Кто учит детей в школе. Кто учит наших детей? Как определиться с профессией

В этом году в нашу школу пришли четыре молодых учителя. Два уже уволились. Решила уйти и третья, но я ее попросила еще поработать и не оставлять меня одну. Подумала, а кто же будет учить наших детей. И вспомнила ответ на этот вопрос нашего преподавателя еще на первом курсе.

Она сказала так: «Вас поступило на эту специальность 130 человек. Из них человек 10 отлично знает предмет. Они найдут хорошую высокооплачиваемую работу и учителем в школу никогда не пойдут. Еще человек 30 - 40 хорошо знают предмет. И эти тоже найдут хорошую работу и в школу не пойдут.

Остальные не знают предмет, и знать его не будут. Никто их на хорошую работу не возьмет и им придется идти учителем в школу. Мы их называем «невостребованные» и они будут учить наших детей. Но это еще не вся беда. Хорошие учителя, которые еще работают в школе, тоже находят хорошую более высокооплачиваемую работу и уходят из школы«. Выходит, интеллект нашей нации сейчас поднимают «невостребованные». И даже не хочется думать о его уровне в ближайшем будущем…

***

И вот, с дипломом специалиста, с отличной подготовкой, я приступила к своей любимой работе. Но оказалось, что в нашей школе такие специалисты не нужны. К тому же оплата за этот тяжелый труд, который отнимает практически все свободное время, ну просто смешная.

Жаль, что пять лет учебы потеряны зря. Наверное, придется искать другую работу, где мои способности и знания будут востребованы и оценены по достоинству. Или получить другое образование - психолога или актера (может быть не ошиблась первая учительница).

Кстати, ни в школе, ни в университете мне не нравились выступления и доклады учеников и даже студентов. Какие то серые и неинтересные и хотелось, что бы они побыстрее закончились. Это же касается и лекций многих наших уважаемых профессоров и доцентов. И к тому же, как назло, они обычно читали очень интересные и нужные дисциплины.

Но заметила, когда что-то рассказывала я, то в аудитории сразу все замолкали и слушали меня с вниманием и огромным интересом. К сожалению, не могу себя видеть и слышать со стороны, но, наверное, у меня есть некоторые способности привлечь внимание и вызвать интерес аудитории.

***

Я думаю, что в мире есть две самые главные и важные профессии: Учитель и Врач. Это основа основ - интеллект и здоровье нации. Хорошо все взвесив, я выбрала одну из них.

К этому выбору шла целых 16 лет. А начиналось как у всех. В детском садике говорили, что я большая выдумщица и фантазерка. В первом классе учительница сказала, что не знает, кем я стану, когда вырасту, но родилась я артисткой. Она в чем-то была права. Я не любила точные науки, а была стопроцентным гуманитарием. Хотя, благодаря своему максимализму, умению работать и желанию быть первой во всем, я учила даже нелюбимые предметы. Отсюда и достижения: читала и рассказывала лучше всех и даже на занятиях по машинописи печатала быстрее всех. И так по многим предметам. Кроме того, с большим удовольствием играла в спектаклях.

Мой труд был достойно оценен - школа закончена с медалью. И сложный выбор сделан на самую важную профессию - Учитель по моему любимому предмету. Чтобы не платить немалые деньги за обучение (с ними в нашей семье, как и в других, большие проблемы), а попасть на госзаказ - необходимо было сдать первый экзамен на «5» и я это успешно сделала.

И вот я студентка педагогического университета. Интересная учеба, повышенная стипендия, староста группы. А также любимые и очень интересные занятия в драм-студии. Видно у меня все-таки есть задатки драматического актера. В некоторых случаях, после моих выступлений, коллеги в студии мне аплодировали стоя.

Мне очень нравились многие предметы, особенно философия и психология. Я даже подумала, что, наверное, родилась психологом. Потому что мне очень интересна и близка эта наука и, мне кажется, я понимаю людей и их поступки. Кроме того, по результатам многих тестов, я оказалась лидером и самой сильной личностью в группе.

Случайно обнаружила, что у меня отличная память. Были преподаватели, которые требовали рассказать заданный текст слово в слово, даже не меняя их порядок. И хотя я за творческое отношение к любому предмету, тут деваться некуда. Занятие перенесли и, естественно, текст никто не готовил. Но приходит преподаватель и говорит, что пару никто не переносил, и давайте работать. Учитывая, что текст никто не готовил, дала 10 минут на подготовку.

Я, как и все, прочитала эти несколько страниц. Вызывает одного, другого, третьего - ничего не получается. И тут я, одна из всей группы, спокойно и уверенно рассказываю одну страницу, другую, третью. Преподаватель: «Вот видите, один человек в группе все же готовил задание». Все на меня смотрят косо. Откуда им знать, что я, так же как и они, тут в аудитории впервые прочитала этот текст.

***

Почему-то вспомнила итоговое занятие по очень интересному предмету «Педагогическое мастерство» на 3 - м курсе университета. Каждому студенту из нашей группы после выступления делали замечания: неуверенность, плохая дикция, не та интонация или жестикуляция и т. п. А после того, как я прочитала свою «Поэму о море», в аудитории воцарилась мертвая тишина.

После длительной паузы преподаватель говорит: «Ну что, нечего сказать. Тогда комментарии группы». И тут начались дифирамбы в мой адрес: «Она прекрасный рассказчик и оратор» и т. п. Но последнее слово преподавателя меня очень удивило.

Только одной мне она сказала: «Я уверена, что ты никогда не будешь работать учителем. Но наша школа потеряет очень талантливого педагога».

А сейчас подумала, что, наверное, мудрый человек была та учительница. И, в отличие от меня, она отлично знала нашу систему образования. Не знаю, каким педагогом я стану, но в такой «системе», скорее всего, работать не буду.

Ко мне привели девятиклассника. Чудесный интеллигентный мальчишечка, мама - переводчик с английского. Вздохнула: у сына большие проблемы с русским языком. Нашла меня с помощью интернета и попросила заниматься с мальчиком.

Сначала я не очень поверила в его трудности. Они не просматривались с первого взгляда, да и школа, где учится Гоша - давно в Москве на слуху. Занимает неплохое место в рейтинге городских школ. Не в первой десятке, но славится исправно, а потому желающих там учиться - хоть отбавляй.

Только первое занятие полностью подтвердило заключение мамы.

Парнишка не мог отличить прилагательные от причастий, путался с вопросами к членам предложения и плохо представлял, что такое грамматическая основа. Заодно забыл, что сложные предложения в русском языке бывают разные.

Позже позвонила мама - узнать, как прошло занятие, и в ответ на мое удивление поделилась любопытной информацией.

Дети, сказала мама, проводят в этой школе время впустую, до трех ничего не делают, а только потом начинают заниматься по-настоящему. С репетиторами. Отсюда и рейтинг школы. Его создают частные преподаватели.

Большинство родителей обращаются к репетиторам в начале средней школы, когда четко понимают, что занятия в школе - бесполезны.

У Гоши частные учителя по математике, физике, химии и английскому. Теперь прибавится русский, а мама ищет еще преподавателя информатики, говорит, что в школе она нулевая.

Может, перейти в другую?

У мамы есть резонные возражения. Во-первых, дети привыкли, а во-вторых, где гарантия, что там будет иначе?

В экстернаты принимают с десятого класса, да и далеко не все ребятишки способны к самоорганизации, что непреложно для обучения в экстернате.

Тогда какой вариант?

Не перейти ли просто всей страной, массово, на домашнее обучение? Ноу-хау. Когда-то в России было именно так. Хотя многие потом все же поступали в гимназии, однако учили там иначе, чем в нынешних.

Похоже, что сегодня ходить в школу и впрямь бесполезно. И реформа образования уже произошла сама собой - чего вы еще ждете?

Реформировали его отчаявшиеся родители, которые нашли выход - частные педагоги.

В прошлом году другая мама, дочка которой учится в другой школе, жаловалась мне на преподавание. Точнее, на его отсутствие. И еще одна… Но тогда я не очень обратила внимание на их жалобы. Сочла ситуацию нетипичной. Однако явление становится массовым.

Ну да, все правильно: все чаще стали приводить ко мне не абитуриентов, одиннадцатиклассников «на выданье», а детишек восьмых-девятых классов. Даже двенадцатилетние дети появились, чего раньше никогда не наблюдалось.

И стремительно увеличивается количество репетиторских фирм: без конца получаю письма и эсэмески с просьбами зарегистрироваться на молодом портале.

«Мы - новая фирма, - сообщают мне, - но мы быстро завоюем популярность».

И завоевывают. Потому что с каждым днем растет и количество желающих заниматься с репетиторами. По всем предметам.

Недавно одной маме я нашла по ее просьбе историка, другой - математика. Иностранные языки вообще нарасхват.

Однако далеко не у всех хватит денег на домашнее обучение детей. Для многих семей это не выход. И насчет перехода всей страны… Нереально. Значит, опять тупик?

Любопытно, а в чем тогда роль Министерства образования? Каковы его функции при таком раскладе? Или оно даже не в курсе происходящего?

Сохранено

Ко мне привели девятиклассника. Чудесный интеллигентный мальчишечка, мама - переводчик с английского. Вздохнула: у сына большие проблемы с русским языком. Нашла меня с помощью интернета и попросила заниматься с мальчиком.

Сначала я не очень поверила в его трудности. Они не просматривались с первого взгляда, да и школа, где учится Гоша - давно в Москве на слуху. Занимает неплохое место в рейтинге городских школ. Не в первой десятке, но славится исправно, а потому желающих там учиться - хоть отбавляй.

Только первое занятие полностью подтвердило заключение мамы.

Парнишка не мог отличить прилагательные от причастий, путался с вопросами к членам предложения и плохо представлял, что такое грамматическая основа. Заодно забыл, что сложные предложения в русском языке бывают разные.

Позже позвонила мама - узнать, как прошло занятие, и в ответ на мое удивление поделилась любопытной информацией.

Дети, сказала мама, проводят в этой школе время впустую, до трех ничего не делают, а только потом начинают заниматься по-настоящему. С репетиторами. Отсюда и рейтинг школы. Его создают частные преподаватели.

У каждого родителя есть мечта – вырастить честного и добропорядочного человека. Но, какие бы усилия не прикладывали мама с папой, все равно им приходится сталкиваться с детской ложью. Как только родителям становится известно, что их ребенок врет, они начинают переживать и всерьез задумываются о том, кто виноват в случившемся и что делать дальше? На определенном этапе поисков ответов сами родители с удивлением узнают о том, что обманывая, дети берут пример со взрослых.

Если ребёнок провинился, то в угол следует ставить его родителей.
Бауржан Тойшибеков

Что есть детская ложь?

Естественно, каждому родителю будет неприятно понимать, что именно он стал причиной лжи. Для того, чтобы понять, что такое детский обман, нужно сначала понять, что есть ложь. Пол Экман, психолог из Америки, рассматривает ложь как целенаправленное намерение ввести в заблуждение собеседника, при этом собеседник не подозревает о том, что его обманывают.

Когда ребенок еще в маленьком возрасте, едва ли он специально искажает информацию. Дело в том, что он в таком возрасте на самом деле верит в свои фантазии. У вас нет повода для волнения, если ребенок рассказывает вам придуманные им сказки каждый день, это говорит о том, что его воображение работает отлично.

До того, как ребенок лжет не целенаправленно, он делает это неосознанно. До четырех лет дети не используют ложь в своих целях. В маленьком возрасте человек не различает где правда, а где ложь. Он действительно считает, что окружающие его люди поступают так же.

В тот момент, когда у детей начинает развиваться способность размышлять, о чем не стоит говорить, о чем следует умолчать, они начинают лгать. После четырех лет ребенок начинает проводить анализ, за что можно получить похвалу, за что его могут отругать.

Ребенок осознает тот факт, что говорить неправду является отличным решением многих ситуаций. Это, своего рода, переломный момент для ребенка, когда дети начинают обманывать сознательно. Зачастую, запреты родителей приводят к детской лжи. Так ребенок пытается защитить себя.

Почему дети обманывают?

Если ребенок врет, то это сигнализирует о том, что в ходе воспитания родители сделали что-то неверно. Если малыша ничего не мучает, он не станет прибегать ко лжи. Главная задача – распознать, чего хочет добиться ребенок, используя ложь.
Фантазию и игры нельзя назвать ложью, поскольку дети в этот момент развивают свое воображение.

Ложь как манипуляция

Такая ложь нужна для того, чтобы ребенок самоутвердился. Ее невозможно отличить от игры. Но если сравнивать ложь-игру, то она являет собой исключительно бескорыстное действие, в отличие от лжи-манипуляции, когда ребенок всего-навсего привлекает внимание к себе таким образом, хочет, чтобы им восхищались. Делает это ребенок, используя чувства других людей. В таких случаях ребенок может сказать, что его обидели, чтобы на какое-то время стать центром внимания.

Страх быть наказанным

Кроме того, бывает ложь из-за страха. Порой ребенок может прибегнуть ко лжи, чтобы его не наказывали. Стыд является тяжелым переживанием, даже если повод мелочный. Дети обманывают, чтобы не вызвать в родителях чувство ревности. Если причина лжи – это страх, то ребенок не чувствует доверия к родителям.

Разные причины лжи

Некоторые родители могут позволять себе говорить неправду, даже не задумываясь об этом. Иногда родители сами просят, чтобы их дети солгали. Так, если вы просите ваше чадо сказать соседу, звонящему по телефону, что вас нет дома, просто не удивляйтесь потом, что завтра ребенок скажет неправду и вам.

Иногда ребенок начинает лгать, так как думает, что его перестали любить. Отсутствие родительского внимания приводит к своеобразной мести со стороны детей в виде лжи.

Таким образом, порой взрослые сами взращивают в ребенке ложь. Во избежание этого, уделяйте ему больше внимания и не ругайте его по пустякам.

Может быть, Вы задумывались над вопросом: «Кто такие учителя – друзья или враги? В чем заключается грань между школой и домом?» На тренингах родители очень часто спрашивают об этом.

Семья любит, растит, заботится, воспитывает, а школа вроде бы учит. Но, на самом деле, процесс обучения совмещается с воспитанием.

Но в школе воспитываются отдельные качества характера на уже сформированной почве, которая должна облагородиться именно в семье.

Школа не заменяет родительского воспитания

Ведь когда учителя воспитывают силу характера, силу не сдаваться, привычку доводить что-то до логического завершения, делать что-то качественно, выкладываться на 100%, их старания не имеют смысла, если Вы в семье не уделяете этому внимания.

Учителя могут научить таблице умножения, но не дисциплине. Они могут научить писать, рисовать, играть на музыкальных инструментах, но они никогда не научат детей быть добрыми, заботиться о ком-то.

Это Ваша первичная задача. 75% процентов того, чему учатся дети, они учатся в семье, а остальное – у бабушек, дедушек и учителей.

Школьные проблемы

Учителя тоже люди, они тоже делают ошибки. Они могут некорректно себя вести, у них могут быть любимчики, и так далее. Но это не Ваша забота! И не Ваше дело их обвинять!

В этом случае Ваша задача — научить детей ответственности за свои действия, научить находить возможность получить заслуженный результат (к примеру, лучше подготовиться), а не выискивать внешние причины его несчастий.

Когда ребенок плохо себя чувствует из-за того, что у учителя есть какие-то любимчики, подумайте в первую очередь о том, хватает ли ему Вашей любви. Вы даже можете прямо задать этот вопрос своему ребенку вопрос: «Тебе хватает любви дома?»

Потому что, если ребенок любим Вами, он будет совершенно спокойно воспринимать симпатии учителя к его одноклассникам. Ведь ему и так хватает любви!

Еще хотим отметить, дети не воспринимают адекватно ситуацию, когда им говорят, что они лучше или хуже кого-то. Никогда не сравнивайте своего ребенка.

Вам важно научить детей быть не лучше или хуже, а быть самими собой. Прямо говорите: «Ты не должен быть лучше кого-то или хуже кого-то. Тебе важно научиться быть самим собой!»

В конце главы откроем маленький секрет: симпатичные и ухоженные девочки или мальчики всегда у учителей на первом месте. Это чисто человеческое восприятие. На втором месте – поведение, на третьем – способность и успеваемость. Просто учитывайте это. Авторы: Наталья Черныш и Ирина Удилова