Дар избавления от смерти. Праздничная проповедь в день памяти пророка божия илии Проповедь василия паперника пророк илия

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! С праздником!

Милостью Господа и Его спасительной и благодатной заботой, в сегодняшний день мы в храме Божием сопереживаем праздник святого пророка Илии. Сегодняшним апостольским чтением было сказано, что Илия был "подобный нам человек".То есть он такой, как ты и я. Он помолился с верою, дабы Господь призвал к покаянию и закрыл небо для дождя. И три с половиной года не было ни капли. И при этом - мы помним - он, такой как мы. Это для нас сильное свидетельство, свидетельство того, что может молитва, совершаемая с верой. Если по молитве, как сказал Спаситель: «ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас" (Мф. 17:20). Это прямое предуказание, какими нам должно быть, что нам делать и чем дышать. А дышать нам нужно тем духом, каким дышали такие угодники Божии, как Илия.

Я несколько раз в этой церкви рассказывал факт, за который меня «расстреляли». Факт, когда, вот также в воскресный день, не было праздника, было обычное Богослужение и молебен над болящими с помазанием священным елеем. Когда я пришёл в храм, из «засады» выскочили несколько человек. У них был один-единственный вопрос: «Есть ли у нас хоть один шанс вылечить нашего ребёнка, ведь все врачи от нас отказались?» А я застыл и ничего не смог ответить, не знал, что сказать. Потом меня «пробило» и я сказал всю правду. «Нет! Нет у вас шанса! У меня нет шанса и ни у кого нет шанса! У всех есть вагоны шансов, ибо с нами Господь». Может ли Тот, Кто всё может, помочь нам? Странный вопрос. Это свидетельство того, что в этих людях нет даже малого шанса веры. Как с Богом может не быть шанса?! И вот сегодняшняя память пророка Илии и написанное слово нам говорит, Илия был такой же, как мы, тоже пять пальцев на руке, два уха, тоже был не святой, не безгрешен. Вспомним Библию, сколько раз он раздражался на безбожников, как он желал смерти тем, кто губит Творца, и ревность его, порой, переходила края. Он был такой, как мы, не только физически, но и душевно. Грешил, впадал в раздражительность, в ярость, но, тем не менее, молился, прося у Господа покаяния для людей, для пробуждения духовного. Мои дорогие, для нас это сильное свидетельство. Поэтому у нас, православных, есть горы шансов.

Очень радостно сегодня засвидетельствовать тот факт, что этот день для нашего храма совершенно особый. В далёком 1989 году, когда началось открытие первых храмов, а в предыдущем юбилейном году 1000-летия Крещения Руси в Болгаре начала быть церковь. Сначала она находилась в молитвенном доме. Народ там не умещался и пришлось сделать пристрой размером с эту «избу», но всё равно люди не умещались. Когда в молитвенном доме была первая Пасха, он не только не вместил людей, люди были вокруг, были на деревьях, чтобы быть участниками и крестного хода и Богослужения. В 1989 году из разных сёл и деревень приезжали толпы народа, чтобы креститься. Мы все не могли уместиться в молитвенном доме и вышли на улицу, чтобы крестить всех под открытым небом, а на задах была школа и «светильники правды и заботы о людях" – учителя - написали жалобу в инстанции, где было написано следующее: «Около «храма света» находится рассадник мракобесия. Они уже настолько пали и обнаглели, что совершают свои ритуалы на улицах, на глазах несчастных детей, которых мы учим светлому коммунистическому будущему – без Бога». Сейчас это, конечно, смотрится наивно и глупо, но тогда это было по-другому. Нам грозили, вызывали и говорили, что нужно всё это дело как-то прикрыть. А у нас нет другой возможности. Почему? А потому люди за столько лет безбожия настолько изголодались по благодати Божьей, что никого и ничего уже не боялись и шли валом в церковь. Шли креститься, венчаться, отпевать умерших, приходили на молитву. И поэтому церковь, в которой мы стоим, решили перенести из села Порфировка, которое находиться за 15 км, отсюда.

Мне радостно вспомнить, что сегодня среди нас есть те, кто помнит, как мы вперёд своих ног бежали на церковный субботник в храм, чтобы как-то соучаствовать и помочь церковному делу. Мне всегда вспоминается раба Божья Наталья Судакова, бабушка. Она всегда шла на субботник с двумя палками, как на лыжах. Давало знать о себе здоровье и старость. Я, обгоняя её, говорил: «Матушка, вам бы, может, дома побыть?», - а она плохо слышала и говорила: «Чего? Домой идти от церкви?» Посмотрела что я поп, подняла одну палку и пригрозила: «Вот я тебе сейчас!» Если уж на попов с палками, то кто мог вообще этим людям встать поперёк дороги?! Потом, во время субботника, я смотрел, как бабушка Наталья одну палку под одну мышку, другую - под другую и тащила какую-то доску. Хлоп, упала. Смотрю - встала и пошла дальше, опять упала, опять встаёт.

Эту церковь мы перенесли зимой. Ставили на лёд. Зимой поднимали её! Люди жаждали скорее перейти в церковь. И когда уже было сделано всё необходимое, 2 августа 1989 года в этом храме, на временном престоле и во временном алтаре было совершено первое Богослужение. Люди стояли и радовались, молились и ликовали, подходили к Чаше и говорили: «Теперь у нас есть настоящая церковь. Теперь мы настоящие православные!»

Из старых Болгар приходили ныне покойные бабушки. Я им говорил: «Вам далеко идти», - а они мне: «Да что ты, батюшка, на Ржавец ходили 10 км. и то говорили, слава Богу, что всего 10 км., а здесь-то, что нам - пенсионерам - не пробежаться». И вот с таким юношеским огнём, с таким большим искренним внутреннем радением и ревностью, по образу Илии пророка, многие участвовали в этом святом деле. Тогда этот храм стал храмом сразу четырёх районов. Потом, по милости Божией, открывались храмы и ныне продолжают открываться. Наш Спасский район стал не по названию, а по сути таковым. А потом наша церковь увеличила ареал своего влияния до границ всей России. А сейчас перехлестнула и за границу. И на сегодняшний день с этой церковью молятся сотни тысяч во всех церквах мира: Германии, США, Таиланде, Индонезии. Почему так? Одна из причин - горение людей. Эта церковь не созидалась на деньги спонсоров и благотворителей, она строилась на копейки. Это бабушка Наталья Судакова двумя палками и своими падениями вымолила эту церковь, это те пенсионеры, которые говорили: «Что не пробежаться-то?» Они своими «пробежками» освятили эту церковь. Это их молитвы и их подвиг.

Вторая причина - сегодняшний день. Господь ввёл нас под своды этой церкви именно 2 августа. Что для нас Илия пророк? Для нас он не просто тот, кто был и кто есть сейчас у престола Божия, для нас он тот, кто будет. По слову Господа и пророков, он второго Пришествия Христова предтеча. Не умерший, взятый живым, он придёт в конце времени и обличит антихриста. Эта церковь, которая по его молитвам открыта в день его памяти, набирает такое значение в мире не потому ли, что пророк Илия особо молится?

Желаю вам, мои дорогие, расти в духе молитвы, расти в верности Господу. От всей души рад ещё раз поздравить всех нас с вами с этим праздником!

Cегодня Церковь празднует память святого пророка Божия Илии. В Третьей и Четвертой книгах Царств мы читаем о великих делах пророка, о чудесах, которые он совершал перед лицом народа израильского. Читаем о том, как, чтобы доказать бытие истинного Бога, он призывает четыреста пятьдесят пророков Вааловых и приносит жертву Господу, а они приносят жертвы своим богам; и жертву пророка по его молитве попаляет Божественный огонь, жертв же лжепророков огонь не касается.
Мы читаем о том, как Илия приходит в дом бедной вдовы и воскрешает ее сына, о том, как пророк бежит от гнева нечестивой царицы Иезавели в пустыню и, не находя в себе более сил на пророческое служение, в отчаянии взывает к Богу: «Довольно уже, Господи; возьми душу мою». Но Бог утешает его, не только посылая ему воду и хлеб, но и таинственным, необычайным образом являясь ему «в тихом веянии ветра». Ощущая это легкое дуновение, Илия понимает, что Господь явился ему не в грозных явлениях природы - не в буре, не в землетрясении, не в огне, - но именно в легком дуновении ветра духовного. Этим дуновением Духа Святого Бог утешает пророка и дает ему новые силы.
Наконец, мы видим как Илия идет вместе со своим учеником пророком Елисеем, и Елисей узнает, что его учитель в этот день будет взят от него. Илия говорит: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». И Елисей отвечает: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Илия сказал: «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так». Вскоре явилась огненная колесница, и вихрь вознес Илию на небо. Это был человек, который при жизни воскрешал мертвых, это был пророк, который не увидел смерти, но был вознесен Богом в Царствие Небесное.
Жизнь пророка Илии научает нас тому, какими были истинные пророки, призванные Богом на особое служение, на особую миссию - возвещать людям о Боге. Пророки были гонимы, и мы слышали сегодня в евангельском чтении слова Христа: «Пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин. 4:44), - т. е. там, где он проповедует, он не бывает понят. У всех пророков были враги и недоброжелатели, люди, которые желали им смерти. Как и все люди, пророки имели свои немощи, и не всегда была им по силам та невероятно трудная миссия, которая была на них возложена - свидетельствовать о Боге людям, которые не хотели этого свидетельства слышать.
Читая о жизни других пророков, мы узнаем, что, когда Господь призывал их, некоторые из них отказывались. Один сказал, что он слишком юн, другой - Иона - вообще бежал от Лица Божия, сознавая, что нет у него сил исполнить возложенную на него Богом миссию. Пророк Илия в отчаянии просил у Бога смерти. Но пророков всегда подкрепляла благодать Божия, в своем служении они непосредственно соприкасались с Богом, встречали Его в личном духовном опыте.
Встречи эти бывали разные. Иногда Господь приходил в легком дуновении ветра, т. е. в некоем сокровенном духовном утешении, как это было с пророком Илией. Но бывало и так, что не только пророк, но и весь народ был свидетелем явления Божия, когда, например, тот же Илия с помощью огня решил показать, быть ли Господу или Ваалу Богом Израиля. В разные периоды человеческой истории Бог посылал людям пророков, чтобы от них люди услышали слово истины, чтобы они чудесами засвидетельствовали присутствие Божие и силу Божию. И во все эпохи пророки были людьми немощными - такими же, как мы с вами. Их пророческая миссия намного превышала их естественные человеческие силы, и они, не надеясь на собственные силы, искали помощи у Бога. Они просили у Бога духовного подкрепления в трудные минуты, когда были оставлены людьми, гонимы, когда враги искали их смерти. И Господь таинственным образом подкреплял их благодатью Святого Духа.
И еще одному научаемся мы из жизни пророка Илии - тому, что каждый пророк оставлял после себя духовное потомство. Пророки не были людьми, которые, подобно знаменитостям мира сего, ярко блеснув, исчезают. Пророки оставляли после себя учеников, поэтому дело, которому они служили, не умирало и после их смерти. Когда Илия был вознесен на небо колесницей Божией, Елисей взял его милоть, т. е. плащ, и ударил ею по воде, и вода расступилась, и Елисей понял, что духовное наследие пророка Илии перешло к нему. Нередко бывало, что ученики оказывались выше учителя, потому что дух, который был на одном пророке, переходил на другого и с еще большей силой действовал через него. Так духовное преемство переходило от одного пророка к другому, вплоть до последнего из пророков и первого из апостолов - Иоанна Крестителя. Затем оно переходило от одних апостолов к другим, затем к епископам, к священникам и ко всему народу Божию, который это благодатное свидетельство о Боге - также передавал из поколения в поколение; оно дошло и до нас, и ныне мы являемся его обладателями.
Потому, вспоминая ветхозаветных пророков, мы вспоминаем не каких-то людей, которые жили в древности и три тысячи лет назад прославились своими великими делами, но святых, духовное наследие которых продолжает жить в нашей Церкви. Вспоминая их и молясь им, мы надеемся хотя бы в малой степени проникнуться тем духом, которым они жили, и получить хотя бы частицу той благодати Божией, которая была дана им не ради них самих, но дабы помочь им нести нелегкую миссию свидетельства о Боге перед людьми, тот крест, под тяжестью которого и мы порой сгибаемся, не находя в себе сил, чтобы его понести.
Иногда мы говорим: Господи, это невозможно, этот крест слишком тяжел для меня. И тогда приходит благодать Божия в «веянии тихого ветра», и ее освежающее и укрепляющее дуновение дает нам новые силы.

Митрополит Иларион (Алфеев)

В воскресенье 2 августа, в , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл у стен собора святого равноапостольного князя Владимира. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился к молящимся с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сей воскресный день совпадает с праздником святого пророка Божия Илии. Пророк Илия был великим и грозным провидцем Божией воли и Божией правды, он целью жизни полагал ограждение народа своего от прельщения язычеством и боролся с языческой ложной рукотворной верой силой своей молитвы, силой своего слова и силой чудодейственной.

Сегодня в воскресный день полагается чтение отрывка из первой главы Первого послания к Коринфянам. Апостол Павел обращается к жителям древнего Коринфа и говорит: Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений (1 Кор. 1, 10). Апостол призывает к тому, чтобы они были едины в мыслях и едины в духе. И слова его не случайны, потому что юная Коринфская Церковь разделилась: многие проповедовали в этом известном городе - одном из центров тогдашнего греческого и римского мира, и каждый хотел идти за своим проповедником - одни за Павлом, другие за Петром, третьи за Аполлосом. И восклицает апостол Павел: Разве разделился Христос? (1 Кор. 1, 13), и призывает и умоляет именем Господа Иисуса Христа быть Коринфской Церкви единой.

Совершая в этот воскресный день и день памяти святого пророка Божия Илии торжественное богослужение в древнем Херсонесе, у места крещения святого благоверного князя Владимира, мы, конечно, вспоминаем и это событие. Великий князь здесь, на той земле, где мы сейчас стоим, войдя в купель и выйдя из нее, отряс слепоту душевную и вкупе с ней телесную. Он стал новым человеком - воспринял истину Христову; и жизнь свою посвятил тому же, чему посвятил жизнь пророк Божий Илия - борьбе с язычеством.

Как удивительно, что по стечению обстоятельств эти события совпали в сегодняшнем торжественном богослужении: и воспоминания о пророке Илии, и воспоминания о князе Владимире, и замечательное апостольское чтение о единстве Церкви - все эти мысли соединяются воедино и одна восполняет другую.

Казалось бы, борьба с язычеством перестала быть актуальной. Две тысячи лет существует Церковь Христова, две тысячи лет она призывает людей к высшему Божественному идеалу жизни, который был указан Самим Христом. Казалось бы, что проще: следовать этому идеалу, воплощать его в жизнь и получать от Бога то, что Он обещал каждому, кто любит Его и кто слышит Его слово. А Господь обещал жизнь, и жизнь с избытком (см. Ин. 10, 10) - полноту человеческого бытия, которая начинается здесь, в этой земной человеческой реальности, и переходит в вечность, в немеркнущее Божественное Царство. Бог обещал нам захватывающую перспективу бытия, которая не ограничивается семьюдесятью или восемьюдесятью годами человеческой жизни. Какие могут быть иные, ложные боги, какие могут быть идолы, какая сила может заслонить эту перспективу вечной жизни?

Но мы знаем, что живы идолы, и они заслоняют такую перспективу. Еще совсем недавно этим идолом была человеческая идея, которая была соединена с политической практикой. Такое соединение идеи с политической практикой мы называем идеологией. Та идеология сформировала свои ценности, создала своих идолов. Ведь идол - это рукотворный бог, который физически делается человеческими руками, и тогда появляются истуканы, которым поклоняются несчастные ослепленные люди. Но идол может быть результатом иной человеческой деятельности - мыслительной, и тогда на свет появляются ложные ценности и ложные идеологии, которые закрывают для человека путь к Богу. Как поклонение идолам во времена князя Владимира было связано с кровью, ибо сопровождалось кровавыми жертвоприношениями и диавольскими оргиями, так и человеческие идеологии приносят на алтарь идолам человеческие жизни - загубленные жизни, потерянные для жизни земной и для Царствия Божия.

Может показаться, что все это в прошлом, и ныне нет никакой опасности идолопоклонства. Это глубочайшее заблуждение, потому что и сегодня люди лепят своими руками идолов, рукотворных богов, больших и маленьких: это новая психология бытия и философия жизни, которая связана с непременным богатством, успехом, властью, деньгами; это новая философия бытия, которая обращается не к разуму, а к желудку и кошельку человека, которая именно с этими человеческими страстями, с их раскрепощением и удовлетворением связывает такое понятие, как полнота жизни. В сознании современного человека жизнь с избытком - это когда ем по горло и то, что хочу; когда удовлетворяю все свои инстинктивные потребности без всякого ограничения; когда приобретаю все, что хочу приобрести; когда беру власти столько, сколько могу взять. И для поклонения этим идолам мобилизуются силы не только людей, но и обществ и государств.

А что происходит в человеческом общежитии, когда люди поклоняются не Богу, а идолам? Идолы раскрепощают инстинкт, идолы раскрепощают страсти. А люди, живущие по закону страсти, не могут жить вместе. Они могут эксплуатировать друг друга - материально, духовно, физически; они могут даже свои инстинкты эксплуатировать и выжимать из этого деньги или власть, а вот объединить людей идолопоклонство неспособно, потому что в основе объединения всегда лежит стремление людей быть друг с другом. Это можно сделать тогда, когда людей объединяет идеал, общие ценности. Церковь Христова и провозглашает эти общие для всех ценности и общие идеалы.

Мы молимся у стен храма, который был построен через 900 лет после крещения князя Владимира и который недавно был благолепно отреставрирован. Это наша общенациональная святыня, святыня всего нашего народа. Церковь, провозглашая высочайшие идеалы, одновременно призывает людей сохранять святость жизни, а также символы, связанные с проявлением этой святости.

Вокруг этого должен объединяться народ. А если он пытается объединиться, живя по закону страсти и поклоняясь ложным богам, то в основу объединения полагаются опасные идеи, которые не столько объединяют, сколько разделяют народ.

Мы все хорошо знаем из опыта жизни, из нашего быта, как иногда, собираясь дома с друзьями, начинаем, что называется, «перемывать кости» другим нашим знакомым и чувствуем некую солидарность, если нам поддакивают. Если кто-то говорит: «Вот этот плохой!», а ты с ним согласился, ты уже, вроде бы, становишься его близким. Есть даже такое понятие - дружить против другого. Очень часто пытаются объединить людей, противопоставив их какому-то врагу, назвав врагом того, кто таковым не является. Всякое объединение людей против кого-то - это диавольское объединение. Оно не выдерживает испытания временем, оно разрушает здоровую ткань общественных отношений; как раковая опухоль, оно прорастает народную жизнь, а потом взрывается кровавым протуберанцем. Это страшное объединение, и достаточно обратиться к истории, чтобы увидеть цену всем этим объединениям, построенным на лжи и на ненависти, на поиске врагов и на воспитании людей в сознании того, что есть общий враг, а мы должны объединиться. Это все - идолопоклонство.

И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ - и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса.

Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа , - какие потрясающие слова Апостола! Он умолял быть едиными, единомысленными, не впадать в идолопоклонство, не строить свою жизнь на основе ложных и опасных идей, приводящих к столкновению, к разделению, к страданиям, а нередко и к пролитию крови. Верим, что неслучайно в день памяти святого пророка Божия Илии, в этот воскресный день, в который воспоминаются сии пламенные слова апостола Павла, мы встретились с вами и объединились в молитве на месте крещения святого равноапостольного князя Владимира. Будем молиться о том, чтобы Господь дал силы нашему народу преодолевать искушения идолопоклонства, сохранять духовное единство, которое заповедал нам апостол Павел; хранить веру православную, семена которой посеял святой равноапостольный князь Владимир; хранить духовные сокровища и ценности, утверждавшиеся им на великой земле нашей.

И верим, что Господь приклонит к нам милость. Верим, что в ответ на веру, на желание жить по Его закону Он укрепит всех нас, поможет преодолеть конфликты и разделения, что были порождены человеческим грехом и историческими обстоятельствами, и поможет нам сохранить великое духовное единство. Только опираясь на это единство, мы можем быть успешными в следовании по тому пути, который Сам Бог открыл перед нами, которым Господь, указав его святому равноапостольному князю Владимиру, дал возможность всем нам следовать навстречу Его Божественному и немеркнущему Царству. Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Святой пророк Божий Илия родился три тысячи лет назад, но он телесно живет рядом с нами, близок к нам, и мы можем его считать современником. Церковь имеет пророчество, что придет время, когда он с пророком Елисеем вновь вернется на нашу грешную землю, чтобы здесь проповедовать Христа перед кончиной мира. Он жил во времена очень похожие на наши, когда в Израильском царстве люди отступили от Бога, поклонялись идолам, приносили им жертвоприношения. Пророк Божия Илия обличал нечестие своего народа, правителей, которые внедряли это нечестие в народную среду. В конце времен повторятся эти исторические события, также распространится по всей земле нечестие, развращенность, распущенность, и он вновь придет со своим обличительным огненным словом.
____ Святой пророк Божий Илия был одним из великих праведников Ветхого завета. По его молитвам воскресали мертвые, было затворено небо на три с половиной года и не было дождя на землю, умножались хлеб и елей у бедной вдовы, подобно тому, как и Спаситель, помолившись, благословил хлеб, и пятью хлебами насытились пять тысяч человек, о чем было сегодняшнее Евангельское чтение. По молитве святого пророка Илии нисходил огонь и совершалось много различных чудес. Чудеса происходили по его молитве, по его обращению к Творцу, Которому святой пророк Илия посвятил свою жизнь, Которому служил, о Котором проповедовал. Он ревностно обличал тех, кто не исполнял заповеди Божии.
____ Молитва необходима всем нам, потому что без Бога, без Его благодатной помощи все мы погибаем. Только молитва и верность Богу сделала ветхозаветного праведника великим пророком. Святые говорят, что человек, который молится за ближних, приносит в первую очередь пользу себе. Так же, если кто-то хочет помочь раненому ближнему человеку, то сначала наливает елей себе на руку и первый получает от елея тук, а потом уже тот, кому он хочет помочь. Молитва и из нас, грешных, непослушных Богу, может сотворить праведников, очистить от грехов, иначе мы услышим обличение от пророка Божия Илии, если доживем до дня его сошествия на грешную землю, или, когда отойдем в мир иной.
____ Пророк Божий Илия как бы показывает собой соединение двух миров: земного и Небесного. Как легко для Бога из одного мира переместить Свое создание в другой! Эти миры совсем рядом и близко. Так же, как и в нашем теле есть душа, которую мы не видим, но она существует. Святой пророк Божий Илия тоже к нам близок. Так легко на колеснице Господь взял его в мир иной! И потом также легко придет он вновь на землю. Мир иной доступен и нам, когда мы обращаемся к Богу, молимся. Когда же мы перестаем молиться, тогда в нашей душе поселяется мир злобы, греха и страстей.
____ Как-то однажды старец шел и увидел, как у кельи одного из собратьев находится толпа демонов в различных образах. Он понял, что этот брат нерадиво живет, ленится молиться, его обуревают страсти, бесы над ним смеются. Старец зашел к собрату и сказал ему: "Я очень немощный человек. Ты помолись обо мне, о моих немощах, чтобы Господь помог мне. Я знаю, что твоя молитва обязательно мне поможет". Брат ему пообещал. Старец ему говорит: "Нет, я не уйду до тех пор, пока ты мне не поклянешься, что каждый день ночью ты будешь вставать и творить за меня молитву". Тот ему поклялся. Встал он ночью, помолился за старца, а потом думает: "Как же, я помолился за собрата, а за себя-то тоже надо молиться. Какой же я нерадивый и ленивый!" Сотворил молитву и о себе. Через неделю старец пришел в келью брата, видит, что унылые бесы находятся недалеко от кельи. Он понял, что собрат начал молиться. Пришел и нему и говорит: "Ты помолился за меня, мне стало легче, но мне необходима твоя сугубая молитва. Совершай по мне каждую ночь по две молитвы". Тот стал совершать по две молитвы и подумал, что и за себя тоже нужно две молитвы совершать. Стал читать по четыре молитвы. Еще через неделю старец приходит в келью собрата, смотрит: бесы совсем унылые. Заходит в келью и говорит: "А теперь я тебя попрошу, чтобы ты за меня совершал три молитвы, потому что мне стало гораздо лучше, и твоя молитва сугубая мне необходима". Брат стал совершать шесть молитв: три за брата и три за себя. На следующей неделе старец приходит и видит, что бесы совсем отошли от кельи. Зашел к брату, тот молится, и старец понял, что он осознал свою леность, нерадение, то, что без молитвы над нами бесы смеются, и мы становимся в их руках беззащитными веселыми игрушками, а страсти нас переполняют, обуревают, появляется очень много искушений. Когда старец вышел из кельи этого собрата, то бесы набросились на него за то, что он помог ему. И лишь только сотворив молитву, он избавился от нападений диавольских.
____ Мы сегодня, вспоминая святого пророка Божия Илию, который был великим молитвенником, всю свою жизнь посвятившим служению Богу, обличавшим нечестие соплеменников, постараемся вознести ему молитвы, чтобы он нас избавил от нашего нерадения, лености, и мы старались возносить молитвы Богу за себя, за своих ближних, друг за друга, тем самым в первую очередь помогая себе и исцеляя свои греховные раны.
____ Аминь.

  • " onclick="window.open(this.href," win2 return false > Печать
  • E-mail


Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня праздник пророка Божьего Илии. Из века в век, на протяжении многих тысячелетий, память об этом великом человеке, ревнителе по Бозе Вседержителе сохраняется немеркнущей

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня праздник пророка Божьего Илии. Из века в век, на протяжении многих тысячелетий, память об этом великом человеке, ревнителе по Бозе Вседержителе сохраняется немеркнущей. Почему же столь древний пророк, живший еще до явления в мир Христа Спасителя, в ветхозаветное время, имеет такое духовное воздействие на все народы Земли и во все времена, даже такие отдаленные от тех лет, когда пророк жил на Земле, как в наше время. Очевидно, что человек сам для себя ищущий славу, каким бы великим он ни был, успеха иметь не будет, ибо только Господь может прославить нетленною и всеобщею славою. В чем же причина сего? За что именно Господь прославляет людей? Ответ находим в Священном Писании: «Я прославлю прославляющих Меня". (1 Царств 2,30). В силу трудов, ревности, рвения особого, душевного горения о славе Бога, Творца и Вседержителя, приобретает славу и сам человек, то есть приобщается к Божьей нетленной славе, становится ей сопричастным. Слава Божия нетленна, не меркнет, и человек во славе Божьей тоже нетленен, и не меркнет о нем память.
Пророк Илия на все века для всех нас является примером ревности о славе Божией. Он и сам говорит о себе: «ревнуя, поревновах по Господе Бозе Вседержители, яко оставиша Тя сынове Израилевы, и олтари Твоя раскопаша, и пророки Твоя оружием избиша, и остах аз един, и ищут души моей» (3Царств,19:10). Прирожденная, данная нам от Бога сила души, которая выражается в ревности, была всецело, на полную меру и глубину использована пророком Илией только о славе Бога Вседержителя. Он не мог терпеть ничего в окружающем мире, что могло бы восставать на Бога, могло бы, так или иначе, умалять Его достоинство. Скажете: «Ну как можно умалить достоинство Бога?», конечно, сейчас мы читали в молитве, что люди сотворены по образу и по подобию Божию, и если они живут недостойно Бога, то Имя Божье хулится чрез их житие. Таким недостойным образом жизни, мыслей, поведения человек может умалять славу Божию - через него Имя Божие хулится. Чего не мог терпеть святый пророк Божий Илия не в себе самом, ни в окружающих его людях - того чтобы от кого-то нечестием, нечистотою, мерзостью какой-то было бы поношение славе Божией, он не мог этого терпеть. И мы знаем в его житии пример этой нетерпимости, который превосходит всякое воображение современного мировоззрения, которое уже теперь полностью перековывается на позиции толерантности, терпимости. Если мы возьмем пророка Илию, то в нем не было никакой терпимости! Он был нетерпимый ко всякому проявлению греха и, даже к тем людям, которые могли его уничтожить, такие, как царица Иезавель и другие сильные мира сего, которых он обличал в нечестии. Они искали его убить. В горести пророк говорит: «... пророки Твоя оружием избиша, и остах аз един, и ищут души моей» (3Царств,19:10). Он вынужден был бегать по пустыни, он вынужден был наводить великую засуху на народ, плоть от плоти из которого он сам был. Три с половиной года не было ни единой капли дождя в Израиле по молитвам и по слову пророка Илии. Мучились, страдали и умирали люди, а он ничего не мог сделать. Даже Господь не отменял приговора святого пророка! Потому что за нечестие, за идолопоклонство, за разврат, который поразили израильский народ, ревнующий о Боге пророк, произнес особое заклятие – заключил небо.
И этой своей нетерпимостью он, конечно, напрочь разрушает стереотипы современного мышления: он не только не современный, понятно, что он древний; он не современен во всех отношениях и никогда не будет таковым и, наверное, не хотел бы таким быть никогда. Это потому, что вся сила души его была направлена на богопочтение, на искоренение всего, что противно Господу. Эта ревность проявилась в том, что он собственными руками заклал 50 жрецов Вааловых, что не вменилось ему в преступление, как любое пролитие крови, страшный грех убийства, за которое должен человек понести адекватное наказание. «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется» (Быт.9:6), то есть, все - равно человек этот должен погибнуть. По отношению к пророку Илии этот закон оказался недействующий. Мы знаем, что его исход из жизни не только не бескровный - он вообще был вознесен на небо на огненной колеснице.
Таковая ревность о Боге заставляет нас с вами задуматься и в какой-то степени изменить свое отношение к новым, новейшим идеологиям, проповедующим терпимость ко греху, веротерпимость и прочее. Это не значит, что мы должны поражать идолопоклонников, но, очевидно, подражание пророку Илии вполне возможно в том, в чем пророк Давид потом напишет: «Блажен, который разбивает мысли свои дурные, начатки этих мыслей, искореняет в себе пороки и грехи, которые есть злейшие наши враги и враги Божии» (Псалом 136). Грехи – наши враги, они страшнее убийцы с пулеметом. И с этим надо нам ревностно бороться, искореняя это собственными руками. В службе пророку Божию Илии есть в каноне такое выражение: «Господь, увидев ревность Илиину и понимая, что одной этой ревностью невозможно обратить людей, можно их только уничтожить, говорит ему: Жесток ты для Израиля, Илия. Возьму Я тебя к Себе, а Сам сойду к этим людям». Что и совершил Господь Иисус Христос: не умалил пророка, почтил его честию небовоссшествия, но показал, что таким методом утвердить истинное богопочитание и веру невозможно. И сделал это жертвенною Своею божественной любовью во Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.
А еще так совпало, что воины-десантники в день пророка Божия Илии имеют свой «профессиональный» праздник. Сегодня их мало здесь, между нами, но они, наверняка, собрались в других местах и по обычаю своему будут весьма и весьма бурно праздновать, о чем мы узнаем из сводок новостей. Но мы от души поздравляем этих доблестных, самых организованных и самых преданных своему воинскому делу людей с их праздником! И желаем, чтобы они свою энергию и этот задор воинский использовали бы во благо: не для нарушения порядка и разрушения, а для созидания мира и порядка. Да хранит вас всех Господь, Матерь Божья и святой Илия Пророк!