу и определять пути повышения эффективности деятельности органов внутренних дел. Он включает в себя наблюдение за деятельностью, сопоставление ее результатов с установленными нормативами, принятие мер, направленных на устранение недостатков.

Содержание любой функции управления обязательно включает в себя работу по сбору, обработке и анализу информации. Как и основные, функции управления − объективно необходимые виды деятельности. Они не могут быть избраны произвольно, поскольку исходят из цели управления, из возможностей ее достижения путем осуществления совершенно определенных видов работы. Вместе с тем в отличие от основных функций, состав и содержание которых полностью зависят от объектов воздействия и потому столь же разнообразны, как и объекты реального мира, функции управления по своему составу универсальны.

Функции управления выполняются любым его субъектом независимо от особенностей задач, решаемых данной организацией, от ее уровня и направления деятельности. При этом на конкретное содержание указанных функций влияет специфика объекта воздействия.

Содержание управления раскрывается в науке управления как совокупность отдельных этапов (стадий) управленческого цикла. При этом название ряда этапов совпадает с обозначением отдельных функций (организация регулирования, контроль). Реализация каждой из функций имеет цикличный характер и включает все этапы цикла (целеполагание, сбор, обработку и принятие управленческого решения; организацию его исполнения, контроль; корректуру решение; регулирование системы.)

Сам функциональный анализ управления, т.е. его расчленение на ряд составляющих элементов (функций), не означает, что на практике отсутствует их тесная взаимосвязь.

Таким образом, функции управления есть объективно необходимые, относительно самостоятельные части управленческой деятельности (элементы управления), характеризующиеся специфическим содержанием и особой пространственно-временной формой выражения.

Управление, как и любая сознательная деятельность, включает в себя элементы познания и преобразования действительности. Преобладание тех или иных названных элементов в функциях управления является основанием для классификации их. По названному основанию можно выделить следующие группы функций управления: познавательно-программирующие и организационно-регулирующие.

Позновательно-программирующие функции управления включают в себя прогнозирование и планирование.

Прогнозирование призвано обеспечить научность и рациональность любого вида человеческой деятельности. Прогнозирование как правило осуществляется с помощью точных математических методов. Эта деятельность заключается в получении информации о будущем состоянии какого-либо объекта (например − ГРОВД) путем анализа его состояния.

Характер процессов, влияющих на деятельность органов внутренних дел, определяет виды осуществляемого ими прогнозирования. Практикуется прогнозирование: развития внешней среды, криминологическое, организационно-управленческое и организационно-техническое.

Особое значение для органов внутренних дел имеет криминологическое прогнозирование. Оно имеет комплексный характер, поскольку учитывает количественные показатели и качественные свойства преступности в их связи с различными факторами внешней среды: ростом населения, социально-экономических характеристик конкретной территории и т.п.

Фактически криминологическое прогнозирование осуществляется силами самих органов внутренних дел. Во-первых, эти органы формируют государственную статистику преступлений и лиц, их совершивших, так как обладают самой большой, разносторонней информацией. Во-вторых, они накопили значительный опыт аналитической работы. В-третьих, в них практикуют криминологическое прогнозирование.

Существенное значение имеет организационно-управленческое и организационно-техническое прогнозирование. Оно позволяет представить будущее количественное и качественное состояние структурного подразделения: возможные предстоящие изменения функций, организационных структур, в кадровом, материально-техническом обеспечении органов внутренних дел. По времени прогнозы подразделяются на: оперативные, краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 15 лет).

Планирование – есть общая функция управления, под которой понимается деятельность субъекта управления по определению целей, задач социальных систем на предстоящий период деятельности, средств их достижения и выполнения. Результатом осуществления данной функции являются установочные управленческие решения типа программы, директив, планов и т. п. В плане обязательно находят отражение цели и задачи органа на предстоящий период, мероприятия подлежащие выполнению для реализации поставленных целей и задач, последовательность их выполнения, сроки реализации, исполнители, а также способы контроля за выполнением запланированных мероприятий.

Для повышения эффективности охраны правопорядка органами внутренних дел разрабатываются стратегические, организационно-тактические и организационно-оперативные планы.

В решении задач управления особую значимость имеют организационные функции – организация, регулирование, контроль.

Их выполнение связано с оказанием непосредственного воздействия на объекты управления для достижения ранее сформулированных целей социальных систем, получения запрограммированных результатов.

Организация – центральная из указанных функций. Понятие «организация» трактуется неоднозначно. Во-первых, это определенное социальное образование; во-вторых – состояние объекта или субъекта управления, их упорядоченность и целостность в функциональном и структурном отношениях. Наконец, организация может быть представлена в качестве одной из важнейших функций управления, т. е. как сознательная деятельность, направленная на упорядочение состояния тех или иных социальных образований. В последнем своем значении – это создание конкретных социальных систем – формирование их функциональной и организационной структур; обоснование штатной численности; подбор и расстановка кадров; информационное, материально-техническое и финансовое обеспечение данной системы; установление между ее элементами устойчивой взаимосвязи, гарантирующей их надежное взаимодействие.

Общая цель системы органов внутренних дел едина для всех ее элементов. Вместе с тем фактические условия деятельности, того или иного органа обусловливают обязательность конкретизации его задач и функций с учетом, например, социально-экономических, демографических и иных особенностей обслуживаемой территории. В результате такой конкретизации определяется функциональная структура системы. Процесс создания системы предполагает формирование ее организационной структуры. Здесь главным является определение состава структурных подразделений органа внутренних дел в зависимости от выполняемых ими конкретных функций.

Формирование организационной структуры требует соблюдения следующего правила: каждый элемент системы должен специализироваться на осуществлении одной функции либо группы однородных или тесно связанных функций (подфункций). Таким образом, организация системы предполагает определение и формирование ее звеньев, разделение труда между ними и создание условий для их согласованных действий. Формирование организационной структуры требует выяснения потребностей системы в штатной численности работников и установления номенклатуры должностей руководителей, специалистов, технического персонала.

Важное значение имеет и установление между сотрудниками организационных связей, закрепляющих субординационные связи (по вертикали) и координационные (по горизонтали) отношения в системе управления. При этом определяются состав и полномочия руководителей органа и его отдельных звеньев с обязательным учетом нормы управляемости, т.е. числа работников, которыми их непосредственный начальник может руководить достаточно эффективно.

Для разработки организационной структуры необходим и перечень функциональных обязанностей руководителей, их заместителей, всех сотрудников органа внутренних дел. Здесь фиксируются виды их работы, права и ответственность (компетенция), организационные отношения руководства и подчинения, служебные взаимосвязи сотрудников. Процесс создания системы предполагает обязательное нормативное закрепление организационных отношений. Для этого, например, разрабатываются положения об органах и подразделениях внутренних дел определенного уровня, где фиксируются их цели, задачи, функции, компетенция, организационно-штатная структура, номенклатура должностей, права и ответственность должностных лиц.

Наряду с определением функциональной и организационной структур создание системы предусматривает работу по подбору и расстановке кадров, формированию коллектива, материально-техническому обеспечению сотрудников (помещением, оборудованием, транспортными средствами, специальной техникой и т. п.).

Регулирование представляет собой управленческую деятельность, в процессе которой производится своего рода «подстройка» уже организованной системы к изменяющимся внешним и внутренним условиям ее функционирования. Изменения условий вызывают отклонения системы от заданных параметров. Устранение таких отклонений, обеспечение нормального функционирования системы является главной задачей регулирования.

Как функция управления, регулирование является, по существу, организаторской деятельностью его субъекта. Она заключается в организации оперативного управления, т.е. в налаживании повседневной работы подразделений и сотрудников в обеспечении взаимодействия структурных звеньев, а также в обучении и воспитании кадров. Регулирование конкретизирует управление, способствуя успешному решению оперативно-служебных задач. Поэтому объем работы по выполнению данной функции возрастает по мере приближения к исполнительскому уровню системы.

Повседневно осуществляемое руководителем оперативное управление предусматривает принятие новых управленческих решений и внесение изменений в ранее принятые. Оно предполагает также распределение заданий между подчиненными, расстановку личного состава по конкретным видам работы, обучение сотрудников приемам и методам выполнения заданий, оказание им помощи, организацию согласованной работы структурных звеньев аппарата с учетом их компетенции и возможностей.

Контроль как функция управления связан с необходимостью постоянной проверки результатов любой деятельности, с тем, чтобы, своевременно устраняя недостатки, повышать ее эффективность. Как функция управления он предусматривает наблюдение и проверку соответствия процесса функционирования системы принятым законам, планам, правилам, установленным стандартам и изданным приказам. С помощью контроля выявляются результаты управленческих воздействий, допущенные отклонения от принципов организации и регулирования. Контроль представляет собой и своеобразную форму обратной связи, позволяющую определять, насколько точно соблюдаются заданные системой параметры.

В процессе управления контроль преследует две основные цели: во-первых, дает возможность направлять всякую деятельность на выполнение предварительно установленных заданий посредством проверки фактического состояния дел, степени реальности осуществления принятых решений; во-вторых, он помогает совершенствовать деятельность путем своевременного обнаружения и устранения возникших отклонений и их причин. Контроль осуществляется всеми субъектами управления, но его объем, формы и методы дифференцируются с учетом уровня соответствующего аппарата. Так, в низовых подразделениях контроль руководителей за работой непосредственных исполнителей неразрывно связан с конкретным воздействием, распорядительством.
С повышением уровня управлени

Слово "принцип" происходит от латинского principium – начало, основа. В принципах обобщаются все известные современной науке законы и закономерности, а также эмпирический опыт.

В наиболее общем виде принципы управления можно определить как изначальные по отношению к процессу управления нормы, правила и закономерности, вытекающие из сущности и уровня развития общества и его производительных сил, соблюдение которых (норм, правил и закономерностей) способствует достижению поставленных перед обществом целей и решению задач.

Принципы управления – руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления. Так же, как и закономерности, принципы управления подразделяются на общие и частные.

Общие принципы управления характеризуются тем, что имеют универсальный характер и воздействуют на все сферы управления и на все отрасли народного хозяйства.

К общим принципам управления можно отнести:

  • целенаправленность;
  • ответственность;
  • компетентность;
  • дисциплину;
  • стимулирование;
  • иерархичность;
  • централизацию и децентрализацию управления.

Принцип целенаправленности предопределен сущностью программно-целевого управления и предполагает четкую постановку целей перед каждым предприятием и каждым его подразделением. При этом цель должна быть реальной, достижимой и определенной предельно конкретно, что придает работе здравый смысл и мобилизует усилия персонала на ее выполнение.

Принцип целенаправленности предполагает не только установку целей, но и соотнесение этих целей с необходимыми ресурсами. При этом важно не только обеспечить увязку целей с главными ресурсами, необходимыми для их достижения, но и акцентировать внимание на самом слабом звене, которое может помешать достижению целей.

Принцип ответственности предусматривает наказание членов организации за невыполнение возложенных на них функций или задач. При этом ответственность должна быть равна полномочиям, а мера наказания должна возрастать по мере увеличения полномочий. К сожалению, этот принцип далеко не всегда реализуется в практике управления (особенно на высших иерархических уровнях), что приводит к необдуманным решениям, злоупотреблению властью и некомпетентному управлению, а все это, в конечном счете, нередко становится причиной гибели организаций.

Принцип компетентности означает знание менеджером объекта управления или, по крайней мере, его способность воспринимать компетентную консультацию специалистов в процессе принятия решений. Принцип компетентности связан с горизонтальным разделением труда по функциям.

Возрастание популярности торговой деятельности в современных условиях и увеличение числа лиц, не имеющих специальной подготовки, но фактически занятых в торговле, а также учащающиеся случаи реализации населению недоброкачественных товаров выдвигают на первый план проблему лицензирования торговой деятельности и осуществления специального обучения лиц, получающих лицензии, в целях обеспечения необходимой компетенции.

Неотъемлемым принципом управления является дисциплина , которая должна присутствовать в любой системе управления на любом уровне. Дисциплина предполагает безусловное выполнение указаний руководителя, должностных обязанностей, инструкций, приказов и других директивных документов. Уровень дисциплины в значительной мере определяет культуру управления. Применительно, например к торговле, роль этого принципа особенно велика, так как специфика отрасли обусловливает повышенные требования не только к уровню исполнительской дисциплины, но и к финансовой дисциплине в коммерческой деятельности и к самодисциплине всего персонала от менеджера до продавца. Вместе с тем дисциплина не должна стеснять инициативу работников и оставлять место для творческого отношения к работе.

Принцип стимулирования предполагает прежде всего мотивацию трудовой деятельности на основе использования материальных и моральных стимулов. Материальное стимулирование базируется на личной экономической заинтересованности работников в результатах труда, моральное – в основном на психологическом воздействии на работников. В качестве побудительных мотивов здесь могут выступать различные духовные потребности работников: потребности в принадлежности, причастности, успехе и т.п.

Следовательно, содержание принципа стимулирования было бы неправильно сводить только к оплате труда, как это часто происходит на практике. Стимулирование предполагает также использование и моральных стимулов и мотиваций, а также справедливое отношение к персоналу.

Принцип иерархичности предусматривает вертикальное разделение управленческого труда, т.е. выделение уровней управления и подчинение низших уровней управления высшим. Этот принцип учитывается при формировании организационных структур управления при построении аппарата управления, расстановке кадров.

Принцип централизации и децентрализации управления определяет оптимальное сочетание централизации и децентрализации в управлении, что предполагает необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности.

Централизованное управление – процесс, при котором глобальные команды, управляющие сигналы формируются в едином центре управления и передаются из него многочисленным объектам управления. Такая форма организации управления чаще всего используется небольшими компаниями, выпускающими один вид продукции или продукцию одной отрасли, технологический процесс которой тесно связан с предприятиями, работающими преимущественно в добывающих отраслях промышленности и ориентирующимися на местный или национальный рынок.

Признаки централизованной формы управления :

  • наличие большого числа функциональных служб (отделов);
  • функциональные подразделения более важны, чем производственные отделения;
  • исследовательские подразделения расположены в центральном аппарате материнской компании;
  • функциональные отделы центрального аппарата материнской компании исполняют функциональный контроль над отделениями по продукту, производственными предприятиями и сбытовыми подразделениями. Уровень централизации тем ниже, чем больше решений, которые незамедлительно выполняются и носят узкий, специальный характер, принимаются непосредственно на рабочих местах. Централизация характеризуется отсутствием передачи полномочий, что приводит к снижению оперативности в принятии решений.

Преимущества централизованного управления:

  • ликвидация возможного дублирования различных мероприятий, усилий;
  • возможность приведения к единому стандарту всех операций в рамках организации;
  • лучший контроль за деятельностью организации;
  • более эффективное использование кадров, оборудования, производственных площадей.

Недостатки централизованного управления:

  • промедление в принятии решений, в особенности на рабочем месте;
  • решения принимаются теми, кто плохо знаком с реальной ситуацией на производстве;
  • рост бюрократизма, накопление срочных для решения вопросов, увеличение документации.

Децентрализованное управление – процесс, при котором существенное количество управляющих воздействий, относящихся к данному объекту, вырабатываются самим объектом на основе самоуправления. Степень децентрализации управления обусловливается степенью предоставления полномочий или прав принятия самостоятельных решений управляющим отделениями.

Делегирование полномочий является составной частью децентрализации.

Факторы, влияющие на уровень децентрализации:

  • размеры предприятия. На крупных предприятиях решения принимаются большим числом руководителей разного уровня, поэтому их сложно скоординировать. Там, где полномочия рассредоточены, решения принимаются более оперативно;
  • величина затрат;
  • наличие подходящего руководителя. При отсутствии менеджеров требуемого уровня необходимо сосредоточить полномочия в высших звеньях управления;
  • влияние внешней среды;
  • характер деятельности организации. Если коммерческие операции распространяются на большие географические районы, то требуется и бо́льшая степень децентрализации;
  • использование контроля. Чем выше возможности контролирования, тем большей степени децентрализации можно достичь.

Все принципы управления тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, невозможно добиться четкого функционирования системы управления, игнорируя остальные принципы управления (целенаправленность, планомерность, компетентность, стимулирование, дисциплину), так же как нельзя обеспечить целенаправленную деятельность организации без планомерности, компетентности, дисциплины и иерархичности.

Наряду с общими принципами существуют, как уже отмечалось выше, частные принципы управления , которые имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы и стороны управления. Например, применительно к управлению предприятиями торговли выделяют обычно такие частные принципы, как ритмичность, непрерывность, параллельность и преемственность управленческих процессов.

Принципы управления относятся к числу важнейших категорий управления. Под ними понимаются основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей управления.

Принципы управления - это наиболее общие, основополагающие правила и рекомендации, которые должны учитываться и выполняться в практической деятельности на всех уровнях управления. Их отличие от законов состоит в том, что законы существуют и действуют объективно, вне сознания людей, независимо от их воли и желания.

По своему предназначению принципы управления являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления - законами управления - и управленческой практикой. Они как бы переводят на язык практики объективные законы и закономерности.

Принципы управления имеют одновременно и объективный, и субъективный характер, что позволяет говорить о двойственном характере принципа управления. Принципы управления как основополагающие идеи управленческой деятельности непосредственно вытекают из законов управления и отражают объективную реальность, существующую в независимости от сознания человека, то есть они объективны. Вместе с тем каждый их принципов - это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мыслительно совершает каждый руководитель на уровне его познания, общей и профессиональной культуры.

Свое предназначение принципы управления могут выполнять лишь в том случае, если их содержание соответствует объективным законам управления. Основное требование к принципам управления в том, чтобы их соблюдение повышало эффект практической деятельности.

Автором первых принципов управления был знаменитый французский специалист в области теории управления А. Файоль, который отмечал, что дело не в недостатке или избытке принципов, а в том, что надо уметь ими оперировать (Приложение 3). Эти принципы и составляют основу классической школы управления.

Выделяют принципы, в соответствии с которыми осуществляется построение и функционирование системы управления. К таким принципам относятся:

Разделение функций управления и на их основе построение структуры управления, интеграции и дифференциации функций, которые выражаются в единстве системы органов управления;

Сочетание операций различных функций управления - функций органа управления и внутренней структуры органа управления;

Сочетание центризма и автономности в организации структуры управления;

Принцип иерархии системы управлении - необходим для распределения информации и организации ее движения по ступеням системы управления, что обеспечивает взаимодействие высшего, среднего и низшего уровней управления.

К числу основных принципов управления могут быть отнесены: научность; системность и комплексность; принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений; принцип централизованности и децентрализованности; принцип пропорциональности в управлении; принцип единства распорядительства в управлении; принцип экономии времени; принцип приоритета функций управления над структурой при создании организаций и наоборот, приоритет структур над функциями управления в действующих организациях; принцип делегирования полномочий; принцип обратной связи.

- научность - этот принцип требует построение системы управления и ее деятельности на строго научных основах. Как всякий принцип, отражающий развитие, он должен обладать внутренней противоречивостью, поскольку внутренняя противоречивость образует внутреннюю логику, создает внутренний импульс развития;

- системность и комплексность - предусматривают изучение объекта управления и управляющей системы совместно и нераздельно. При этом должны быть определены цели и критерии для функционирования объекта и проведена структуризация, вскрывающая весь комплекс вопросов; решение которых обеспечивает соответствие системы управления установленным целям и критериям;

- принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений - любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (или коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработок, учет мнений многих специалистов по различным вопросам. При решении сложных проблем (внедрении новой технологии, автоматизации производства, поиске новых каналов товародвижения и т.п.), высокие результаты достигаются при самом тесном общении и выявлении мнений опытных, квалифицированных рабочих, инженеров, агентов, дилеров, посредников и т.д.;

- принцип централизованности и децентрализованности - централизация позволяет обеспечить жесткую взаимокоординацию звеньев в рамках целостной системы управления. Уровень централизации должен быть тем больше, чем выше требовательность к обеспечению единства и внутренней скоординированности, чем больше инвариантность деятельности организации и чем меньше требуется автономности и самостоятельности функционирования подразделений. Децентрализация способствует структурной гибкости, развитию адаптивных возможностей системы, позволяет быстро и оперативно реагировать на различные, в том числе и неожиданные изменения ситуации уже на уровне отдельных звеньев. Централизация и децентрализация находятся в единстве и взаимодополняют друг друга. Не может существовать полностью децентрализованная структура - она потеряет свою целостность. Но не может существовать и система управления, полностью лишенная децентрализации, - с потерей автономности она потеряет свою структурность;

- принцип пропорциональности в управлении - принцип пропорциональности между подсистемами управления и производства и их взаимодействия отражается в соотносительности управляющей и управляемой частей организации. Суть ее заключается в обеспечении взаимного соответствия между субъектом и объектом управления. Рост и усложнение объекта управления (например, подсистемы производства) ведет к росту субъекта (управляющей подсистемы);

- принцип единства распорядительства в управлении - рациональная структура управления - это структура, в которой установлена четкая персональная закрепленность полномочий распорядительства по каждому конкретному вопросу на каждом уровне и по отношению к каждому объекту управления (подразделению или работнику), за конкретным руководителем;

- принцип экономии времени - требует постоянного уменьшения трудоемкости операций в процессе управления. Это в первую очередь относится к информационным операциям по подготовке и реализации решений;

Принцип приоритета функций управления над структурой при создании организаций и наоборот, приоритет структур над функциями управления в действующих организациях - создание новых систем управления осуществляется для реализации определенного набора целей. Каждая цель реализуется набором задач. Затем эти задачи группируются по общности и для этих групп формируется набор функций, а затем набор производственных и управленческих звеньев и структур. В реально действующих системах управления управленческие функции распределены между производственными и управленческими звеньями и структурами, отлажены взаимосвязи между элементами структуры. В процессе функционирования организации лишние элементы структуры отмирают, а недостающие постепенно появляются, вместе с ними отмирают или появляются новые функции;

- принцип делегирования полномочий; принцип обратной связи . Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач. Делегирование полномочий означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Главная практическая ценность принципа состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел и может сконцентрировать свои усилия на решении задач более сложного управленческого уровня. Роль метода делегирования полномочий в управлении столь велика, что многие исследователи и практики склонны рассматривать его как отдельный принцип управления.

Обратная связь - это воздействие результатов функционирования, управления какой-либо системы (объекта) на характер этого функционирования, управления. Основная идея принципа обратной связи заключается в том, чтобы использовать сами отклонения системы (объекта) от определенного состояния для формирования управляющего воздействия. Суть принципа обратной связи заключается в том, что любое отклонение системы от её естественного или заданного состояния является источником возникновения в управляющей подсистеме нового движения, направленного на то, чтобы поддержать систему в её естественном заданном состоянии. На этой основе осуществляется не только гомеостазис, обеспечивающий сохранение системы и её приспособление (адаптацию) к новым внутренним (прежде всего у живых организмов и общества) или внешним условиям, но и обучение, накопление опыта, развития, совершенствования систем управления.

Принципы управления, будучи правильно познаны и сформулированы, становятся основными правилами, в соответствии с которыми осуществляется управленческая деятельность.

Таким образом, исследовав основные законы и закономерности управления, приведя их классификацию, выявив сущность и перечислив основные виды принципов, мы можем переходить непосредственно к анализу законов и принципов государственного управления, а также оценке эффективности функционирования современного государственного управления.

Принципы управления должны являться отражением выявленных закономерностей, однако существующие классификации принципов построены на упрощенном понимании управления, поэтому сформулированные принципы не всегда оказывались жизнеспособными. Часть принципов только декларировалась, ввиду абстрактного подхода к определению управления, и на практику не работала. Уже давно назрел вопрос о разработке новой жизнеспособной системы принципов управления, объективно отражающих выявленные закономерности и удовлетворяющих потребности практики.

В.И. Рыкунов считает, что при этом целесообразно исходить, прежде всего, из характера видов управленческой деятельности. В качестве основания для классификации принципов управления целесообразно использовать виды деятельности, которые в совокупности составляют управление как социальное явление. Компонентами управления, с его точки зрения, являются работа с информацией, формирование и обеспечение функционирования системы и координация трудовых усилий персонала.

Таким образом, система принципов управления может быть классифицирована по трем основным группам принципов: это, во-первых, принципы работы с информацией (кибернетические), во-вторых, принципы формирования и обеспечения функционирования системы (организационные) и, в-третьих, принципы работы с персоналом. Каждая группа принципов призвана отражать выявленные закономерности соответствующего вида деятельности и формулировать предъявляемые к этой деятельности требования.

Другие ученые, например В.Д. Граждан, предлагают несколько иную классификацию принципов управления. Они выделяют четыре основных вида принципов управления, в соответствии с тем в какой области функционирования организации применяется управление:

  • 1. Принципы принятия управленческих решений
  • 2. Принципы государственного управления
  • 3. Карьерные принципы
  • 4. Организационные принципы

Отсюда можно резюмировать, что принципы управления - это теоретический фундамент науки управления, обращенный на практику.

Принципы управления относятся к числу важнейших категорий управления. Под ними понимают основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей управления.

Таким образом, принципы управления отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека, иначе говоря, они объективны. Вместе с тем, каждый из принципов -- это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познаний общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат субъекту, то они имеют субъектный характер. Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем точнее знание, тем эффективнее деятельность руководителя в сфере управления.

Классификация принципов управления

В литературе нет единого подхода к классификации принципов управления, нет единства мнений по поводу содержания основных принципов управления. Некоторые из провозглашаемых принципов, по существу, являются правилами поведения руководителей или органов управления, некоторые вытекают из основных принципов, то есть являются производными.

Принципы управления весьма разнообразны. Классификация принципов должна основываться на отражении каждым из выделенных принципов различных сторон отношений управления. Принципы должны соответствовать как частичным, так и общей цели повышения эффективности производства, социально-экономического развития. Принципы управления служат не только построению умозрительных схем. Они достаточно жестко определяют характер связей в системе, структуру органов управления, принятие и реализацию управленческих решений.

К числу основных принципов управления могут быть отнесены:

  • 1) научность;
  • 2) системность и комплексность;
  • 3) единоначалие и коллегиальность;
  • 4) демократический централизм;
  • 5) сочетание отраслевого и территориального подхода в управлении.

Принцип научности

Этот принцип требует построения системы управления и ее деятельности на строго научных основаниях. Как всякий принцип, отражающий развитие, он должен обладать внутренней противоречивостью, поскольку

Внутренняя противоречивость образует внутреннюю логику, создает внутренний импульс развития. Одно из противоречий принципа научности -- противоречие теории и практики. Оно требует использования агрессивных научных идей (итогов научного познания -- от явления к сущности, от сущности первого рода, менее глубокой, к сущности второго рода, более глубокой, и т. д., бесконечно). Однако необходимость организации процесса управления в конкретных условиях, для решения конкретных задач требует ограничения во времени процесса познания. Это противоречие разрешается путем активного исследования научных проблем управления многоцелевыми, комплексными коллективами, максимального использования средств вычислительной техники. Другое важное противоречие принципа научности -- единство и противоречие объективного и субъективного. Это противоречие имеет универсальный характер и относится также ко всем другим принципам управления. Объективное в принципе научности вытекает из объективной природы законов управления, на которых базируются принципы управления. Субъективное в реализации принципов управления неизбежно, поскольку принципы управления реализуются только через сознание, волю и устремления человека. Таким образом, реализованный принцип неизбежно субъективирован. Отклонение процесса познания от объективной логики (субъективизм) возникает и проявляется в тем большей степени, чем больше сознание руководителей отходит от объективной логики развития природы, общества и мышления. Чем выше уровень общей культуры и профессионализма руководителя, тем меньше возможностей проявления субъективизма. Необходимость соблюдения принципа научности в управлении требует привлечения всего спектра современных знаний, их тщательного синтеза, и прежде всего, комплекса наук о человеке. При этом необходимо применять и передовые методы системного анализа в области экономических наук, философии, психологии, этики, эстетики, технических и технологических наук экологии и в других областях.

Принцип системности и комплексности

Этот принцип требует одновременно и комплексного, и системного подходов к управлению. Системность означает необходимость использования элементов теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учета всех сторон, всех направлений, всех свойств. Например, это может быть учет всех особенностей структуры управляемого коллектива: возрастных, этнических, конфессиональных, профессиональных, общекультурных и т. д. Таким образом, системность означает попытки структурировать проблемы и решения по вертикали, комплексность -- развернуть их по горизонтали. Поэтом системность более тяготеет к вертикальным, субординационным связям, а комплексность -- к горизонтальным, координационным связям. Способности руководителей при этом могут существенно различаться, поскольку при этом предъявляются несколько различные требования к складу мышления, его аналитико-синтетическим функциям.

Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений

Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (или коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработки, учет мнений многих специалистов по различным вопросам. Принятое коллегиально (коллективно) решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя фирмы (совета директоров, акционеров и т. д.). Для каждого должностного лица устанавливается точная ответственность за выполнение определенных и точно очерченных работ. Так, в фирме вице-президенты по науке, производству, маркетингу и другим направлениям несут полную ответственность за соответствующий сектор деятельности фирмы. Проблема заключается в том, что перед любой фирмой могут возникать качественно новые задачи, решение которых не предусмотрено регламентацией. В этом случае не только руководитель должен определить, кому может быть адресовано решение тех или иных задач и выполнение тех или иных работ, но и подчиненные проявить разумную инициативу.

Принцип демократического централизма

Этот принцип является одним из важнейших и означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении. На уровне государства это соотношение между центром и регионами, на уровне предприятия -- соотношение прав и ответственности между руководителем и коллективом. Противоречивость принципа демократического централизма следует рассматривать как существование, развитие, взаимопереход полярных противоположностей демократии и централизма. При недостаточно благоприятных социально-экономических условиях и жесткости управления преобладая централизм. Он необходим в чрезвычайных условиях (ведение военных действий, экономический или политический кризис, этническая напряженность, нарушение норм морали и этики руководителями государства). Демократизм в управлении тем выше, чем выше уровень квалификации работников, чем более творчески является содержание труда, чем более стабильным и эволюционным является развитие общества. Наиболее предпочтительным в управлении социально-экономической системой является равновесие между централизмом и демократией. Однако на практике зачастую одно преобладает над другим. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов -- предприятий, банков, бирж принцип демократического централизма определяет не только степень самостоятельности отделений, филиалов, дочерних предприятий, но и степень их ответственности за выполняемые действия. Далее, принцип демократического централизма определяет степень самостоятельности и ответственности каждого должностного лица перед его руководителем. Таким образом, принцип демократического централизма по вертикали пронизывает все властные структуры управления.

Принцип единства отраслевого и территориального управления

Развитие общества тесно связано с прогрессом отраслевого и территориального управления. Отраслевое управление характеризует необходимость углубления специализаций, повышения концентрации производства. Территориальное же управление исходит из других целевых установок. Проблемы наиболее рационального размещения и развития производительных сил требуют учета требований экологии, эффективности использования рабочей силы занятости населения, развития социально-бытовой инфраструктуры, соответствия характера производства особенностям этнических групп, удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. А это все -- региональные проблемы. Любой предприниматель должен сделать для себя соответствующие выводы, вытекающие из действия принципа единства отраслевого и территориального управления. Интересы фирмы, которую он представляет, должны быть тесно увязаны с интересами местных властей жителей региона, где он собирается проявлять свою деловую активность -- строить филиал предприятия, складировать и реализовывать продукцию и т. д. Местные власти и население должны быть его активными сонниками, зная, какие выгоды для региона последуют активной деятельности тех или иных фирм.

Методы прямого государственного управления. Методы косвенного государственного управления.

Принципы государственного управления - основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность.

Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные.

Общие (социально-правовые) принципы:

  • * демократизм - народ выступает единственным источником власти;
  • * законность - деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе соблюдения и исполнения законодательства;
  • * объективность - при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы;
  • * научность - применение научных методов сбора, анализа и хранения информации;
  • * разделение властей - подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
  • * федерализм - деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ;
  • * эффективность - достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени.

Организационные принципы:

  • * отраслевой - осуществление управленческой деятельности, с учетом отраслевых особенностей объекта управления;
  • * территориальный - формирование системы управления основывается на административно-территориальном делении;
  • * функциональный - органы исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления;
  • * двойного подчинения - сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий;
  • * сочетание единоначалия и коллегиальности - наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.

Методы прямого (административного) воздействия: особенности и виды

Особенности административных методов:

  • 1) осуществляют прямое воздействие субъекта на объект управления;
  • 2) носят императивный, директивный характер;
  • 3) однозначность (конкретность) указаний;
  • 4) широкое применение административных актов;
  • 5) реализуются в режиме контрольно-надзорной деятельности;
  • 6) обязательность наступления негативных последствий в случае оказания объектом противодействия;
  • 7) результат воздействия наступает оперативно (быстро), но может и не наступить.

По форме выражения (закрепления) выделяют административно-правовые и административно-организационные (неправовые) административные методы.

По юридическим свойствам: нормативные и индивидуальные.

По способу регулирования: императивные (категорические), поручительные и рекомендательные.

Методы косвенного государственного управления

Особенности косвенных методов:

  • 1) воздействие субъектом управления оказывается опосредованно на объект управления путем изменения условий его функционирования;
  • 2) у объектов управления имеется возможность выбора вариантов;
  • 3) результат наступает гораздо позднее, чем при применении мер административного воздействия;
  • 4) обеспечиваются системой гарантий.

Социально-психологические методы - методы государственного управления, направленные на формирование должного морально-психологического климата в коллективе.

Виды социально-психологических методов:

  • 1) методы управления социально-массовыми процессами (формирование кадров, авторитета органа исполнительной власти и др.);
  • 2) методы управления коллективными субъектами (формирование единого коллектива, повышение взаимопонимания и др.);
  • 3) методы управления поведением индивидуальных субъектов (формирование чувства ответственности, единения и др.).

Виды психологических методов:

  • 1) гуманизация труда;
  • 2) комплектование малых групп и коллективов на основе психологической совместимости работников;
  • 3) методы психологического побуждения;
  • 4) методы психологического отбора работников при приеме на службу.

Экономические методы - вид методов государственного управления, оказание воздействия на основании использования экономических отношений потребностей и интересов.

Виды экономических методов:

  • 1) прибыль - результат хозрасчетной деятельности хозяйствующего субъекта, часть стоимости прибавочного продукта за вычетом расходов на производство, в том числе заработную плату;
  • 2) лицензия - разрешение (право) на осуществление лицензированного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований;
  • 3) премия - стимулирование посредством награждения лица денежной суммой или ценным подарком;
  • 4) льготное налогообложение.