История любви балет большой театр. Балет «Легенда о любви. Легенда о любви в Большом театре

Балет "Легенда о любви" в Большом театре – зрелищный и эффектный спектакль, который является украшением репертуара главного театра страны. Постановка пользуется огромной популярностью у зрителей.

Немного истории

Премьерная постановка была представлена вниманию публики в далеком 1961 году. Состоялось данное событие в знаменитом ленинградском Мариинском театре. Балет Легенда о любви в Большом поставлен на музыку известного композитора из Арифа Меликова, а хореографом постановки стал известный балетмейстер - Юрий Григорович.

Через 4 года постановку перенесли на подмостки московского Большого театра. И с 1965 года балет "Легенда о любви" считается жемчужиной репертуара столичного театра и образцом мирового классического балета. В разное время в спектакле принимали участие такие легендарные артисты, как

  • Ульяна Лопаткина,
  • Марис Лиепа,
  • Людмила Семеняка и другие великие танцоры.

  • Хореографом-постановщиком балета Легенда о любви является талантливый маэстро танца Юрий Григорович. Именно он в соавторстве с Назымом Хикметом написал либретто для постановки. Хикметов – поэт, политзаключенный, которого осудили на 28 лет. И свою глубокую философскую драму он создал именно за решеткой. В результате совместной работы получилась глубокая, гармоничная и яркая постановка, в которой музыка и танец дополняют и раскрывают друг друга.

    Драматургия балета очень напряженная и захватывающая. Поэтому зрители, купившие билеты на Легенду о любви, не останутся равнодушными к спектаклю. Сценическое оформление балета принадлежит известному художнику Симону Вирсаладзе. Он воплотил в балете "Легенда о любви" стиль шестидесятых.

    Отличительная черта постановки – масштабные массовые шествия. Главной темой балета является великая и всепобеждающая сила любви. С первых же аккордов режиссер создает атмосферу высокого накала, который не спадает на протяжении всей балетной постановки. Каждый из героев стоит перед сложным выбором, перед непростым компромиссом. Поэтому постановка понравится всем поколениям театралов.

    Сюжет

    Сюжет балета "Легенда о любви" представляет собой рассказ одной из легенд древнего Востока. У царицы Мехменэ Бану была любимая младшая сестра Ширин, которая тяжело заболела. Царица долго горевала, после чего решилась на авантюру. Незнакомец предложил ей вернуть жизнь сестре, но взамен царица должна отдать свою молодость и красоту. Младшая сестра возвращается в мир живых. После этого лицо царицы начинает очень быстро стареть.

    Однажды в саду сестры знакомятся с красивым художником по имени Ферхад. И царицу, и ее сестру пленили чары молодого человека. Но юноша уделяет внимание только младшей сестре. Тогда царица начинает препятствовать их свиданиям. Фархад и Ширин пытаются убежать, но им не удается это сделать. Влюбленную пару поймали и привели к царице. Правительница ставит героям условие – они поженятся, но сначала пусть Фархад откроет горный источник и спасет царство от засухи. Фархад помогает людям, но сам погибает в горах.

    Исполнители главных партий

    Большой театр неизменно предлагает на выбор ценителям балета множество классических постановок. В балетном репертуаре театра есть еще и некоторые современные балеты, а также произведения, относящиеся к советскому периоды. Среди них стоит особо отметить постановку «Легенда о любви». Этот балет композитора Арифа Меликова с хореографией легендарного Юрия Григоровича оставляет неизгладимое впечатление. На постановку вы можете купить у нас уже сейчас.

    Литературная основа балета

    Либретто к балету «Легенда о любви» написал Назым Хикмет. Он основывался в работе на старинной легенде, повествующей о непростом выборе между любовью и долгом. В его интерпретации старинная история обрела особую пронзительность и новые смыслы. Дело в том, что Хикмет был политзаключенным, и он создал произведение на десятом году тюремного срока. Он воспел в своем произведении верность долгу и способность владеть чувствами. На постановку «Легенда о любви» в Большой театр билеты в продаже у нас уже сейчас. В постановке «Легенда о любви» на первое место выходят нравственные побуждения человека, их анализ. Перед нравственностью меркнет и страсть, и эгоизм. но ради нее приходится приносить жертву. Интересно, что у перед каждым из героев балета встает нравственный выбор: компромиссное решение или путь героя, требующий самоотдачи и подвига. На можно у нас онлайн.

    Действие балета «Легенда о любви» начинается во дворце, здесь погибает Ширин, младшая сестра Мехмене бану. Неожиданно незнакомец предлагает спасти ее, но взамен от требует, чтобы старшая сестра отдала свою красоту. Она соглашается, и Ширин спасена. Обе сестры во время шествия видят на площади молодого художника Ферхада, и обе влюбляются в него. Его же влечет к Ширин. Чтобы быть с любимой, ему предстоит сделать невозможное - пробить скалу, которая преграждает путь воды к народу. На постановку «Легенда о любви» балет купить билет стоит заранее, чтобы обеспечить себе хорошее место в зрительном зале.

    Билеты на балет «Легенда о любви» уже у нас в продаже!

    На сцене Большого театра легендарный спектакль, ставший золотым национальным наследием советского периода «Легенда о любви». Либретто Назыма Хикмета срежессировано бессменным постановщиком этого балета Юрием Григоровичем в тандеме с Симоном Вирсаладзе. «Легенда о любви» в Большом театре с 1965 года каждый сезон неизменно была самым кассовым спектаклем. После небольшого перерыва, связанного с уходом и возвращением Юрия Григоровича, московский зритель вновь может наслаждаться этой чувственной и вечной историей.

    О спектакле «Легенда о любви» в Большом театре

    В советское время постановка, основанная на восточной сказке с присущей жанру чувственностью и высокой долей эротизма получила множество неоднозначных отзывов. Спектакль «Легенда о любви» и деятельность ее режиссера и хореографа даже были предметом обсуждения на партийном уровне.

    Чувственная пластика танцовщиков, неприкрытая сексуальность отношений между полами, непривычная для классического балета откровенность – все это произвело сексуальную революцию в искусстве и попрало советскую мораль. Но, несмотря на жесткую критику, балет стал частью Большого театра. Сегодня зритель вновь может увидеть легендарную постановку в неизменном виде.

    «Легенда о любви»: сюжет спектакля

    Сюжет спектакля пропитан нежным романтизмом и печалью, которые артисты сцены смогли невероятно точно воплотить в танце. Сестра персидской царицы Мехмене Баду больна, а чтобы спасти девушку правительница жертвует своей красотой. Теперь она вынуждена постоянно носить вуаль, в то время, как ее сестра переживает лучшие моменты любви с молодым художником Ферхадом, полностью отдаваясь страсти.

    Но царица тоже мечтает о любви юноши, правда ее эротические фантазии не выходят за рамки сновидений. Финал спектакля каждый раз один, но впечатленный игрой артистов зритель все же верит в нечто, что вдруг изменит ход событий. Увы, Ферхад не постоянен, и уходит, бросая обеих женщин.

    Актерский состав спектакля

    В 1965 году премьеру спектакля представляли легендарные артисты театра – Майя Плисецкая, Наталья Бессмертнова, Марис Лиепа. Именно ими был задан тон и внутренний дух действу, которые ощущается и сегодня. В спектакле «Легенда о любви» 2018 блистают Юрий Баранов, Карим Абдуллин, Ангелина Карпова, Мария Александрова, Мария Виноградова, Тимур Аскеров, Иван Алексеев. Зрители смогут увидеть их на Исторической сцене театра 11 и 13 мая.

    Заказ балетов на спектакль «Легенда о любви» в Большом театре

    Купить билеты на «Легенду о любви», не пробираясь через всю Москву к кассам и не тратя время, можно в нашем Агентстве, которое более 10 лет предоставляет услуги для ценителей театрального искусства.

    Наш онлайн сервис самый удобный и позволяет получить исчерпывающую информацию о мероприятии, ценах, свободных местах в зале, актерском составе и сюжете постановки. С нами вы можете:

    • забронировать билеты;
    • выбрать лучшие места;
    • получить ответы на все интересующие вопросы у оператора;
    • оплатить заказ любым удобным способом.

    Билеты на «Легенду о любви» всегда очень востребованы, поэтому спланируйте свой поход в театр заранее. Для корпоративных клиентов предусмотрены скидки и особенные возможности.

    Увидеть спектакль «Легенда о любви» в Москве стоит обязательно, ведь это не просто история о самом сильном чувстве на земле, но и классика, которую не смогло изменить даже время.

    Свойство это что ли балетов Григоровича - все так хорошо, что сложно за что то зацепиться, чтобы начать писать. Впрочем, у его балетов есть еще одно свойство - они так совершенны, что исполнителям надо тянуться за уровнем, потому что в самой хореографии заложена такая мощь высказывания, такая глубина смысла, такая однозначная определенность языка в сочетании с такой многослойностью возможных красок, которыми можно наполнить каждую фразу, что сама постановка - львиная доля успеха спектакля. А уж если и с исполнением все сложится - могут получаться бриллианты абсолютной чистоты.

    Бриллиантом этого спектакля безусловно была совершенная Светлана Захарова. Вообще трудно оценивать остальных исполнителей, когда она на сцене - она задает слишком высокую планку. Даже не игрой - просто красотой и великолепием линий. Во втором действии есть сцена, где она сидит на троне, а ее развлекают танцами. И вот, погружаешься в эту атмосферу, следишь за кордой, и тут она встает, сходит с трона, и, пройдя, через танцующих, застывает в раздумьи о Ферхаде… У нее за спиной продолжается движение, а она просто стоит, замерев, и ловишь себя на том, что смотришь только на нее, потому что в ее статичной позе больше нерва, больше экспрессии, чем в бурном движении десятка танцовщиков.

    У Мехмене Бану Светланы все страсти - глубоко внутри. У нее слишком много достоинства, чтобы проявить их на людях, у нее вообще нет привычки демонстрировать чувства. Причем не только любовные - царица она тоже закрытая, ее властность не демонстративная, она - не начальник, не руководитель, не повелительница - она просто выше, и все. Она может спокойно, не оглядываясь, не рассчитывая эффект, протянуть руку в повелевающем жесте, ей не надо его доигрывать, все и так подчинятся. Поэтому так мучительно ломается ее тело в любовном томлении, так запредельны прогибы, так трагичны руки, слишком все глубоко, слишком сильно и слишком немыслимо выпустить это наружу. Момент, когда она поддалась было эмоциям - момент гнева, погони и суда над беглецами - да, там прорывается было страсть, но она обуздывает ее, это гнев, недостойный ее. Но из глубин существа страдающей Мехмене пробивается такая нежность, немыслимая для царицы, такая жертвенная женственность… Здесь она теплая, живая, настоящая. И особенно пронзительна трагичность того, что она не может все это отдать… Да, я совсем забыла, что по сюжету ее несчастье связано с потерей красоты… Нет, дело даже не в том, что Светлану нельзя представить некрасивой и нежеланной... Просто эта Мехмене не может позволить себе поддаться страсти к простому художнику, не может разрушить чувства сестры, она связана положением, долгом, достоинством, чем угодно, но не физическим уродством.

    Про простого художника. Дебют Дениса Родькина. Хотела написать - ну очень простого… Но это все же синдром Светланы, я выше писала, что рядом с ней очень трудно находиться на сцене. Ферхад Дениса был слеплен как калька с Аладдина из известного советского фильма 60-х годов. Такой же красавец, такой же приторно сладкий, такой же условный… В этом плане они просто великолепно совпадали с Ширин Анны Никулиной. Идеальная пара! Оба - зефирно-карамельные, мультяшные, из детской сказки про восток. Иногда, глядя на них, я вспоминала и диснеевский мультик про того же Аладдина.. И такая же детская, условная любовь. Честно говоря, любовные дуэты у Григоровича настолько роскошны, что иногда и обозначить достаточно, чтобы сердце упало. Один из самых сумасшедших моментов - когда они просто падают на пол в изнеможении, даже не рядом, даже не касаясь, и просто лежат, неподвижно, глядя в небо - что со мной произошло, что за космос во мне рождается? Гениально! Я не говорю о поддержках - какими словами это передать?..

    Здесь все было исполнено, но так хотелось нотку чувственности, нотку «взрослости», нотку страсти… Я видела Анну дважды - она безумно мне понравилась Анастасией и совершенно не тронула Фригией. Видимо, такая хрустальная, невинная кротость - это ее краска, ее черта, но если на Анастасию эта краска ложилась идеально, то для образов девушек со, скажем так, более активной жизненной позицией, мне в ней упорно не хватает темперамента. А Денис, мне показалось, все же осторожничал. Я с глубоким удовлетворением это отметила, когда в третьем акте «тепленькая пошла». Как только он был поставлен перед необходимостью рубить скалу, сразу возникла героика, сразу добавилось эмоций, сразу стало поинтереснее. Да и Ширин прибавила, запорхала раненой голубкой… Меня безумно вдохновило третье действие именно тем, что я увидела, что эта пара, очень гармоничная, скорее всего прибавит по эмоциям.

    С Мехмене Ферхад совпадал существенно меньше, чем с Ширин. Чтобы не сказать - не совпадал вообще. Он действительно был слишком прост для такой царицы. Их дуэт - блистательный по драматизму, мог бы прозвучать гораздо интереснее, если бы между ними было больше химии. Хотя тут я должна покаяться - как я не держалась, чтобы не смотреть накануне видео классиков, но именно этот дуэт меня угораздило пересмотреть с Плисецкой и Лиепой.

    А между тем все это время рядом был шикарный Визирь Виталия Биктимирова! Интересно, а почему, если Легенда, то все - Ферхад, Ферхад, а тут такая вкусная партия! Мне он понравился невероятно! Впрочем, Виталий мне нравится неизменно, только в партиях таких я его не видела, максимум Капитана марсельцев, а так - все больше в характерных танцах. Точный, умный, харизматичный, фактурный восточный правитель… Опять же воин, хозяин, плечо и опора… И красавец, между прочим… Шикарный типаж. И изумительно исполненный. Загадка спектакля - зачем Мехмене был нужен мальчик-Ферхад при наличии рядом такого мужчины? Если только сердцу не прикажешь, других объяснений тут нет… Кстати, на поклонах Виталий держался несколько в стороне, за спинами остальных главных героев. А зря!

    Кордебалет как всегда - восхитителен! Особенно мужской. Хотя массовые танцы, поставленные Григоровичем, тоже завораживающие и бездонные по своей выразительности, но так отточено, так выверено, с такой экспрессией их доносить - это очень дорогого стоит. Шаманизм какой-то. Я в восторге. Как начала восторгаться от сцены выхода чиновников и офицеров перед встречей Мехмене и Ширин с Ферхадом, так и не прекращала до конца. И Шут Игоря Цвирко сорвал свою заслуженную долю аплодисментов.

    Вообще, в спектакле еще был момент синдрома премьеры. Было и осторожничанье, и примерка к партиям, и обкатка образов «в деле». Поэтому всем, кто меня спрашивал после, я говорила, что уверена - спектакль будет прибавлять. Артисты еще освоятся в нем, притрутся, раскроются, раскрепостятся, подберут краски, и он заиграет еще больше. А пока была общая приподнятость, атмосфера праздника, события, куча ВИПов… Чиновно-финансовые лица называть не буду, из балетных заметила Зеленского и Вишневу, она сидела с Уриным. Но главным ВИПом вечера был без сомнения Юрий Николаевич. Зал устроил ему стоячую овацию, и это было настолько от сердца… А потом он вышел на сцену на поклоны, и с ним композитор Ариф Меликов - это было очень трогательно. Светлана, а вслед за ней и остальные участники положили свои букеты к ногам Григоровича, а Ариф Меликов бросил свой букет в оркестр. Овация была долгой, зал кричал браво, цветов было множество, все прекрасно. А я очень рада, что на сцене Большого есть еще один - простите за внежанровую лесику - настоящий «блокбастер», увидеть который надо обязательно.

    PS. Локти искусала, безумно хочу посмотреть на пару Лантратов-Виноградова. Но этой осенью больше не попадаю, обстоятельства((Так что уже завидую всем, кто еще пойдет.

    Фото селебрити класть не буду, так что - традиционные фото с поклонов.

    Видео эпизодов со Светланой положила сюда .

    После первого акта:


    Мехмене Бану - Светлана Захарова, Визирь - Виталий Биктимиров


    Ширин - Анна Никулина, Ферхад - Денис Родькин

    После второго акта сначала вышли беглецы:

    а потом - "старшие"

    Перед третьим действием традиционно приветствовали оркестр. И Юрия Николаевича - он был с нашей стороны, и мы его не видели, но догадались по бурной овации зала.

    По окончании

    Светлана вывела на сцену Григоровича и он начал с поклонов артистам...

    А потом уже публике

    Вышел и композитор Ариф Меликов

    А потом начались вызовы за занавес

    Предлагаем вашему вниманию либретто балета "Легенда о любви". Балет в трех действиях. Композитор А. Меликов. Либретто Н. Хикмета и Ю. Заводчиковой. Постановка Ю. Григоровича. Художник С. Вирсаладзе.

    Действующие лица: Ширин. Ферхад. Мехменэ Бану. Визирь. Незнакомец. Друзья Ферхада. Участники танца золота, танца шутов, танца девушек.

    Принцесса Ширин, младшая сестра царицы Мехменэ Бану, опасно больна. Царица и ее приближенные погружены в глубокую печаль. Даже самые искусные лекари не в силах помочь больной принцессе.

    В покои царицы приводят Незнакомца, одетого в простую одежду. Он узнал о болезни сестры царицы и уверен в могуществе своего врачевания. Впервые за много месяцев лицо Мехменэ Бану осветилось надеждой.

    Она предлагает Незнакомцу за исцеление любимой сестры драгоценности, но тот с презрением отвергает их. Удивленная царица снимает с головы свою корону и протягивает ее Незнакомцу. Но и это бесценное сокровище не привлекает его внимания.

    "Чем же отплатить тебе за спасение сестры"? - спрашивает Бану.

    И Незнакомец требует неслыханной платы: царица должна расстаться со своей сверкающей красотой. Потрясенная этим требованием, мучительно борясь с потоком нахлынувших мыслей и чувств, царица во имя любви к сестре соглашается.

    Незнакомец произносит заклинания, движения его странны, непонятны; мгновенье, другое - и царевна Ширин подымается с ложа, над которым недавно витала смерть. С удивлением она вглядывается в лицо Мехменэ Бану и не узнает в этой обезображенной женщине своей сестры-красавицы.

    Мехменэ Бану и Ширин в сопровождении свиты направляются осмотреть воздвигнутый для принцессы дворец. Обе сестры с восхищением смотрят на молодого красивого художника Ферхада, расписывающего арку.

    Когда шествие удалилось, к Ферхаду подошла Ширин. Вначале он принял ее за простую девушку. Между ними завязывается нежный, полный намеков и недомолвок разговор. Когда же Ферхад узнает, что полюбившаяся ему красавица- принцесса, он горестно сникает. Ему ли, простому художнику, мечтать о сестре царицы.

    У иссякшего родника толпится народ. Воды давно уже нет. И это - горе всей страны. Только во дворец привозят под охраной издалека воду. Чтоб добыть воду для простых смертных, нужно проложить ей путь через огромные горы. Но кто отважится на такой труд?

    Мехменэ Бану не в силах забыть о встрече с Ферхадом. Только сейчас она понимает, на что обрекла ее жертва, принесенная во имя спасения сестры.

    Иначе сложилась судьба Ширин. Она любит и любима. Без сожалений она покидает дворец, чтоб никогда не разлучаться со своим избранником.

    Узнав о бегстве сестры, Мехменэ Бану в гневе приказывает разыскать Ширин и Ферхада. И когда их приводят к грозной царице, та объявляет Ферхаду свою волю: он станет мужем Ширин не раньше, чем проложит воде путь через гору.

    Уделом царицы становятся только мечты. В грезах она видит себя по-прежнему прекрасной и рядом - Ферхада, страстно любящего ее.

    А для Ширин невыносима даже временная разлука с любимым, ушедшим высоко в горы. Она умоляет сестру подняться вместе с ней к вершинам, чтобы хотя бы взглянуть на Ферхада. Мехменэ Бану и на этот раз не может отказать сестре. Но она ставит условие: пусть Ферхад прекратит работу и спустится в долину с Ширин.

    Она понимает, что Ферхад, даже безгранично любя Ширин, не может обмануть народ, которому обещал воду, а с ней и спасение. Это понимает и Ширин. Она прощается с Ферхадом и уходит. Уходит за ней и Мехменэ Бану.

    В своих мечтах Ферхад проникает в будущее, видит, как из скал хлынули потоки воды, как рядом возник образ любимой девушки, и эти видения придают ему новые силы во имя подвига любви.

    Л. Энтeлиc