Жж - мне это интересно. Каманский монастырь Контролирующие и обрабатывающие лица

На левом берегу Западной Гумисты. Село полностью сгорело в 1990-е, во время грузино-абхазской войны.

Местные легенды называют это абхазское поселение местом третьего обретения главы Иоанна Крестителя , местом гибели и погребения мч. Василиска Команского и местом первоначального погребения свт. Иоанна Златоуста . По-видимому, легенда о кончине свт. Иоанна в Абхазии и дала название развалинам древнего поселения (см. ниже), а затем, уже исходя из названия, появилась легенда о местном обретении главы пророка (о котором известно, что оно произошло в Команах). В абхазских Каманах действует монастырь свт. Иоанна Златоуста

Т.н. абхазская теория, согласно которой свт. Иоанн Златоуст умер в абхазском селении Гума (в XIX в.- село Михайловка, ныне - с. Шрома), в 15 км на север от совр. г. Сухума , появилась в конце XIX века. Авторство этой теории приписывается «греческому археологу из Константинополя» К. Вриссису, о личности и деятельности которого ничего не известно, кроме небольшой заметки архим. Леонида (Кавелина) :

«В то время, когда составлялось это описание, мы получили из Новоафонского Симоно-Кананитского монастыря известие, что в ноябре месяце 1884 г. прибыл к ним из Константинополя один ученый грек-археолог, Константин Вриссис, и поведал им, что он, занимаясь церковной археологией, при помощи недавно обнаруженной в одной из европейских библиотек пергаментной рукописи 6403 (895 г.), нашел точное указание места города Команы, где скончался на пути в Питиус и был погребен св. Иоанн Златоуст в 407 г. Рукопись эта, по его словам, заключает в себе «археологические добавления» к известному ученому труду патриарха Фотия «Библиотека, или Описание 1000 книг». Господин Вриссис привез с собою и карту Восточного берега Черного моря, составленную им на основании упомянутых «археологических добавлений». Из Сухума он взял проводника и отправился прямо на речку Гумисту, где в 12 верстах выше Сухума (древнего Севастополиса) на одном из притоков реки Гумисты, речке Гума (Кума) близ селения Гуми (ныне Михайловка); и действительно указал, руководясь своею картою, развалины древнего поселка и развалины большого храма, доселе малоизвестные и малоисследованные. Эти развалины, по его изысканиям, суть развалины города Коман или, точнее, Коуман и его храм во имя священномученика Василиска, епископа Команского (IV в.), где, как известно, были погребены в 407 г. и мощи св. Иоанна Златоуста до их перенесения в Константинополь в 437 г.» .

Ни о каких печатных трудах Вриссиса не известно; записка, оставленная Вриссисом в Новоафонском монастыре, также утеряна. Т. о., сведения, изложенные архим. Леонидом, являются единственным источником о Вриссисе и его до сих пор не найденном «археологическом дополнении». Вероятность обнаружить это дополнение (не известное никакому визант. автору) невелика, особенно после капитальной работы, проделанной франц. исследователем Рене Анри с рукописями «Библиотеки» Фотия в процессе издания этого сочинения , а также учитывая, что предполагаемая рукопись хранилась в одной из европейских библиотек, фонды которых хорошо описаны и каталогизированы к наст. времени.

«Абхазская теория» вызвала скептическое отношение в научной среде; в зарубежной литературе она не принимается во внимание. Из дореволюционных российских исследователей на нее обратили внимание помимо архим. Леонида Г. Ласкин и А. В. Карташёв , которые с осторожностью высказались по этому вопросу, - хотя еще в 1904 г. российское правительство поручило профессорам истории Церкви А.И. Бриллиантову и византинисту В.Н. Бенешевич у исследовать этот вопрос . Однако эта инициатива была проигнорирована, и, вопреки мнению Карташёва, отнюдь не по причине случившейся войны и революции: рус. ученые-византинисты сочли «абхазскую теорию» совершенно безосновательной. В работах исследователей советского и постсоветского периодов не появилось ничего нового на данную тему, кроме пересказа вышеприведенного текста архим. Леонида. В новейшее время одним из главных приверженцев «абхазской теории» является иером. Дорофей (Дбар) , подведший в одной главе своей монографии итог всех исследований по настоящему вопросу.

Самое слабое звено «абхазской теории» заключается в отсутствии «археологического дополнения», которое никому, кроме не менее загадочного Вриссиса, не было известно. Кроме того, ни в одном позднерим. или визант. источнике не упоминается г. Команы на территории совр. Абхазии. Этот топоним появляется только в кон. XIX в. (не без влияния теории Вриссиса) как попытка интерпретации тогдашнего абх. названия этой местности (Гума) . Несмотря на большое количество древностей, в т. ч. рим. и ранневизант. периодов, найденных в Гуме, создание т. н. Команского храма может быть датировано не ранее, чем в. .

«Абхазская теория» зиждется, с одной стороны, на указании позднего визант. хронографа Иоанна Зонары (XII в.), что патриарх Прокл убеждал императора Феодосия II перевезти мощи Иоанна Златоуста из Питиунта в Константинополь , с другой - на букв. интерпретации слов Палладия «проходя по этому тяжелейшему трехмесячному пути» - т. е. что святитель провел в пути от Кукуса до Коман 3 месяца. Фраза Палладия допускает и др. интерпретацию: Иоанну Златоусту предстояло провести в пути до Питиунта 3 месяца - употребление причастий наст. времени может указывать на незавершенность действия - т. е. лишь намеченный трехмесячный путь. Указание же Иоанна Зонары вполне может быть неточным, что вообще характерно для его хроники; в любом случае оно противоречит др. источникам, которые не упоминают о пребывании останков святителя в Питиунте. Кроме того, «абхазская теория» противоречит прямому указанию Феодорита Кирского , писавшего всего через три десятилетия после смерти святителя Иоанна, что «Господь не попустил ему вселиться в это скопище варваров» : данное замечание было бы лишено смысла, если бы святитель умер всего в 20 километрах от Питиунта, на землях (на территории совр. Абхазии), также населенных варварским народом. Созомен свидетельствует, что Иоанн Златоуст умер в Команах «в Армении» : он мог подразумевать Малую Армению как историческую область, включавшую также внутренние районы провинции Понт Полемониакский. В то же время эта провинция сама в поздней рим. номенклатуре имеет параллельное название - Армения Третья (Кукус находился в Армении Второй с центром в Мелитине).

Несмотря на безосновательность гипотезы о кончине свт Иоанна Златоуста на территории совр. Абхазии, не исключено, что святитель имел там особое почитание, в первую очередь - в

Село Каманы (Абхазия) переводится как «святое место». И название полностью соответствует действительности. Это место трижды святое. Почему уединенное небольшое село, находящееся в 15 километрах от столицы Абхазии города Сухуми, притягивает к себе сотни паломников со всего света?

Трижды святое место

Село Каманы (Абхазия) потому является крупным центром паломничества, что связано оно с именами трех святых. Здесь покоятся мощи Святого мученика Василиска. В этом же селе умер, не добравшись до места ссылки, один из трех Вселенских Святителей Иоанн Златоуст. Тесно связаны Каманы (Абхазия) и с Иоанном Предтечей.

Надо сразу оговорить тот момент, почему в скобках уточняется принадлежность села именно к Абхазии. В Малой Азии тоже есть одноименный населенный пункт, и очень долго факт смерти и захоронения Иоанна Златоуста именно в абхазском селе оспаривался. И почему-то особенно яро в советское время. Но проведенные исследования подтвердили, что в Константинополь мощи святителя были перевезены именно из абхазских Каман.

Тяжелые моменты истории

Эти три имени значат для Православия очень много. Здесь до наших дней сохранились свидетельства их действительного пребывания в упомянутом месте - Часовня с мощами Мученика Василиска и святой источник, забивший в ответ на его мольбы; грот с нерукотворным следом головы Иоанна Крестителя; каменный саркофаг весом в 1 тонну, в котором покоились останки Иоанна Златоуста.

Воистину святые места, намоленные, благостные, способные исцелять недуги и укреплять веру... Вот и едут сюда православные паломники со всего мира. И не только верующие - едут и атеисты. Надо заметить, что эти святые места, а именно село Каманы (Абхазия), страдали при атеистической власти - например, Василиско-Златоустовский монастырь был превращен в дом престарелых. Сильным разрушениям подверглось село и в годы военного конфликта 1992-1993 годов.

Святой мученик Василиск

Кто же они, эти святые? Известным христианским мучеником был Феодор Тирон. Его родные племянники - Василиск, Клеоник и Евтропий, молодые римские воины - были брошены в темницу за христианские проповеди среди язычников. Правящий в то время император Максимиан Галерий (305-311 гг. н. э.) отличался особой жестокостью по отношению к христианам. Именно его считают инициатором антихристианских гонений. Праведники в тюрьме не раскаялись, и два брата Василиска были распяты на крестах. Его самого отправил в ссылку прибывший в Амасию - город, где происходили описываемые события, - жестокий правитель-язычник Агриппа. Дабы показать, что Василиск публично откажется от веры, он привел его на языческое капище. Но в ответ на требование принести жертвы языческим идолам Василиск сказал, что своему Богу он приносит жертвы постоянно. И тут же с небес снизошел огонь и испепелил и капище, и идолов... Разъяренный Агриппа приказал отправить Василиска в Каманы, которые считались тогда далеким местом ссылки, и вести его было приказано в медных сапогах с гвоздями, торчащими из подошв вовнутрь. Добравшись до места назначения, мученика приковали к старому высохшему дубу и в ответ на просьбы о глотке воды велели попросить ее у своего бога. Василиск и попросил. В тот же момент из камня ударил источник, который существует и поныне. Святая вода напоила и омыла мученика, но конвоиры, взбесясь от увиденного, отрубили ему голову. Тело святого выкупили жители села Каманы (Абхазия). Монастырь на месте казни был воздвигнут спустя несколько лет - в 308 году.

Он не сохранился, а мощи и сейчас покоятся под каменным надгробием. И сколько ни пытались позднее перевезти останки святого в другое место, каждый раз что-то мешало этому. Сейчас там воздвигнута часовня, а рядом с ней бьет древний святой источник, обладающий удивительной силой. На дне его, на камнях, четко видны красные пятна, и тысячи верующих считают их следами крови святого.

Вселенский святитель Иоанн Златоуст

Три Вселенских святителя - Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов - жили в IV-V веках. Иоанн Златоуст, как можно догадаться, прозван так был из-за своего удивительного красноречия, которое он использовал во благо христианской веры. Будучи Архиепископом Константинопольским, он неустанно утешал страждущих и обращал в веру язычников. Константинополь в то время погряз в бесстыдстве, особенно императорский двор. Усердствовала в грехах беспутная императрица Евдоксия. В непримиримую борьбу с ней вступил Иоанн Златоуст. Несколько раз по просьбе святого Господь являл свою силу (землетрясение и сильный пожар) и пугал на некоторое время шальную бабу, но она приходила в себя и опять сражалась с праведником. В последнем приступе гнева она велела его казнить, но более благоразумный супруг, император Аркадий, заменил жестокий приговор ссылкой на край империи, в далекую Армению. В изгнании Златоуст, известный своей фразой «Спасибо Богу за все», учил прихожан и последователей благодарить Господа за каждый прожитый день, даже за посланные страдания. И в далекой ссылке он не прекращал просветительской деятельности и переписывался с единомышленниками - до наших дней дошло 245 его писем.

Эта активная деятельность не осталась незамеченной, и было принято решение отправить его еще дальше. Наверное, село Каманы (Абхазия) представлялось правителям тех времен чем-то похожим на ад, если они самых злейших своих врагов отсылали именно туда. И вот, спустя сто лет история Мученика Василиска повторилась. Три месяца жестокие стражники, всячески издеваясь над больным и изможденным конвоируемым, доставили его в село Каманы, где он спустя два дня умер, произнеся перед кончиной свою знаменитую фразу. А в Константинополе все помнили и помнили о любимом наставнике. И вот по просьбе жителей города в 438 году Феодосий II вернул мощи святого в столицу Византии. Но саркофаг, высеченный из цельной известняковой глыбы, в котором покоился Вселенский Святитель, остался в Каманах, и во славу святого местные жители соорудили над ним храм, обновление которого началось в 1989 году. Тогда же при возведении трехъярусной колокольни и был найден знаменитый саркофаг, память о котором советская власть старалась всячески истребить. До войны 1992-1993 года в храме хранилась плащаница Иоанна Златоуста. Она была утеряна (предположительно выкрадена) в тяжелое и смутное военное время.

Иоанн Креститель

Третий покровитель каманских святых мест крестил в водах Иордана самого Иисуса Христа. Родившийся чуть раньше, он своим появлением на свет предвосхитил скорый приход Спасителя, почему и называется Предтечей.

Легендарная личность, значение которой для всего христианского мира переоценить невозможно, он был убит путем отсечения головы Иродиадой, иудейской царевной. Дочь ее Соломея забрала голову Иоанна (этот сюжет запечатлен на многих полотнах мировой живописи) и спрятала ее. Потом начались злоключения. Всего было три обретения головы Иоанна Крестителя. В Каманах произошло третье, последнее. Сюда голова была тайно вывезена в IX веке во времена гонения на христиан. Ценную реликвию нашли благодаря вещему сну священнослужителя Иннокентия.

Михаил III, император Византии, в 850 году направил посольство в Каманы, и с великими почестями голова была возвращена в Константинополь. До этого она хранилась монахами у подножья живописной горы в селе Каманы (Абхазия). Фото грота с нерукотворным следом от головы прилагается ниже.

Возрождение монастыря

Село Каманы расположено на западном течении местной речки Гумисты. А есть еще и Восточный рукав. Между ними возвышается гора Гумбиха, на ней-то и находится Храм Иоанна Златоуста, в котором с 2001 года возобновилась монашеская жизнь.

Древняя церковь, возведенная не позднее XI века, с давних времен была обнесена каменным забором. На основе фундамента старинной церкви выросли стены нового храма, с двумя вновь созданными приделами.

Паломники и их отзывы

Ниже его, с правой стороны, находятся руины основанного в 1898 году Василиско-Златоустовского женского монастыря. Село Каманы (Абзазия), монастырь которого объединил на своей территории объекты поклонения всего православного мира, в наше время стало еще более популярным - до 50 000 паломников в год приходят в стены обители. Надо отметить, что власти непризнанной Абхазской республики в феврале 2011 года безвозмездно передали объект православной церкви. Недалеко от обители, на холме находится могила и источник Святого Василиска. Центр паломничества православных - село Каманы (Абхазия) - отзывы может иметь только восторженные. Это божье место, наполненное благостью.

Люди едут сюда поклониться святым местам, едут зимой и летом не за комфортом, а за помощью. Слава о целебной силе этого места и святого источника распространилась очень далеко. Приехавшие останавливаются возле монастыря в палатках. Возле всех святых мест в пик паломничества землю просто покрывают соломой, на которой спят люди, прибывшие в село Каманы (Абзазия). Монастырь стараниями игумена Игнатия все время отстраивается. Так, был восстановлен мост, разрушенный войной, в результате чего добираться к обители нужно было по небезопасной дороге через село Верхняя Эшера. Теперь все иначе...

Добраться легко

Выше уже отмечалось, что всего в 15 км от Сухуми находится этот всемирно известный центр паломничества - село Каманы (Абхазия). Как добраться до этих святых мест? Село лежит выше в горах (по отношению к Сухуми). Если двигаться на север, то через 12 км можно попасть в село Шрома (Гума), за которым у слияния Западной и Восточной Гумист и расположен искомый объект.

Дорога пролегает мимо знаменитого обезьяньего питомника, через ущелье Гумисты, затем через село Михайловку со Спасо-Преображенской церковью. Посетить эти святые места, находящиеся в получасовой езде (если передвигаться на авто) от Сухуми, можно по программе «По святым местам Абхазии». С каждым годом все более популярным становится направление «Каманы, Абхазия. Монастырь». Как доехать туда - знает абсолютно каждый житель этой страны, кроме того, существует множество указателей, продаются путеводители, так что не заблудитесь.

«Когда-то не очень давно, на слиянии двух горных рек стоял древний храм. Вокруг раскинулось большое селение. Люди в нем были набожны, посещали храм каждое воскресенье и поддерживали его красоту. За это Бог даровал им богатство, поселки стали расти, лачуги превратились в дворцы и вскоре селение стало похоже на красивый город. Но пришло время, когда люди охладели к Богу и перестали жертвовать на храм, который уже стал никому не нужен. Тогда постигло их наказание, началась война и те, кому удалось уцелеть, вынуждены были бежать в другие земли только с тем, что смогли захватить с собой. Так, за очень короткое время, опустело многолюдное селение.»

Война не хочет уходить

Такую легенду-быль рассказывают местные жители о Каманском храме и окружавших его в прошлом больших мегрельских селах Шрома и Ахалшени, ныне лежащих в руинах. Стихают разговоры в автобусе, когда паломники и туристы проезжают по разбитой дороге среди разрушенных домов и огромных кладбищ, направляясь к каманскому монастырю. За покосившимися, ржавыми заборами еще плодоносят сады, роскошные гранитные плиты с грузинской вязью изрешечены автоматными очередями.

Словно богатому довоенному времени, возвышается над долиной сванская башня, украшенная крестами. В древности такие башни, символизирующие силу и мощь рода, строили знатные роды сванов (этнографическая группа грузин) . Башня в Яштухе построена около полувека назад, когда здесь жило много состоятельных семей.

В обитаемой части села Яштуха, на постаменте, стоит танк с фотографиями погибшего экипажа. Это памятник той самой войны, грузино-абхазского конфликта, уничтожившего жизнь в этой живописной долине. На выезде из Шромы, у обочины приютилась невысокая бетонная плита с надписью «The HALO-Trust». Такие таблички установлены на всех дорогах Абхазии, разминированием которых занималась благотворительная британская организация. Значит, по дороге путь безопасен, а в лесные чащи лучше не уклоняться. Война рассыпана по склонам сотнями снарядов и мин.


Древняя река и таинственные пещеры

Путь в Каманы начинается на окраине Сухума, проходя мимо зарастающего ботанического сада и обезьяннего питомника. Город быстро отступает и превращается в полуобитаемый большой поселок — Яштуху. Две высоких горы, похожие на пирамиды, пропускают между собой дорогу. Это ущелье называют «Мертвая долина». В древние века здесь протекала река, прародительница Восточной Гумисты, и впадала в море в районе морского вокзала. Десятки тысяч лет назад она соединилась с Западной Гумистой в районе нынешних Каман, а долина постепенно высохла. И сейчас, во время сильных дождей здесь образуются маленькие озера, которые быстро уходят в карстовые воронки.

Все эти катаклизмы могли наблюдать первобытные люди, поселившиеся на территории Яштухи около 120 тыс лет назад. Здесь найдена одна из крупнейших палеолитических стоянок, на ней постоянно работают археологи.

Когда дорога выходит из Мертвой долины к горе Абхюк, на высоте около 80м виден грот. Это одна из нескольких Гумистинских пещер, ранее называлась Михайловская, позже — Шромская. Пещера углубляется на полкилометра в гору. Здесь были обнаружены кости животных и человека, а так же предметы бронзового века. Всё говорит о том, что она была обитаема в первобытные времена, а позже служила местом погребений. Уже в начале нашей эры пещера сильно отсырела от подземных источников и заросла сталактитами.

Еще несколько похожих пещер, две Ахалшенские и Шакалья, встретятся по пути уже за Каманами. Каждая из них уникальна по строению, украшена сталактитами и подземными озерами. Дороги к ним сейчас забыты и это к лучшему. Частое посещение пещер экскурсиями приносит непоправимый вред как хрупкой красоте их убранства, так и обитающим там редким видам животных.


Потерянный город

Дорога немного поднимается в гору и, минув бывший сельсовет, устремляется вниз по серпантину. Внизу открывается сверкающий рукав Восточной Гумисты, стиснутый двумя горами. За переездом через мост начинается селение Каманы. Оно так же разрушено. Во время войны здесь проходил фронт борьбы за Сухум. Снаряды не пощадили ни одного дома, кроме высокого каманского храма, видимого издалека.

Археологи предполагают, что храм был построен в XI веке и выглядел тогда скромнее: небольшая каменная «коробка», к моменту прихода русских, уже совершенно разрушенная. Высокая колокольня и оба придела были пристроены только в конце XIX века. В советское время колокольню разрушили и тот комплекс, что стоит в Каманах сейчас, очень отдаленно напоминает первоначальную архитектуру.

Во времена средневековья селение было настоящим городом. В окружающих ущельях то и дело находят остатки крепостей, церквей и жилищ, относившихся еще к римскому времени. Русские путешественники, побывавшие здесь в середине XIX века, слышали от абхазов предания о святости этих руин, к ним ходили с приношениями и просьбами.

Само название «Каманы» официально утвердилось за «святым холмом» только с легкой руки греческого археолога Константина Врисиса. В 1884 г он прибыл в абхазские горы с намерением отыскать свою «Трою», с IV века упоминавшийся в исторических документах город Команы, где произошло несколько славных событий христианской истории. Но с тех пор многое забылось. Христианскую честь Абхазских Каман могут оспаривать еще два города с таким же названием, находящиеся ныне на территории Турции. Пока ведутся исторические споры, Абхазские Каманы уже сделались одной из величайших и посещаемых святынь.

Святитель

История Каман тесно связана с преданием о кончине известного христианского святого Иоанна Златоуста, жившего в Византии во второй половине 4 века. Ревностный поборник благочестия, святитель Иоанн оказался в противоборстве с царицей и был сослан в Питиунт (ныне Пицунда), который тогда считался отдаленным и пустынным местом. Но по дороге туда из Константинополя, утомленный жарой и трудами 51-летний святитель скончался, как говорят документы, не дойдя до Питиунта, в Каманах.

Уже погребенное тело святителя, по настоятельным просьбам константинопольцев, подняли из могилы и отправили на родину. Здесь же остался лишь каменный саркофаг, его можно увидеть внутри церкви.


Воин

Но не только Иоанн Златоуст сделал славу древнему городу. Каманы упоминаются в «Житии Св. мученика Василиска», воина-христианина, жившего незадолго до святителя, в начале 4 века. Абхазия тогда была римской провинцией и сюда ссылали неблагонадежных граждан. Разгневанный непреклонностью веры Василиска, римский правитель-язычник приказал казнить его именно здесь, в Каманах.

Груда камней за оградой, куда приводит одна из паломнических троп, именуется могилой мученика. Археолог Врисис определил каменную кладку как остатки церкви, построенной над местом погребения Василиска в IV веке.
Недалеко отсюда — небольшая деревянная часовня, выстроенная недавно на средства благотворителя, получившего здесь чудесное исцеление. В чистейшей воде родника, который по преданию появился после погребения Василиска, можно отыскать камни с красными пятнами. Их называют следами мученической крови.

…и пророк

Было еще одно событие, ради которого христиане стремятся к «святому холму». В Каманах временно прятали «главу Иоанна Предтечи», величайшую христианскую святыню. С середины VIII века в Византии царствовала «иконоборческая ересь», все вещественные объекты поклонения подлежали изъятию и уничтожению. Поскольку иконоборчество длилось довольно долго, почти 100 лет, место хранения святыни было забыто. По преданию, сам Иоанн явился византийскому императору во сне, указав небольшой грот близ Каман, где глава и была найдена около 850г.

К месту обретения главы Иоанна Предтечи ведут две дороги. Первая называется «тропа грешников». Она идет по крутому склону наверх, подъем довольно тяжел и, видимо, призван напоминать идущему о тяжести содеянных зол. Другой путь хоть и длиннее, но легче. Это гравийная дорога, идущая через Каманы далее в горы. По ней свободно проезжает автотранспорт.
Оба пути сходятся на небольшой поляне, откуда к самому гроту начинается крутой подъем по металлической лестнице. Рассказывают, что ее на свои средства изготовил богатый абхазец, получивший во сне указание от самого святого.



Сухумская ГЭС

Дорога вьется еще выше в горы, прижимаясь к левому отвесному берегу Гумисты. В 30-е годы этот путь был оборудован ради еще одной любимой туристами достопримечательности — Сухумской ГЭС. На действующей электростанции вряд ли кому из «непосвященных» удастся побывать, сюда же путь свободен: после войны 90-х станция перестала работать. Как и вся архитектура 30-х годов прошлого века, добротные постройки выполнены изящно и основательно. Когда-то

Абхазия, Сухумский р-н, с. Каман

Село Каманы (Коман, Команы) в Абхазии — одно из самых почитаемых христианами мест, история которого насчитывает более двух тысяч лет. Расположено оно в Сухумском районе, в 15 км от центра абхазской столицы на берегу реки Западная Гумиста. Название поселения переводится как «Святое место».

Согласно христианским преданиям, в 308 году здесь умер и был погребен Святой Мученик Василиск. В селе Каманы функционирует деревянная часовня христианского мученика, а также есть святой источник, который пробился из-под земли в том месте, где святому отрубили голову. Считается, что вода из этого источника обладает целебной силой. Каждый год во время Крещения к источнику приезжает большое количество верующих не только со всей Абхазии, но и из других стран. В соответствии с поверьем, тот, кто окунется в этот день в воде источника, получит прощение своих грехов и благословение Всевышнего. Именно поэтому даже в самые холодные зимы, в Крещение здесь можно наблюдать много желающих почувствовать на себе чудодейственную силу этой воды.

Столетие спустя, в 407 году в Команах умер Иоанн Златоуст, который был одним из трех Вселенских святителей и учителей наряду с Василием Великим и Григорием Богословом. До 483 года тело святителя находилось в селе, после чего его перенесли в Константинополь. В Команах действует мужской монастырь Иоанна Златоуста. При строительстве колокольни в земле была обнаружена гробница, в которой, предположительно, был погребен святитель до переноса его тела в Константинополь. В настоящее время гробница находится в храме, а место первоначального погребения Иоанна Златоуста стало центром паломничества православных верующих.

В селе Коман в недалеко от храма Иоанна Златоуста находится еще одно святое место, куда приезжают паломники со всей России — грот, где была спрятана голова Иоанна Креститетя, являющегося ближайшим предшественником Иисуса Христа. В 18 веке реликвия была похищена и тайно вывезена из Византии в Абхазию. Спустя век, она была найдена и возвращена в Константинополь, а грот в Команах стал почитаться как священное место для христиан всего мира.

Сегодня небольшое село Каманы в Абхазии является крупнейшим центром паломничества и экскурсионным объектом. С 1898 по 1924 годы здесь находился женский монастырь, который был разрушен в период СССР.

Заказать экскурсию в Каманы можно в любом экскурсионном бюро Абхазии или у частников , которые организуют поездки по местным достопримечательностям. Ближе всего добираться в село из Сухуми, поэтому если вы будете отдыхать в Сухуми , обязательно посетите это удивительное место - Коман.

Каманские святыни в фотографиях

Абхазские Команы – место паломничества и экскурсий

В Каманах Абхазских часто проводятся экскурсии. Здесь располагается церковь Василиска, в которой покоятся мощи мученика. Второй известной достопримечательностью Абхазии являются развалины женского монастыря. Он был основан в 1898 г. и вмещал около 300 насельниц, которые вели обширное хозяйство. В советское время монастырь был переоборудован в дом престарелых, но с 2002 г. снова открыта обитель.

Дальше возвышается Храм Иоанна Златоуста, построенный в 1991 г. на месте древней церкви. Во время возведения колокольни была найдена гробница, в которой покоилось тело святого. Реликвия и сейчас находится в храме и доступна для поклонения (см. ).

В нескольких километрах от храма, в горах Абхазии, находится место обретения главы Предтечи. Оно представляет собой небольшой грот с иконами и нерукотворным образом на стене (см. ). Туда можно подняться пешком, заказать конную прогулку или поездку на внедорожнике.

Команы Абхазские. Как добраться?

Село Команы Абхазские находится в 15 км от . Легче всего добраться сюда, посетив сначала . Дорога поднимается в гору между двумя возвышенностями, затем пролегает через посёлки Яштуха, Гума и, наконец, приводит в Абхазские Команы. Также рекомендуется заказать экскурсию к этим достопримечательностям и доехать на туристическом автобусе.