Жанры марийских песен. Гостевая улошная песня «Айда йолаш каена»(«Ваши гости будут рады») Жанровые особенности марийских народных песен

Жанры марийских песен

Песни записанные в экспедиции Суксунского района

1.Гостевая улошная песня «Айда йолаш каена»(«Ваши гости будут рады»)

Песня двухголосная, поется в грудном регистре. Тональность ре минор. Размер 5/4. Ритмический рисунок ровный. Диапазон 1,5 октавы - ре малой октавы - ля первой октавы. Куплетная форма. Мелодия волнообразная, встречается скачок на кварту.

1. Айда олташ каена

Им Вуд серым

Ший вуд серым, ший Вудшам

Ой, подъелаш, подъелаш. - 2раза

2. Ший Вуд серым

Ший вудшим оно падья

Ший Вуд серый ший отмажья

Ой, кунчалаш. Кунчалаш. -2раза

3. Айда йолташ каена

Сар олокаш

Сар кукушпаш, сар мурыжым

Ой, кольшташ, кольшташ. - 2 раза

4. Айда йолташ каена

Мор Аркашке

Мор Аркашке, мор саськажем

Почалаш, почалаш. - 2 раза

5. Мор аркаште мор

Саськажем оно ног

Сар шушеньемы жьем

Кольшташ, кольшташ. - 2 раза

6. Айда йолташ каена

Ял мучашке

Ял мучашке гармонь

Йукьем кольшташ.-2 раза

7. Ял мучаште гармонь

Йуовель она кольел

Ял мучаште гармонисты

Ваш Лиям. - 2 раза

2.Улошная песня «Корышко»(«На гору пойдем»)

Песня исполняется на улице юношами и девушками во время прогулки.

Используется прием повторение. Размер 4/4. Тональность ля бемоль мажор. Темп исполнения умеренный. Диапазон песни секста - ля малой октавы - фа первой. Мелодия основана на терции и заполнении ее.

1.Айдаёлташ корышко

Мандолине тамодна

Ой, мандолине там одна

2.Муре надо мигарене

Кид коено ёрлена

Ой, кид коено ёрлена

3.Вдруг запеле вдруг запеле

Спелек тшаше тологонь

Ой, спелек тшаше тологонь

4.Кшёл ташен десканденек

Шошо маше тологонь

Ой, шошо маше тологонь

5.Ошто маше пидагама

Труда мино тогишо

Ой, труда мино тогишо

6.Тебе карда тогоняна

Тая мена тогишо

Ой, тая мена тогишо

3.Свадебная величальная песня «Инжолаш татэн»

Пеню исполняли на второй день свадьбы муж и жена своим родителям.

Особенность мелодии - много мелких длительностей, пунктирный ритмический рисунок. Диапазон песни секста, встречаются скачки на кварту, терцовый ход и заполнения его. Сложно-смешанный переменный размер.

1. Инжолаш татен,

Интяш поп манне тэнь, уалтэн

2. Монжатэнь мо онжела нахнэ

Интерпошман мэтэ, уалтэн

3. Иэрмэн толонтан ой коэна

Интетила конжала, киворла

4. Мэнитерна ждолонда ой коэна

Интетила конжала, киворла

5. Ишнэ кидольштэ олтэ болта

Эрнэ малантэ, керволтэ

6. Ишнэ кидольштэ олтэ болта эрнэ

Маланте, керволтэ

7. Малантэ керволтэ аваата

Йонзолат контэр тайсяжир

8. Уко тотэн тайшташ мура

Эрла кушугань, мура

9. Татэ тинда окта ужан

Эрла ушагань ужан

4.Детская шуточная песня «Изе витше»(«Маленькая птичка»)

Тональность си минор. Диапазон квинта. Ровный ритмический рисунок. Сложно-смешанный размер. Движение мелодии по секундам, есть скачок на кварту и ход по трезвучию.

1. Изе витше

Йолта талеш

Изе пушон тарва талеш

Изу пушон тарва та

2. Тупу жожто

Керт син жалеш

Чевер, чевер, чевер, чевер

Чевер ыдын шинжалеш

3. Туи джо

Йолта талеж

Сай саланэ, сай саланэ

Сай саланэ сералеш

4. Ту саламже

Мо шта сера йошкар, йошкар

Йошкар, йошкар

Йошкар арлеш сер теро

5. Изе витше

Йолта талеш

Изе пушон тарва талеш

Изу пушон тарва та

5.Улошная частушка «Кече лектеш онжалеш»(«Солнце вышло и сияет»)

Тональность Размер 2/4. Диапазон 1.5 октавы - ре первой октавы - соль второй октавы. Мелодия имеет большие скачки: на квинту, сексту, октаву. Встречаются синкопы. Каждый куплет сиквенциозно поднимается выше и выше

1.Кече лектеш онжалеш мардеш лектеш пуалеш

Канды тиран носовикем комталеш

Эрта, эрта юмореш кодешь, кодешь кумолеш

Уже меен араталме йолташем

2.Эх, йолташем капка онулко леектем

Канде тиран носовикем руизен ит шого

Тай ин весе улогень ат мньн мееныкертеш

Тайен вверчен чёнот юла манин итшоно

4.Тый алампум меньдешенч меенводом опташом

Ик олмажемь малаш рынот тынь серетоткерт

Мый тей денет кельшешем давседен каешеч

Мый веседен каемрынят тынь сереет откерт

1. Солнце вышло и сияет

Ветерок подувает

И сушит мой платочек,

Проходит, проходит моя жизнь

И остаеться одно воспоминание…

2. Мой дружочек выйди на крыльцо

Но платочком не маши

Если у тебя есть другая,

То у меня может быть другой

И не думай, что сердце мое

Тревожиться о тебе

3. Ты черемуху посадил,

я водой поливала

если ветку сломаю, ничего ты не скажешь.

Я тебе доверяла, а ты ушел к другой.

Если я уйду с другим ты ничего не скажешь.

Песни найденные в музыкальных изданиях

1.Марийская закличка «Брызг - брызг»

Размер 4/4. Пунктирный ритм. Диапазон - кварта: ре первой октавы - ля первой октавы. Тональность до мажор.

Брызг - брызг, дождик мороси,

Тучку дымку принеси.

Ветерок, подуй, кружась.

Мелкий дождь, лей на нас.

2.Марийская игра «В маки»

Тональность до мажор. Размер переменный. Пунктирный ритм. Диапазон - секста: ре первой октавы - фа первой октавы. Тональность

1. - Сизый голубь дружок,

Расскажи ты нам

Где же сеют мак

И как сеют мак?

Вот здесь сеют мак!

Вот так сеют мак!

2. - Сизый голубь дружок,

Расскажи ты нам

Как же мак растет

И как он цветет?

Вот так он растет!

Вот так он цветет!

3.Марийская игра «Зайчик»

Размер переменный, сложный, смешанный. Тональность ре минор. Диапазон квинта: ре первой октавы - соль первой октавы. в мелодии присутствуют скачки в терцию, кварту.

Уач-уач, зайчик, куда мчишься?

Поглодать березовых корок

Где твоя расплюшилась лапка?

В зимний холод на льду студеном.

Где твой хвостик укоротился?

Откусил рыжий лис за оврагом

Где же ухо твое почернело?

Почернело в дыму сосновом

Уач-уач, зайчик попрыгай.

4.Марийская считалка «В жмурки»

Размер 2/4. Тональность ля минор. Диапазон - квинта: ля первой октавы - ми второй октавы. Характер исполнения - бойко. Мелодия движется по секундам и терциям.

Сорок лип в лесу стоят,

Сорок птиц на них сидят,

Сорок первая летает,

А кто жмурка - вылетает!

5.Марийская народная песня «Мельница»

Характер медленно,скорбно. Тональность ре минор. Размер ѕ. Характер исполнения медленно, скорбно. Диапазон 1,5 октавы: ре второй октавы - до первой октавы.

6. Марийская народная песня «Колыбельная»

Характер исполнения медленно. Размер 2/4. Тональность ми бемоль минор. Мелодия движется по терциям и секундам. Диапазон 1,5 октавы: ля первой октавы - си малой октавы.

Воплощение хорального текста в творчестве И.С. Баха

Хорал явился одним из ведущих жанром баховского вокального творчества. Первые деятели Реформации не называли протестантские песнопения хоралами. С конца XVII века хоралом называют многоголосные обработки протестантских мелодий...

Хороводные, игровые и плясовые песни имеют различную приуроченность и ко временам года, и к обстоятельствам исполнения. В большинстве местностей важная роль отводилась весенним хороводам. И усть-цилемская «горка» на Печоре...

Жанры русского музыкального фольклора

В переводе с греческого «эпос» означает «слово», «повествование», «сказ». К эпическому роду принадлежат русские песни повествовательного характера. Наиболее полно и последовательно...

Мордовская народная музыкальная культура: жанры, своеобразие и быт

О различиях мордвы-эрзи и мордвы-мокши написано много книг и научных статей. К сожалению, среди различий нигде не упоминаются эрзянские и мокшанские песни. Если песня поётся по мокшански, значит это мокшанская, если песня поётся по эрзянски...

Музыка как стиль искусства

Пение как основной вид музыкальной деятельности дошкольников

Выбор песен. Программа воспитания осуществляется в период всего пребывания ребенка в детском саду во всех режимных процессах, в играх, на занятиях, в свободное от занятий время. Для музыкального развития детей очень важно...

В период 1900--1917 го-дов в России инструментальная музыка привлекла к себе при-стальное внимание русских композиторов. Можно сказать, что никогда ранее она не занимала столь значительного места в их творчестве. А. Глазунов, С. Танеев, С. Рахманинов...

Скрипичное искусство в России конца XIX–начала XX веков

Большинство крупных рус-ских композиторов начала XX столетия отдало дань камерно-ансамблевым жанрам, а для некоторых камерная музыка стала основным видом творчества (С. И. Танеев). Вместе с тем необ-ходимо указать...

Творчество известных композиторов. Музыкальные жанры и формы

Крупнейшими композиторами этого периода: по праву считаются С. Прокофьев, Д. Шостакович, А.И. Хачатурян, Д. Кабалевский. Великого советского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева по праву называют классиком XX века...

Философия и ораторско-риторическая диспозиция – факторы формирования Венской классической школы и формы сонатного аллегро

Все основные аспекты жизни людей того времени были отражены в материальной и духовной культуре. Со становлением светского общества художники-живописцы, поэты и писатели, музыканты обращаются к формам классического искусства Древней Греции...

Формирование русской светской хоровой культуры

Хоровой концерт. Все появившиеся в это время хоровые композиции различных авторов связывает трактовка хорового жанра как «музыки высоких помыслов», идущая от хоровых образцов далекого прошлого...

Художественное своеобразие поэтического компонента современной альтернативной музыки (на материале песен Дельфина)

В творчестве Андрея Лысикова имеет место влияние русского поэтического авангарда. Его традиции лирика Дельфина восприняла на основе принципов поэтики, а так же на уровне сквозных мотивов. Связь авангарда с поэзией Дельфина видится...

История музыкальной культуры марийцев

Фольклор марийцев представлен такими жанрам, как исторические предания, мифологические рассказы, пословицы, поговорки и т.п. Среди самобытного творчества марийцев особо выделяют обрядовые мелодии, их исполняли при семейных обрядах, проводах в солдаты и т.д.

Особенность марийского фольклора - особый характер напева. Особенно разнообразны свадебные песни, которые сопровождают каждый этап свадебного обряда.

Прогрессируют марийские напевы с протяжной интонацией. Ритмично исполнялись плясовые песни и частушки. Марийские частушки на родном языке очень схожи с русскими. Марийцы сохранили древние инструменты,традиция игры на которых отличает их от других народов. Инструментальное творчество тесно связано с песенным и хореографическим творчеством. Музыканты считались самыми дорогими гостями на свадьбах и других деревенских праздниках. Позднее гармонь затмила все остальные инструменты. И сейчас она играет значимую роль в праздничной и семейно - обрядовой жизни марийцев. Прикамские марийцы лучше всех сохранили национальную культуру и быт. Но в настоящее время ни в одной марийской деревне Пермского края не совершаются общественные моления с жертвоприношениями.

Песенное творчество и народная инструментальная музыка составляют важнейшую часть традиционного искусства мари. Музыкально-песенная культура марийцев весьма своеобразна, в ней прослеживаются и финно-угорские корни, и влияние тюркской музыки, и воздействие русской песни.

Первые попытки гармонизации марийских мелодий были предприняты в начале XX века.

Музыкальная культура мари была представлена исключительно народным творчеством. Основным жанром музыкального фольклора с далёких времён является лирическая песня.

б)луговую

в)восточную

Песни этих групп различны в ладовом, ритмическом отношениях, по форме, диапазону и т.д. Большинство марийских песен основано на бесполутоновой пентатонике. Для восточных песен характерно сочетание пентатоники с другими диатоническими ладами. Большинство мелодий горных песен включает квартово-квинтовые, секстовые интонации без заполнения. Характерной особенностью протяжных марийских песен являются нерегулярно-переменные метры; для плясовых мелодий обычны чёткий ритм и постоянный размер.

В марийских песнях мелодии очень схожи, часто на одну мелодию накладывают разные слова и исполняют.

Жанры марийских песен

Песни записанные в экспедиции Суксунского района

Гостевая улошная песня «Айда йолаш каена»(«Ваши гости будут рады»)

Песня двухголосная, поется в грудном регистре. Тональность ре минор. Размер 5/4. Ритмический рисунок ровный. Диапазон 1,5 октавы - ре малой октавы - ля первой октавы. Куплетная форма. Мелодия волнообразная, встречается скачок на кварту.

1. Айда олташ каена

Им Вуд серым

Ший вуд серым, ший Вудшам

Ой, подъелаш, подъелаш. - 2раза

2. Ший Вуд серым

Ший вудшим оно падья

Ший Вуд серый ший отмажья

Ой, кунчалаш. Кунчалаш. -2раза

3. Айда йолташ каена

Сар олокаш

Сар кукушпаш, сар мурыжым

Ой, кольшташ, кольшташ. - 2 раза

4. Айда йолташ каена

Мор Аркашке

Мор Аркашке, мор саськажем

Почалаш, почалаш. - 2 раза

5. Мор аркаште мор

Саськажем оно ног

Сар шушеньемы жьем

Кольшташ, кольшташ. - 2 раза

6. Айда йолташ каена

Ял мучашке

Ял мучашке гармонь

Йукьем кольшташ.-2 раза

7. Ял мучаште гармонь

Йуовель она кольел

Ял мучаште гармонисты

Долго не имея своей письменности, чувашский народ выражал свои думы и чаяния, свою наблюдательность и мудрость, свои переживания в устном поэтическом творчестве.

Наиболее распространенным жанром были народные песни. Песней чуваши сопровождали почти все трудовые процессы, начиная от домашних занятий (прядение, ткачество и т. п.) и кончая сельскохозяйственными работами. Исполнение песен было любимым развлечением во время отдыха, особенно у молодежи. Весной молодежь водила хороводы с играми, танцами, песнями, то плавными, неторопливыми, подчиняющими себе ритм движения, то быстрыми, стремительными во время плясок и игр.

Много песен связано с теми или иными обрядами и праздниками. Были песни благодарственные и просительные, с ними чуваши обращались к различным силам природы, от которых, по их представлениям, зависело благосостояние, или к предкам, также якобы имеющим возможность помочь своим родственникам.

После весенних полевых работ начинались молодежные обрядовые игры, известные под названием вайа, тапа, или уяв, продолжавшиеся вплоть до подъема паров и сенокоса.

Среди обрядовых песен очень многие связаны со свадебным циклом. Здесь и «плач невесты», полный воспевания девичества и ужаса перед тяжелой подневольной долей замужней женщины, песни подруг невесты и дружков жениха, а также представителей старшего поколения с пожеланиями новой семье всевозможных благ.

Пользовались широким распространением застольные песни, в которых обычно воспевались старинные обычаи, дружба родственников* святость труда на земле и одновременно сквозило недовольство существовавшими социальными порядками.

Трогательны по содержанию и задушевны по исполнению лирические песни. Обычные темы их: переживания юноши или девушки, тоскующей о любимом, сетования женщины на тяжелую долю в семье и т. п.

Позднее, уже в капиталистический период, распространилась сатирическая песня типа частушки, так называемая сормовска, которую принесли отходники. В этих коротеньких песенках шутливо изображались любовные увлечения молодежи, но чаще остро и зло высмеивались недостатки тех или иных членов общества, а наредко и целых его прослоек или классов.

В наше время старинные песни большей частью сохраняются лишь в памяти старшего поколения; их место заняли новые песни, прославляющие свободный труд и героические дела советских людей. Большой популярностью среди рабочих и колхозников пользуются частушки, нередко слагаемые ими самими на местные волнующие темы.

Значительно развит у чувашей жанр сказок. Они иногда переплетаются с народными легендами о различных исторических личностях, образы которых сильно опоэтизированы. Много сюжетов, общих со сказками других народов. Особенно часто в чувашских сказках подчеркивается благотворная связь с землей и возвеличивается труд на ней.

Как и в сказках других народов, основным героем у чувашей выступает крестьянский сын, который испытывает ряд приключений и в конце концов торжествует над темными силами. Герой обычно добывает лучшую долю не только для себя, но и для народа. В фольклоре чувашей имеется множество поговорок, загадок, пословиц. Тематика всех этих видов народного творчества тесно связана с повседневной жизнью.

Зачинателем литературы на чувашском языке, в основном переводной с русского, был создатель чувашской грамоты И. Я. Яковлев, писавший небольшие рассказы из жизни чувашей. В дальнейшем образование чувашской интеллигенции привело к появлению первых писателей и поэтов-чувашей. Из их числа можно упомянуть И. Н. Юркина, Г. Т. Тимофеева, К. В. Иванова, Ф. П. Павлова. Правда, печатать свои произведения первым чувашским литераторам было трудно, но их обычно переписывала грамотная молодежь, и в таком виде они шли в народные массы.

Незадолго до революции 1905--1907 гг. чувашская литература вышла из стадии рукописной и начала распространяться гораздо шире. В 1906 г. вышла первая чувашская газета «Хыпар» («Вести»), в которой печатались и художественные произведения. Она издавалась в течение 1906 и 1907 гг. Несмотря на реакцию, наступившую после революционного подъема, число чувашских писателей возрастало.

Наиболее крупным из них был К. В. Иванов (1880--1915 гг.)--поэт, публицист, сатирик, переводчик. Писал он на родном языке и много сделал для его обогащения. Среди его произведений особенную известность получила поэма «Нарспи» с драматическим сюжетом из народной жизни. Писателями-сатириками, раскрывавшими социальные противоречия в чувашском обществе, были М. Ф. Акимов, Т. С. Семенов-Таер, Н. И. Полоруссов-Шелеби, М. Ф. Федоров, написавший прекрасную поэму «Ардури» («Леший»), полную картин социальной несправедливости и безотрадной жизни бедноты.

Широкую дорогу чувашской литературе открыла Октябрьская революция, в результате которой чувашский народ получил возможность полностью развернуть свои силы и способности. Если раньше в чувашском творчестве преобладала поэзия, то теперь писатели начали овладв вать и прозой, создавая небольшие рассказы, а затем и более крупные произведения. Большую помощь в становлении чувашской литературы оказали русские писатели, особенно А. М. Горький, который был непосредственно связан с писателями-чувашами.

Литература на родном языке, тесно связанная с практической жизнью народа, значительно содействовала повышению культурного уровня трудовых масс, их воспитанию в духе интернационализма. Среди прозаических произведений последних лет заметно выделяются романы из быта чувашей: «Деревня в ветлах» К. Турхана, «Близ Акрамова» Ф. Уяра, «Тридцатые годы» С. Аслана, повести «На Буинском тракте» А. Талвира, «Буйные ветры» М. Ухсая и др. Из поэзии наиболее популярны поэмы «Перевал» и «Дед Кельбук» Я. Ухсая, книги стихов «Песнь сердца», «Поют дубравы» и другие П. Хузангая и немало стихов молодых поэтов.

Произведения драматургов А. Калгана «Волна Октября», А. Эсхеля «Три свадьбы», В. Алагера, Н. Терентьева и других с успехом идут на сценах театров Чувашской АССР. Среди детских и юношеских книг наиболее популярны произведения Л. Агакова, В. Давыдова, Н. Евстафьева.

Лучшие произведения чувашских писателей и поэтов переведены на русский и другие языки народов СССР; в то же время многие писатели и специалисты-переводчики знакомят чувашей с произведениями русской и иностранной литературы.

Устное народное творчество:

  • · Предания
  • · Легенды
  • · Сказки
  • · Мифы
  • · Песни
  • · Загадки

Песенное творчество и народная инструментальная музыка составляют важнейшую часть традиционного искусства мари. Музыкально-песенная культура марийцев весьма своеобразна, в ней прослеживаются и финно-угорские корни, и влияние тюркской музыки, и воздействие русской песни. Первые попытки гармонизации марийских мелодий были предприняты в начале XX века. Однако начало профессиональной марийской музыки было положено в 20-е годы и связано с творческой деятельностью первого национального композитора И.С. Ключникова-Палантая (1886-1926) . Марийский фольклор стал важнейшей основой процесса формирования профессиональной музыки. Ее зарождение, как и в других национальных республиках Поволжья, начиналось с вокально-хорового творчества. И.С. Палантай получил образование регента в Казанском музыкальном училище, стажировался на регентских курсах Придворной певческой капеллы в Санкт-Петербурге. Творческая деятельность композитора связана с созданным им первым марийским хором при Марийском педтехникуме, для которого он писал обработки марийских народных песен и оригинальные сочинения песенного жанра. Самые известные хоровые сочинения композитора - «Кÿсле» (Гусли), «Вÿдшö йога » (Воды текут), «Йывырте » (Радуйся) и сегодня являются жемчужинами марийской хоровой музыки. После И. Палантая жанр вокально-хоровой музыки получил широкое развитие в творчестве Я.А. Эшпая, А.И. Искандарова, Н.А. Сидушкина. В творчестве названных композиторов расширилась тематика хоровой музыки, получили развитие новые жанровые разновидности.

В 30-е годы возникают первые профессиональные исполнительские коллективы. Была создана Хоровая капелла под управлением композитора, хорового дирижера А.И. Искандарова (ныне капелла носит его имя). В 1939 году капелла вошла в состав Ансамбля песни и пляски республики при созданной в 1938 году Марийской филармонии. В 40-50-е годы активно функционировал женский хор Радиокомитета (под управлением Н.А. Сидушкина). Большую популярность в 30-60-е годы получила песенная лирика и хоровые сочинения А. Искандарова («Не могу забыть», «Как мне быть», хоровые пейзажные зарисовки - «В лесу», «Кукушка» и др.). Значителен вклад в национальную вокально-хоровую музыку К. А. Смирнова. Его хоровые обработки отличаются яркостью звучания, картинностью, -«Туп-дуб-дуб», «Звонкоголосая гармонь» и др. Для музыки 70-90-х годов характерно стремление к циклизации хоровых миниатюр, обращение к крупным формам и жанрам. Были созданы первая марийская оратория С.Н. Макова «Муралтем мый йывыртен » (Я от радости пою) на стихи Й. Кырли, хоровой концерт Ю.С. Евдокимова, хоровая кантата В.А. Захарова «Чавайнлан семаршаш » (Венок Чавайну) на стихи С.Г. Чавайна. Сохраняется у современных авторов интерес к жанровой миниатюре (сочинения Ю.С. Евдокимова, В.М. Алексеева).

Симфоническая музыка в национальной культуре начиналась с инструментальных обработок народных песен, создания жанровых фольклорно-тематических сюит, картин, фантазий. Один из зачинателей марийской инструментальной музыки - Я. А. Эшпай («Марийский марш», «Марийская сюита» для симфонического оркестра, квинтет для деревянных духовых инструментов). Первые симфонические произведения марийских авторов носят народно-жанровый характер, преобладает метод орнаментального варьирования народно-песенных мелодий, наблюдается близость инструментального письма к вокально-хоровому. В последующие годы в творчестве К.А. Смирнова и Э.Н. Сапаева наметились два основных направления - драматического конфликтного и лирико-жанрового симфонизма. Ярким достижением марийской музыки стали 1 симфония и «Сернурская сюита» К. Смирнова, в ранг национальной классики вошли Симфониетта и «Торъяльская сюита» Э.Сапаева. В конце 70-х гг. новую сферу эпической образности развивает в симфонической музыке А.К. Яшмолкин (Симфония-поэма, Концертино-поэма). Драматическая напряженность характерна для симфонизма Ю. Евдокимова (1 и 2 симфонии 1978,1985 годах). В 70-е годы особенно активно начинает развиваться концертный жанр. Основываясь на национальном интонационном материале, А.Б. Луппов в 70-80 годах создает цикл концертов для деревянных духовых инструментов (флейты, кларнета, гобоя и фагота). Яркие образцы в концертном жанре представляют Концерт для флейты с оркестром В.М. Алексеева, Концертино для флейты и струнного оркестра В. А. Захарова, Концерт для скрипки с оркестром С.Н. Макова, Фортепианный концерт А.К. Яшмолкина, Элегия для гобоя и камерного оркестра В.Д. Кульшетова.

В национальной музыкальной культуре относительно поздно начали зарождаться крупные музыкально-театральные жанры - опера и балет. Первая марийская опера Э. Сапаева «Акпатыр », созданная по одноименной драме классика марийской литературы С.Г. Чавайна, появляется на сцене в 1963 году. Появление марийской оперы стало вехой в развитии национальной культуры. Она была поставлена объединенными силами приглашенных артистов-солистов, профессиональных музыкантов и самодеятельности города. Талантливый композитор создал историко-эпическое полотно о борьбе марийцев в рядах пугачевского восстания. В музыке оперы национальная мелодико-интонационная основа органично соединяется с классическими оперными формами. Вторая марийская опера «Элнет » И.Н. Молотова появляется в 1971 году. Она создана на основе одноименного романа С.Г. Чавайна и посвящена жизни марийской деревни в пореформенный период и первые послереволюционные годы. Третья национальная oпepa «Алдиар » Э.А. Архиповой, созданная по мотивам одноименной пьесы А.А. Волкова, повествует о событиях XVI века, связанных с христианизацией края.

Первый марийский балет «Лесная легенда» А.Б. Луппова поставлен по мотивам марийских народных сказок и легенд. Произведение вводит зрителей в волшебный мир леса, с которым издревле тесно связана жизнь марийцев. В основе драматургии лежит принцип лейтмотивных характеристик героев, показанных в конфликтном противоборстве доброго и злого начал. Музыка его поэтически претворяет марийские народно-песенные интонации. Премьера балета в 1973 году прошла с большим успехом. Последующие балеты А.Луппова, также связанные с национальной тематикой и мелосом: «Прерванный праздник», «Замок Шеремета». Из балетных произведений других современных авторов увидел свет рампы в 1984 году лишь балет «Живой камень» А. Яшмолкина. Сюжет балета, созданного на основе легенд, обращается к далекому историческому прошлому края, смутным временам родоплеменных войн.

Большую роль в подготовке музыкальных кадров сыграло Йошкар-Олинское музыкальное училище, основанное в 1931 году. Первоначально образовательное учреждение имело название Марийский техникум искусств. С 2006 года оно вошло в состав Республиканского колледжа культуры и искусств им. И.С. Палантая. С 1940 года существует Союз композиторов республики (ныне региональное отделение Союза композиторов России). Проводниками музыкальной культуры являются исполнительские силы республики. Старейший из них - Марийская государственная капелла им. А. Искандарова. Репертуар капеллы обширен, это произведения русской и зарубежной классики, сочинения зарубежных мастеров. Большое место в нем занимают произведения марийских композиторов, тесно связанные с народно-песенными истоками. Капелла исполняет музыку современных марийских авторов на фестивалях музыки республик Поволжья и Урала, представляет национальное искусство и за рубежом. В 2004 году капелла принимала участие во II Международном фестивале хорового искусства «Поющий мир» в городе Санкт-Петербурге и была удостоена памятной серебряной медали. В республике нет постоянного симфонического коллектива, однако в 70-80-х годах вел активную концертно-симфоническую деятельность оркестр музыкального театра под управлением В.Н. Бенедиктова, постоянно включая в программы произведения марийских композиторов. Сегодня симфоническая музыка звучит на концертах в исполнении оркестра Музыкального училища им. И.С. Палантая. Известен в республике и за ее пределами созданный в 1984 году С. Элембаевым оркестр народных инструментов «Марий кундем » («Марийский край»), - талантливый коллектив, дипломант Всероссийского конкурса, в репертуаре которого обработки народной песенно-танцевальной музыки, переложения сочинений марийских композиторов. Танцевальное искусство марийского народа отличается самобытностью и ярким национальным колоритом. Разнообразные по характеру и различные по манере исполнения народные танцы покоряют своей простотой, лиричностью, искренностью, раскрывая национальную душу, отражая особенности народного характера и темперамента. Танец является неотъемлемым атрибутом народного быта, обычаев, обрядов, верований. Танцы органично входили в состав обрядовых церемоний: исполнялись ритуальные танцы в свадебном, поминальном обрядах, существовали особые специфические танцы в обрядах календарного цикла. Сюжеты танцев и игровых увеселений разнообразны, тесно связаны с трудом и обычаями народа и отражают его жизнь. Во время весенних праздников в своих танцах и играх выражал надежду на хороший урожай, а осенью после окончания полевых работ радовался новому хлебу, прославлял добрых богов за их покровительство и щедрость. В древних танцах и играх видно подражание повадкам животных и птиц, в аллегорической форме изображались различные явления природы. Часто в играх и танцах изображалась борьба героя со злыми духами и нечистой силой.

Старинные марийские танцы подразделяются на два основных класса - обрядовые и бытовые. Среди обрядовых выделяются танцы-шествия и пляски особых персонажей, исполнявшиеся на поминках, свадьбах, обрядовых праздниках. Среди бытовых танцев известность получили танцы восточных мари «Веревочка», «Латкокыт » (Двенадцать), танцы с пением (мурен куштымаш ), танцы-игры «Пар кычалын » (Ищу пару), «Вÿд йоген » (Ручеек), «Строй».

Имея общую национальную основу, марийские танцы в разных районах проживания мари отличаются своеобразием. Сложилось много танцев с четким композиционным построением: «Кандыра » (Веревочка), «Вич мужыр » (Пять пар), «Ваш миен куштымаш » (Строй), «Кид совен куштымаш » (Хлопки). Марийские народные танцы органично входят в репертуар многочисленных фольклорных и фольклорно-этнографических ансамблей республики. Один из самых известных и именитых - фольклорный ансамбль «Марий памаш », созданный в 1975 году. Искусство самодеятельных артистов произвело огромное впечатление на фестивалях в Голландии и Испании, на концертных выступлениях в Эстонии. Активным пропагандистом марийского танца является танцевальный ансамбль «Рвезылык » («Молодость») при Республиканском колледже культуры и искусств.

Ведущим профессиональным исполнителем марийских национальных танцев является Государственный ансамбль танца «Марий Эл». Над постановками марийских танцев в 50-е годы работал заслуженный деятель искусств МАССР Н.М. Арбан. Большой вклад в развитие марийской танцевальной культуры внесли известные исполнители марийских танцев, заслуженные артисты МАССР - Н. Дружинина, Е. Данилова, А. Чеботкин, С. Асмаев. С 1975 года артисты ансамбля регулярно выезжали на гастроли за рубеж, коллектив выступал с концертами в Венгрии, Чехословакии, Мексике, Дании, Финляндии, ГДР, Франции, Бельгии. Государственный ансамбль танца «Марий Эл» является дипломантом XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в городе Москве (1985 г.), других престижных наград.

Марийская музыкально-песенная культура

Курсовая работа

"Марийская музыкально-песенная "


Вступление

Марийцы Пермского края

История музыкально-песенной культуры марийцев

Жанры марийских песен

Разбор произведений композитора А. Я. Эшпая

Марийский композитор Пермского края


Введение

На земном шаре проживает около 2-х тысяч народов и национальностей, которые отличаются друг от друга по языку, обычаям, традициям, а так же по культуре, в том числе и по музыкально – песенной. Причина этих отличий имеет глубокие исторические факторы заселения различных территорий, их жизненного уклада. Анализируя фольклорную музыку народов, которые принадлежат к различным культурам, мы можем увидеть, что музыкальная культура являлась самобытной, неповторимой, в то же время подчиняется общим закономерностям, выработанным на протяжении многих столетий. Как известно мелодия – это живой организм со своими особенностями и закономерностями. Мелодия развивается таким образом, что отдельные ее частицы находясь во взаимоотношении друг с другом, проходят определенные этапы развития, основываясь на закономерностях внутренней логики. Вероятно, здесь трудно определить что является основным, что второстепенным. Песни, находя путь к сердцу слушателя, не смотря на свою простоту и небольшой объем, содержат в себе генетический код, который является средоточием памяти народа. Подтверждение сказанному мы находим в устном народном творчестве разных народов, в пословицах, поговорках, сказках, где проявляются такие же черты.

Тема моего исследования

Актуальность исследования:

Проблема исследования:

Объект исследования: Песенный материал в котором раскрылась вся история и жизнь марийцев, обживающих новые края Пермские.

Предмет исследования: Материалы фольклорной экспедиции студентов и преподавателя Максименко О. М. в Суксунский район Пермского края, материалы собранные из различных музыкальных источников.

Цель исследования:

Гипотеза исследования:

Задачи исследования:

Смешанные (теоретические и практические).


Марийцы Пермского края

Марийцы – один из народов финно-угорской группы. Основная этническая территория – Среднее Поволжье, где происходило формирование марийского народа. В дореволюционных источниках марийцев еще называли черемисы.

Основная часть марийцев проживает на территории республики Мари-Эл. А так же на территориях Приуралья и Поволжья. Крупные ареалы расселения марийского народа есть так же в Кировской, Нижегородской, Свердловской областях и в Пермском крае, а так же в Республиках Башкортостан, Татарстан, Удмуртия.

Луговые марийцы расселены на левом берегу р. Волги, а горные марийцы – на правом берегу. Третья этнографическая группа – восточные марийцы. Она сформировалась на восточнее р. Вятки. К этой группе относится марийское население Татарстана, Башкортостана, Удмуртии, Пермского края и Свердловской области. Основатели восточных марийцев – выходцы «с луговой стороны» которые переселились на восток в 16-18 вв.

В пермском крае в 1989 г. марийцев проживало 6,6 тыс. человек, к 2002 году их осталось 5591 тыс. человек.

Основу марийского населения Прикамья составляют как поздние так и ранние переселенцы. Большое число марийцев в Пермском крае проживает в деревнях Суксунского, Чернушинскго, Октябрьского района.

Миграция марийцев на восток, за пределы этнической территории по мнению исследователей началась еще до присоединения Среднего Поволжья к Русскому государству. Первоначально марийцы проникли в Камско-вятское междуречье, а затем – в Закамье и Приуралье. Начало массовой миграции начались в 16 веке. В писцовых книгах М. Кайсарова 1623 -1624 гг. уже зафиксировано марийское население – « 4 –я юрта марийских» - в Сылвенско – Иренском поречье. В последующее время их численность увеличилась. В 1678 – 1679 гг. в Кунгурском уезде уже насчитывалось 100 марийских юрт с мужским населением 311 человек. Материалы переписанных книг Кунгурского уезда за 1704 год дают представления о численности и расселения марийцев в Сылвенско – Иренском поречье и на путях их миграции из Среднего Поволжья. В 1704 году в Кунгурском уезде насчитывалось 213 марийских семей, которые проживали в 19 деревнях с чистым марийским населением и в 4 деревнях – со смешанным населением. Эти сведения позволяют предполагать, что к концу 17 в. в Кунгурском уезде уже имелось значительное марийское население, и заселение марийцами продолжалось. Марийское переселенческое движение на Урал заканчивается к середине 18 в. Документы 17 начла 18 в. отмечают деревни марийцев сохранившиеся и в настоящее время: Тебеняки, Красный луг, Каменка. Среди жителей этих деревень до сих пор можно услышать предания о заселении марийцев на пермские земли. Группу марийцев. сложившуюся в верховьях р. Сылвы,принято называть сылвенскими марийцами. До 80-х годов 18 в. большинство марийских деревень современного Пермского края относились к Кунгурскому уезду. что закрепилось в одном из названий этой группы пермских марийцев – кунгурские марийцы. Позднее большая часть этих деревень отошла к Красноуфимскому уезду.

В Октябрьском районе пермского края располагается марийская деревня Тляково. По сохранившемуся преданию она возникла в конце 18в.

В Прикамье сложилось три ареала расселения марийцев:

1. Марийцы расселенные в настоящее время по реке Сылве(д. Каменка, д. Красный Луг, д. Сызганка, д. Тебеняки, д. Васькино, д. Иванково Суксунского района)

2. Марийцы расселенные по реке Сарсу(д. Тляково Октябрьского района). Они до сих пор сохраняют брачные и родственные связи с марийцами Свердловской области более всего с с. Юва.

3. Марийцы д. Буймарзино Октябрьского района и д. Текловка Чернушинского района.

Марийское население Прикамья является составной частью Восточных марийцев и до настоящего времени сохраняют многие черты марийской культуры.

Фольклор марийцев представлен такими жанрам, как исторические предания, мифологические рассказы, пословицы, поговорки и т. п. Среди самобытного творчества марийцев особо выделяют обрядовые мелодии, их исполняли при семейных обрядах, проводах в солдаты и т. д.

Особенность марийского фольклора – особый характер напева. Особенно разнообразны свадебные песни, которые сопровождают каждый этап свадебного обряда.

игры на которых отличает их от других народов. Инструментальное творчество тесно связано с песенным и хореографическим творчеством. Музыканты считались самыми дорогими гостями на свадьбах и других деревенских праздниках. Позднее гармонь затмила все остальные инструменты. И сейчас она играет значимую роль в праздничной и семейно – обрядовой жизни марийцев. Прикамские марийцы лучше всех сохранили национальную культуру и быт. Но в настоящее время ни в одной марийской деревне Пермского края не совершаются общественные моления с жертвоприношениями.

Песенное творчество и народная инструментальная музыка составляют важнейшую часть традиционного искусства мари. Музыкально-песенная культура марийцев весьма своеобразна, в ней прослеживаются и финно-угорские корни, и влияние тюркской музыки, и воздействие русской песни.

Первые попытки гармонизации марийских мелодий были предприняты в начале XXвека.

б)луговую

в)восточную

Песни этих групп различны в ладовом, ритмическом отношениях, по форме, диапазону и т. д. Большинство марийских песен основано на бесполутоновой пентатонике. Для восточных песен характерно сочетание пентатоники с другими диатоническими ладами. Большинство мелодий горных песен включает квартово-квинтовые, секстовые интонации без заполнения. Характерной особенностью протяжных марийских песен являются нерегулярно-переменные метры; для плясовых мелодий обычны чёткий ритм и постоянный размер.

Жанры марийских песен

Песни записанные в экспедиции Суксунского района

1. Гостевая улошная песня «Айда йолаш каена»(«Ваши гости будут рады»)

Песня двухголосная, поется в грудном регистре. Тональность ре минор. Размер 5/4. Ритмический рисунок ровный. Диапазон 1,5 октавы – ре малой октавы – ля первой октавы. Куплетная форма. Мелодия волнообразная, встречается скачок на кварту.

1. Айда олташ каена

Им Вуд серым

Ший вуд серым, ший Вудшам

Ой, подъелаш, подъелаш. – 2раза

2. Ший Вуд серым

Ший вудшим оно падья

Ший Вуд серый ший отмажья

3. Айда йолташ каена

Сар кукушпаш, сар мурыжым

4. Айда йолташ каена

Мор Аркашке

Мор Аркашке, мор саськажем

Саськажем оно ног

Сар шушеньемы жьем

Кольшташ, кольшташ. – 2 раза

6. Айда йолташ каена

Ял мучашке

Ял мучашке гармонь

Йукьем кольшташ. -2 раза

Йуовель она кольел

Ял мучаште гармонисты

Ваш Лиям. – 2 раза

2. Улошная песня «Корышко»(«На гору пойдем»)

Используется прием повторение. Размер 4/4. Тональность ля бемоль мажор. Темп исполнения умеренный. Диапазон песни секста – ля малой октавы – фа первой. Мелодия основана на терции и заполнении ее.

Мандолине тамодна

Ой, мандолине там одна

Ой, кид коено ёрлена

3. Вдруг запеле вдруг запеле

Ой, спелек тшаше тологонь

4. Кшёл ташен десканденек

Шошо маше тологонь

Ой, шошо маше тологонь

5. Ошто маше пидагама

Труда мино тогишо

Ой, труда мино тогишо

6. Тебе карда тогоняна

Особенность мелодии - много мелких длительностей, пунктирный ритмический рисунок. Диапазон песни секста, встречаются скачки на кварту, терцовый ход и заполнения его. Сложно-смешанный переменный размер.

1. Инжолаш татен,

Интяш поп манне тэнь, уалтэн

2. Монжатэнь мо онжела нахнэ

Интерпошман мэтэ, уалтэн

3. Иэрмэн толонтан ой коэна

Интетила конжала, киворла

4. Мэнитерна ждолонда ой коэна

Интетила конжала, киворла

5. Ишнэ кидольштэ олтэ болта

Эрнэ малантэ, керволтэ

6. Ишнэ кидольштэ олтэ болта эрнэ

Йонзолат контэр тайсяжир

Эрла кушугань, мура

9. Татэ тинда окта ужан

Эрла ушагань ужан

4. Детская шуточная песня «Изе витше»(«Маленькая птичка»)

Тональность си минор. Диапазон квинта. Ровный ритмический рисунок. Сложно-смешанный размер. Движение мелодии по секундам, есть скачок на кварту и ход по трезвучию.

Йолта талеш

Изе пушон тарва талеш

Изу пушон тарва та

Чевер, чевер, чевер, чевер

3. Туи джо

Йолта талеж

Сай саланэ, сай саланэ

Сай саланэ сералеш

4. Ту саламже

Мо шта сера йошкар, йошкар

Йошкар, йошкар

Йошкар арлеш сер теро

5. Изе витше

Изу пушон тарва та

5. Улошная частушка «Кече лектеш онжалеш»(«Солнце вышло и сияет»)

Тональность Размер 2/4. Диапазон 1. 5 октавы – ре первой октавы – соль второй октавы. Мелодия имеет большие скачки: на квинту, сексту, октаву. Встречаются синкопы. Каждый куплет сиквенциозно поднимается выше и выше

1. Кече лектеш онжалеш мардеш лектеш пуалеш

Канды тиран носовикем комталеш

Эрта, эрта юмореш кодешь, кодешь кумолеш

Уже меен араталме йолташем

2. Эх, йолташем капка онулко леектем

Канде тиран носовикем руизен ит шого

4. Тый алампум меньдешенч меенводом опташом

Ик олмажемь малаш рынот тынь серетоткерт

Мый тей денет кельшешем давседен каешеч

Мый веседен каемрынят тынь сереет откерт

1. Солнце вышло и сияет

Ветерок подувает

И сушит мой платочек,

Проходит, проходит моя жизнь

И остаеться одно воспоминание…

Но платочком не маши

Если у тебя есть другая,

То у меня может быть другой

И не думай, что сердце мое

Тревожиться о тебе

3. Ты черемуху посадил,

я водой поливала

Я тебе доверяла, а ты ушел к другой.

Если я уйду с другим ты ничего не скажешь.

Размер 4/4. Пунктирный ритм. Диапазон - кварта: ре первой октавы – ля первой октавы. Тональность до мажор.

Тучку дымку принеси.

Ветерок, подуй, кружась.

Мелкий дождь, лей на нас.

2. Марийская игра «В маки»

Тональность до мажор. Размер переменный. Пунктирный ритм. Диапазон – секста: ре первой октавы – фа первой октавы. Тональность

1. - Сизый голубь дружок,

Расскажи ты нам

Вот здесь сеют мак!

Вот так сеют мак!

2. - Сизый голубь дружок,

Расскажи ты нам

Как же мак растет

И как он цветет?

Вот так он растет!

3. Марийская игра «Зайчик»

Уач-уач, зайчик, куда мчишься?

Где твоя расплюшилась лапка?

В зимний холод на льду студеном.

Откусил рыжий лис за оврагом

4. Марийская считалка «В жмурки»

Размер 2/4. Тональность ля минор. Диапазон – квинта: ля первой октавы – ми второй октавы. Характер исполнения – бойко. Мелодия движется по секундам и терциям.

Сорок лип в лесу стоят,

Сорок птиц на них сидят,

Сорок первая летает,

А кто жмурка – вылетает!

5. Марийская народная песня «Мельница»

Характер медленно,скорбно. Тональность ре минор. Размер ¾. Характер исполнения медленно, скорбно. Диапазон 1,5 октавы: ре второй октавы – до первой октавы.

6. Марийская народная песня «Колыбельная»

Характер исполнения медленно. Размер 2/4. Тональность ми бемоль минор. Мелодия движется по терциям и секундам. Диапазон 1,5 октавы: ля первой октавы – си малой октавы.

Марийские композиторы России

Первым марийским композитором стал Иван Степанович Ключников-Палантай

Отец его, Степан Петрович, большую часть своей трудовой жизни проработавший на сплаве леса на Волге, обладал характером жизнерадостным, энергичным и волевым. А от матери Анастасии Яковлевны Ключниковой, он унаследовал большую музыкальность, искренность и чистоту души. Иван рос добрым, жизнерадостным мальчиком. Был рослым, крепким, с кудрявыми волосами. Рано научился играть на гармошке и гуслях.

Начало профессиональной марийской музыки было положено в 20-е годы и связано с творческой деятельностью первого национального композитора И. С. Ключникова-Палантая. Марийский фольклор стал важнейшей основой процесса формирования профессиональной музыки. Ее зарождение, как и в других национальных республиках Поволжья, начиналось с вокально-хорового творчества. И. С. Палантай получил образование регента в Казанском музыкальном училище, стажировался на регентских курсах Придворной певческой капеллы в Санкт-Петербурге. Творческая деятельность композитора связана с созданным им первым марийским хором при Марийском педтехникуме, для которого он писал обработки марийских народных песен и оригинальные сочинения песенного жанра. Самые известные хоровые сочинения композитора - «Кÿсле» (Гусли), «Вÿдшö йога» (Воды текут), «Йывырте» (Радуйся) и сегодня являются жемчужинами марийской хоровой музыки. После И. Палантая жанр вокально-хоровой музыки получил широкое развитие в творчестве Я. А. Эшпая, А. И. Искандарова, Н. А. Сидушкина. В творчестве названных композиторов расширилась тематика хоровой музыки, получили развитие новые жанровые разновидности.

Алексей Искандарович Искандаров

которое можно считать важным: он впервые слышит хор, многоголосое хоровое пение. Оно производит на него неизгладимое впечатление. От своего учителя В. Г. Бекбулатова Алексей Искандаров впервые услышал о композиторе Иване Степановиче Ключникове - Палантае, который пишет марийские песни для хора. Песни Палантая пел и хор детского дома, в том числе “Интернационал” на марийском языке в переложении Палантая.

В декабре 1920 года воспитанников детского дома, учащихся старших классов, везут в Николо-Березовку на Каме - в педтехникум. Среди них был и Искандаров, а также известный впоследствие писатель Яныш Ялкайн. Эта дружба стала союзом двух творческих личностей.

В 1924 году техникум переводят в город Бирск. Здесь он встречается с замечательными людьми, марийскими учителями-просветителями, которые многим помогли в его музыкальном становлении. Учитель музыки М. Е. Крылов обучал его игре на пианино. Директор педтехникума Л. Я. Мендияров лично знал композитора Палантая. Мендияров дал денег на дорогу, рекомендательное письмо, и Алексей Искандаров в 1925 году поехал в город Краснококшайск к композитору. Палантай принял его и рекомендовал учиться музыке серьезно, если он хочет стать музыкантом. Под его руководством Алексей прошел первоначальную школу дирижера-хормейстера, был старостой хора, приобрел навыки практической работы, часто проводил спевки, репетиции в отсутствии учителя. Общение с замечательным музыкантом явилось важной ступенью профессионального роста Искандарова.

После завершения учебы Искандаров уезжает работать в Мари-Турекский район - в Нартасский сельскохозяйственный техникум учителем музыки и пения. Однако мысль и желание стать музыкантом, учиться музыке дальше не покидают Искандарова.

В 1928 году он поступает в Московскую государственную консерваторию на дирижерско-хоровой факультет и учится у таких мастеров хорового дирижирования, как П. К. Чесноков, Н. М. Данилин, А. В. Никольский, И. В. Способин, А. В. Александров. В консерватории возвращается к сочинению музыки. Характерной тенденцией образования того времени было стремление приблизить учебный процесс к жизни, к практическим запросам культурного развития. Была установлена и обязательная длительная производственная практика.

в национальную вокально-хоровую музыку К. А. Смирнова. Его хоровые обработки отличаются яркостью звучания, картинностью, -«Туп-дуб-дуб», «Звонкоголосая гармонь» и др. Для музыки 70-90-х годов характерно стремление к циклизации хоровых миниатюр, обращение к крупным формам и жанрам. Были созданы первая марийская оратория С. Н. Макова «Муралтем мый йывыртен» (Я от радости пою) на стихи Й. Кырли, хоровой концерт Ю. С. Евдокимова, хоровая кантата В. А. Захарова «Чавайнлан семаршаш» (Венок Чавайну) на стихи С. Г. Чавайна. Сохраняется у современных авторов интерес к жанровой миниатюре (сочинения Ю. С. Евдокимова, В. М. Алексеева).

Кузьма Алексеевич Смирнов

Родился 10 октября в деревне Шихмамат Медведевского района РМЭ. Рос в крестьянской семье. После окончания Йошкар-Олинского музыкального училища поступил в Ленинградскую консерваторию. Его педагогами в области композиции были профессор Х. С. Кушнарёв, Д. Д. Шостакович, Б. А. Арапов.

Во время учебы в училище, консерватории и особенно в годы работы в МарНИИ – сначала заведующим сектором искусств, а затем – научным сотрудником по музыкальному фольклору (1943-1947) – Смирнов много ездит по Марийской республике, Башкирской, Татарской АССР, Кировской и Пермской областях с целью записи музыкального фольклора. Им было собрано и обработано около 700 марийских народных мелодий.

Своеобразием и оригинальностью отличаются обработки народных песен Смирнова, основанные на сочинении приемов народного творчества и профессионального искусства. К. Смирнов впервые в истории марийской музыки обращает к крупным симфоническим жанрам. Им созданы две симфонии, фантазия на горномарийские темы, музыкальные картины, поэма и др. Музыка к драматическим спектаклям, романсы, произведения для фортепиано, для скрипки и фортепиано – таков далеко не полный перечень жанров, свидетельствующий о широте творческих интересов композитора.

Значительный вклад в развитие национального искусства отмечен присвоением его имени ДМШ в посёлке Медведево.

Разбор произведений композитора А. Я. Эшпая

марийский песня композитор сборник

Андрей Эшпай родился в г. Космодемьянске на р. Волге. Годы жизни 1925г. -… . Марийский советский композитор, хоровой дирижёр, педагог, фольклорист. Заслуженный деятель искусств Mapийской АССР (1941). В 1930 окончил Московскую консерваторию (класс Г. Э. Конюса), в 1933-аспирантуру. Кандидат искусствоведения (1946). В 1913-27-преподаватель пения, музыкант, хормейстер. Написал музыку к спектаклям Марийского театра: "Шурко" Шкетана, "Мулшатар" (совместно с Л. Н. Сахаровым) и "Марийская рота" Чавайна (1934) и произведения других жанров.

По натуре Андрей Эшпай - человек энергичный, порывистый, остроумный, обаятельный (и внутренне, и внешне), невероятно работоспособный и целеустремленный. А за всем этим - глубокий ум, ранимость, душевная чистота. Он мгновенно проникает в суть сложнейшего вопроса и непременно находит верное решение, он открыт и прост в общении, всегда протянет руку помощи, окажет поддержку.

На формирование творческой личности Андрея Эшпая - выдающегося композитора современности, ярчайшего представителя российской музыкальной культуры, основное влияние, несомненно, оказали родители. В семье Эшпаев музицирование было любимым времяпровождением

зарисовок. Яков Эшпай - создатель первых марийских инструментальных произведений для симфонического, духового оркестров, оркестра народных инструментов, для скрипки и фортепиано, большого числа сольных и хоровых вокальных сочинений.

Мать Андрея Эшпая, Валентина Константиновна (1898-1982), учительница русского языка и литературы, знаток родных русских песен, а также марийских, чувашских, мордовских, которые с юности пела в учительском хоре.

Андрей Эшпай закончил музыкальную школу, а затем училище имени Гнесиных по классу фортепиано у преподавателя В. Листовой. С 1948 г. по 1953 г. Эшпай – студент Московской консерватории, где его учителями были профессор Н. Я. Мясковский, затем профессор Е. К Голубев и профессор В. В. Сафроницкий. В аспирантуре Эшпай занимался в классе А. И. Хачатуряна.

Марийский фольклор с первых сочинений властно захватил фантазию молодого композитора.

Популярным композитором он стал после написания его известных ныне произведений: «Отчего, почему?», вальс – романс «В нескучном саду», «Песня о дружбе» и др.

Сл. Л. Дербенева

Пеня «Йошкар-Ола» посвящается родному городу композитора. В ней он выразил всю свою любовь к Родине. По жанру это патриотическая песня. Фактура изложения одноголосная. Тональность ми бемоль мажор, отклонений и модуляций нет. Фортепианное сопровождение построено на септаккордах и нонаккордах. Размер 4/4. Темп воспроизведения – andante. Произведение написано для сольного исполнения. Диапазон – 1,5 октавы: си бемоль малой октавы – ре второй октавы. Особенности произведения: 1) мелодия движется по полутонам,секундам, терциям. 2)Есть квартовые, секстовые скачки. 3) наличие пентатоники. Андрей Яковлевич так хорошо знает мелодии своих народных песен, что легко может вставить пентатонику и другие характерные черты.

Сл. Дербенева

Песня о студенческой жизни. Композитор описывает лучшие годы жизни – студенческие. Так же в песне говорится о дружбе – «…радостно и весело, что друзья ждут в любой дали…».

Темп исполнения allegrovivo. Размер 4/4. Тональность ми бемоль мажор. Во всех произведениях А. Я. Эшпая фортепианное сопровождение основано на септаккордах и нонаккордах. Песня написана для исполнения хором. Часто встречается пентатоника. Общий диапазон голосовых партий – 2 октавы: ля малой октавы – ми второй октавы.

«Далеко и близко » сл. Дербенева

Лирическая песня о любви. Композитор в своей песне выразил эмоции, чувства, переживания, которые его тревожили на тот момент. В названии произведения есть противоречие, так и в мелодии это присутствует. Тональность ля минор. Размер 4/4. Динамика на пиано на протяжении всего произведения. Характер исполнения – неторопливо. Песня написана для сольного исполнения. В мелодии присутствуют скачки на кварту, квинту, октаву. Диапазон – 1,5 октавы: ля малой октавы – до второй октавы. в мелодии много повторяющихся нот.

«Еду я…»(из кинофильма «Лушка») сл. Л. Дербенева, В. Котова, М. Пляцсковского

Размер 4/4. Тональность соль минор. Темп исполнения – скоро. Фактура изложения одноголосная. Начинается произведение на форте, а заканчивается на пианиссимо. Форма куплетная. В мелодии присутствуют скачки на кварту, сексту.


Марийский композитор из Суксунского района

Не каждая российская деревня может похвастаться тем, что один из ее жителей - член Союза композиторов, заслуженный работник культуры и создатель гимна своей республики. А вот деревня Иванково Суксунского района Прикамья может гордиться этим с полным правом. Создатель гимна Республики Марий Эл, преподаватель Суксунской детской школы искусств Юрий Евдокимов в 1993 году вернулся после тридцатилетнего отсутствия на свою малую родину.

За прошедшие годы он сделал многое, в том числе работал с одаренными детьми в Йошкар-Олинском специальном музыкально-художественном интернате, в хоровой капелле, где совмещал обязанности солиста, хормейстера и композитора.

колледжи и училища. Несмотря на то, что Евдокимов живет в небольшой деревне, его музыкальные сборники издаются в Йошкар-Оле. А гордость музыканта, детский вокальный ансамбль «Урал СЭМ», которым он руководит вот уже 10 лет, знают во всех марийских и татарских деревнях Суксунского района.

В феврале 2003 года «Урал СЭМ» участвовал в областном празднике национальной авторской песни «Мир дому твоему» и победил в номинации «Развитие и сохранение марийской песни», исполняя песни самого Юрия Евдокимова. Композитор строго следит за правильным исполнением, чтобы были выдержаны национальные марийские особенности пения.

Заключение

Основу марийского населения Прикамья составляют как поздние так и ранние переселенцы. Большое число марийцев в Пермском крае проживает в деревнях Суксунского, Чернушинскго, Октябрьского района. Марийское население Прикамья является составной частью Восточных марийцев. В праздничной и семейно – обрядовой жизни марийцев песенная музыкальная культура занимает одно из главных мест.

В настоящее время в нашем крае:

· проходят традиционные праздники марийцев,

· создаются коллективы народных песен марийцев в Суксунском, Октябрьском и Чернушенском районах.

· Юрий Евдокимов наш земляк из Суксунского района - член Союза композиторов, заслуженный работник культуры и создатель гимна республики Мари Эл один из таких энтузиастов.

Это дает нам право говорить о том, что

Марийская музыкально-песенная культура находится на стадии возрождения в Пермском крае.

Тезисы

Тема моего исследования : «Марийская музыкально-песенная культура».

Актуальность исследования: заключается в том, что Марийцы один из старейших этносов Пермского края. У нас в колледже постоянно изучаются народы Пермского края, поэтому нахождение и пополнении песенным репертуаром марийцев курсовых ансамблей Пермского краевого колледжа искусства и культуры сегодня очень актуально.

Проблема исследования: Отсутствие репертуарных сборников марийских песен в Пермском крае.

Объект исследования:

Материалы фольклорной экспедиции студентов и преподавателя Максименко О. М. в Суксунский район Пермского края, материалы, собранные из различных музыкальных источников.

Цель исследования: Составление методического пособия для студентов специализации народное хоровое творчество.

Марийская музыкально-песенная культура находится на стадии возрождения в Пермском крае.

· Изучить, с исторической точки зрения, заселение марийцами территории Пермского края.

· Найти народный музыкальный материал марийцев и проанализировать его.

· Познакомиться с композиторами России по национальности- Марийцами.

Методы исследования:

В курсовой работе я рассматривала тему «Марийская музыкально-песенная культура» в двух направлениях:

o Найденные в музыкальных изданиях

o Записанные в экспедиции в Суксунском районе

2. Марийские композиторы.

Основная часть марийцев проживает на территории республики Мари-Эл, а так же на территориях Приуралья и Поволжья. Крупные ареалы расселения марийского народа есть так же в Кировской, Нижегородской, Свердловской областях и в Пермском крае, а так же в Республиках Башкортостан, Татарстан, Удмуртия.

Луговые марийцы расселены на левом берегу р. Волги, а горные марийцы – на правом берегу. Третья этнографическая группа – восточные марийцы. Она сформировалась на восточнее р. Вятки. К этой группе относится марийское население Татарстана, Башкортостана, Удмуртии, Пермского края и Свердловской области. Прикамские марийцы лучше всех сохранили национальную культуру и быт.

В Пермском краевом колледже искусства и культуры на специализации народное хоровое творчество есть традиция ездить по всему Пермскому краю в экспедиции. В 2007 году группа студентов под руководством Максименко Ольги Михайловны отправились в экспедицию в Суксунский район. Оттуда они привезли много марийских песен, в своей курсовой работе я изучала и анализировала эти песни.

времён является лирическая песня. В основе своей она одноголосна и лишь в современном песенном творчестве наблюдается зарождение многоголосия.

Проанализировав песни марийцев Пермского края, я пришла к выводу, что они различны в ладовом, ритмическом отношениях, по форме, диапазону и т. д. Большинство марийских песен основано на бесполутоновой пентатонике. Для пермских песен характерно сочетание пентатоники с другими диатоническими ладами. Большинство мелодий включает квартово-квинтовые, секстовые интонации без заполнения. Характерной особенностью протяжных марийских песен являются нерегулярно-переменные метры; для плясовых мелодий обычны чёткий ритм и постоянный размер.

Я изучала творчество марийских композиторов:

· Ключникова-Палантая

· Искандарова

· Евдокимова- нашего земляка

· А. Я. Эшпая. Его произведения я проанализировала. Андрей Яковлевич так хорошо знает мелодии своих народных песен, что легко может вставить пентатонику и другие характерные черты марийских песен в свои произведения.

В пермском крае в 1989 г. марийцев проживало 6,6 тыс. человек, к 2002 году их численность составляла 5,6 тыс. человек.

Основу марийского населения Прикамья составляют, как поздние так и ранние переселенцы. Большое число марийцев в Пермском крае проживает в деревнях Суксунского, Чернушинскго, Октябрьского района. В праздничной и семейно – обрядовой жизни марийцев песенная музыкальная культура занимает одно из главных мест.

В настоящее время в нашем крае проходят традиционные праздники марийцев, создаются коллективы народных песен марийцев в Суксунском, Октябрьском и Чернушенском районах.